kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Как определить род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Как определить род имён существительных"  3 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как определить род имён существительных"»

Класс 3

Учитель: Конюхова И.Ю.

Предмет: русский язык УМК «Школа России».

Автор учебника: В.П.Канакина

Тема урока: «Как определить род имён существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число имён существительных. Задачи: формировать личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;

-познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;

-регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

-коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других.


Методы урока: деятельностный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации деятельности на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, доска, мультимедийная установка, презентация, карточки для работы; памятки.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Учитель рассказывает:

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать сегодня мы будем под девизом : «Знание собирается по капле».

Записывают число, классная работа.

Слайд 1.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Мысленно скажите:

Я исследователь, я учёный. Мои мысли ясные, ибо я исследователь, мои мысли умные, яркие, ибо я исследователь. Мысленно пожелайте друг другу хороших идей, ясных мыслей, дружной работы.

2.Актуализация знаний.

Слайд 2.

- Прочитайте слова.

Давайте вставим пропущенные буквы, объясним орфограмму. Работаем чётко: орфограмма, проверочное слово.

Свеча, голубь, пчела, сердце, малыш, солнце.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Что мы знаем об имени существительном?

Составление кластера.

На доске: Имя существительное

Учащиеся вешают на доску таблички:

Обозначает предмет

кто? что?

собственное нарицательное

одушевлённое неодушевлённое

изменяется по числам

множественное единственное

3.Самоопределение к деятельности.

- Давайте вернёмся к нашим словам. На какие группы вы можете разделить эти слова?
- Назовите одушевлённые имена существительные.

- Неодушевлённые…

- Вы разделили их на 2 группы. А теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- Почему не получается выполнить?

-Значит, существует ещё какой-то признак, по которому можно делить имена существительные.

- В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи.

- Давайте проявим смекалку и разгадаем ребус, который нам подскажет тему сегодняшнего нашего урока.

Слайд 3

шаР+зОнт+Душ

-Что получилось?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

Слайд 4

  1. Узнать… (какого рода бывают имена существительные)



  1. Научиться…(определять род имён существительных)



  1. Применить…(применить новое знание в работе)



- Итак, как вы понимаете слово род?

Род – это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

4.Открытие детьми нового знания.

- Послушайте сказку «Как у существительных род появился». Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.

А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: «Мои».

А все остальные слова остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к королеве. Муж говорит: « Вот ключ к моим словам», и говорит: « Он мой». А жена говорит: «Вот ключ к моим словам», и говорит: « Она моя».

- Как назвать род слов мужа?

- А род слов жены?

- Как назвать род слов посередине?

- Как вы думаете, какой ключ к ним?

- Королева наградила мужа и жену и сказала: « Спасибо». Вот так род у существительных появился. С тех пор королева не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Памятки положить на парты.

Чтение хором памятки.

– Теперь это правило и ваше. Королева вам его дарит. На какие три группы можно разделить слова?

- Какие слова помощники помогают определить род?

-Как же определить род имён существительных?

- Попробуем. Давайте вернёмся к нашим словам и попробуем определить род.

Слайд 5

Ребята подставляют слова помощники к словам на доске и определяют род.

- На какие три группы мы разделили существительные?

- По какому признаку мы разделили слова?

-Давайте подытожим наше открытие. В учебнике написано правило об определении рода существительного. Мы сейчас попробуем провести экспертизу.

Учащиеся читают правило.

- Как вы думаете данный текст подтверждает наши выводы?

5.Первичное закрепление.

- А сейчас давайте попробуем применить наше новое знание в работе.

-В учебнике найдите упражнение 39 . Определите, к какой части речи относятся слова в этом упражнении.

-Правильно, это имена существительные. Сейчас вы их распределите по родам. На доске вы видите три домика. Жителями первого домика являются имена существительные мужского рода, второго домика – женского рода, третьего – среднего рода. Сейчас мальчики найдут жителей первого домика, девочки – второго домика, и потом все вместе мы найдём жителей третьего домика. А чтобы вам было легче, обратите внимание, что каждый домик уже имеет слова – помощники (он мой, она моя, оно мое).

(каждый ученик ряда подходит к доске и поселяет слово в свой «домик»)

-Молодцы, справились быстро. Давайте проверим, нет ли ошибок

(взаимопроверка: девочки проверяют у мальчиков, мальчики – у девочек ).

Все вместе находят и распределяют слова среднего рода.

- Итак, каким словом можно заменить слова мужского рода?

- Каким словом можно заменить слова женского рода?

- Каким словом можно заменить слова среднего рода?

-Давайте назовём окончания в словах.

- Назовите окончания имен существительных мужского (нулевое, -я, -а), женского (а,я, нулевое), среднего рода (е,о).

- Прочитайте рубрику Обратите внимание!

- Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имен существительного?

6.Закрепление нового материала.

-Посмотрите на доску. Прочитайте задание.

Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания из слов, данных слева и справа от линии

Душистая пальто

Красный картофель

Зимнее сирень

Жареный повидло

Яблочное помидор

- Из каких частей речи составлены словосочетания?

- Укажите род имён существительных.

-Подчеркните в именах существительных непроверяемые орфограммы.

7.Словарная работа.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом с непроверяемой безударной гласной в корне. Для этого разгадаем ребус.

- Что означает слово кровать. Обратимся к толковому словарю.

Читает ученик.

- Какую букву нужно запомнить в этом слове?

- Запишите слова кровать, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Составьте предложение с этим словом, запишите в тетрадь.

- Запомните написание этого слова.

8.Закрепление изученного материала.

- Ребята, нужна наша помощь мальчику Вове из мульфильма «Возвращение блудного попугая». У него пропал попугай Кеша. Давайте поможем найти попугая, собрав правильно пазлы, мы узнаем, где он.

9.Рефлексия. Итог урока.

– Давайте, проверим: смогли ли мы достичь поставленных задач?

Слайд 6

- Дополните одну из фраз

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

-Что вы запомнили о роде имён существительных?

- Кто или что вам помогало справиться с заданиями?

- Для чего нам необходимо определять род имён существительных?

10.Оценка и самооценка.

- Оцените свою работу, пожалуйста, на уроке.

Слайд 7

- На экране 2 пословицы.

«Дело мастера боится» (вы научились и можете помочь другим)

«Добрый разум не наживают разом» (если вы считаете, что надо ещё поработать над темой).

- Урок окончен. Всем спасибо за работу и хорошего настроения.

11.Домашнее задание.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Как определить род имён существительных"

Автор: Конюхова Ирина Юрьевна

Дата: 30.09.2023

Номер свидетельства: 637438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Род имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "102796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402552816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока по русскому языку на тему "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_rod_imion_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "392704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487271522"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "РОД У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokanatiemuroduimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "275307"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452537842"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме:«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672275"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Род несклоняемых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428592124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства