Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Устное народное творчество.»
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Устное народное творчество. Обобщение"»
ТЕМА УРОКА: «Устное народное творчество. Обобщение».
Цели: создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
Планируемые образовательные результаты: предметные: научатся читать, выражая настроение произведения, учитывая ритм текста; получат возможность научиться контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; исправлять свои ошибки при повторном чтении; планировать работу с произведениями в соответствии с условными обозначениями видов деятельности; метапредметные: познавательные: обобщают собственные представления; регулятивные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, отвечают на вопросы; личностные:владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.)
Учитель: Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да потому,
Что без нее нельзя нам
II. Речевая разминка.
Учитель: Научитесь читать текст скороговоркой: (слайд 1)
У чибиса – чудеса:
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
С лисами, с весной, с лесами?
С чибисами, с чудесами?
В. Бахревский
III. Проверка домашнего задания.
Выставка подготовленных иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди». Пересказ отрывка, которому она соответствует.
IV. Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию. Наш урок посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете работать в команде, помогать друг другу. (слайд 2)
V. Обобщение по разделу.
1. Задание «Виды фольклора».
Учитель: Назовите как можно больше видов фольклора. Один ученик записывает, а другие перечисляют.
Учитель: Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички. (5 минут.)
ФИЗМИНУТКА
Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, три – четыре,
И на месте поскакать –
Раз, два, три, четыре, пять.
5. Викторина:
Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)
Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.)
Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)
Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)
Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)
Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)
Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)
6. Определите вид УНТ. (слайды 6-7)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди-ка ты! (считалка)
Трах-трах, тарарах.
Едет мышка на ежах.
- Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты ёж. (небылица)
Сшила Саша Саньке шапку. (скороговорка)
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А ещё хочешь?
- Хочу! (прибаутка)
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать. (песня)
VI. Самостоятельная работа. Тест.
1. Определи жанр произведения:
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке.
Уточки на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
а) пословица; б) небылица; в) скороговорка
2. Определи жанр произведения:
Ходит Сон у окон.
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
а) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка.
3. Определи жанр произведения:
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застала.
а) загадка; б) пословица; в) скороговорка
4. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это –
а) считалка; б) пословица; в) загадка.
5. Какая из этих сказок не является народной?
а) «Два Мороза»;
б) «Лиса и журавль»;
в) «Сказка о рыбаке и рыбке».
VII. Итог урока.
Учитель: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями!
- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал. Итоги, награждение.
Учитель: Сегодня все, кто принимал участие, получат только пятерки!
VIII. Рефлексия. (слайд 9)
Учитель: В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.