Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как определить род имён существительных"»
Класс3
Учитель: Конюхова И.Ю.
Предмет: русский язык УМК «Школа России».
Автор учебника: В.П.Канакина
Тема урока: «Как определить род имён существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число имён существительных. Задачи:формировать личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;
-познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;
-регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;
-коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других.
Методы урока:деятельностный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации деятельности на уроке:групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:учебник, доска, мультимедийная установка, презентация, карточки для работы; памятки.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Учитель рассказывает:
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать сегодня мы будем под девизом : «Знание собирается по капле».
Записывают число, классная работа.
Слайд 1.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Мысленно скажите:
Я исследователь, я учёный. Мои мысли ясные, ибо я исследователь, мои мысли умные, яркие, ибо я исследователь. Мысленно пожелайте друг другу хороших идей, ясных мыслей, дружной работы.
- Давайте вернёмся к нашим словам. На какие группы вы можете разделить эти слова? - Назовите одушевлённые имена существительные.
- Неодушевлённые…
- Вы разделили их на 2 группы. А теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Почему не получается выполнить?
-Значит, существует ещё какой-то признак, по которому можно делить имена существительные.
- В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи.
- Давайте проявим смекалку и разгадаем ребус, который нам подскажет тему сегодняшнего нашего урока.
Слайд 3
шаР+зОнт+Душ
-Что получилось?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Какие задачи перед собой поставим?
Слайд 4
Узнать… (какого рода бывают имена существительные)
Научиться…(определять род имён существительных)
Применить…(применить новое знание в работе)
- Итак, как вы понимаете слово род?
Род – это семья, родня.
- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.
4.Открытие детьми нового знания.
- Послушайте сказку «Как у существительных род появился». Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.
А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: «Мои».
А все остальные слова остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к королеве. Муж говорит: « Вот ключ к моим словам», и говорит: « Он мой». А жена говорит: «Вот ключ к моим словам», и говорит: « Она моя».
- Как назвать род слов мужа?
- А род слов жены?
- Как назвать род слов посередине?
- Как вы думаете, какой ключ к ним?
- Королева наградила мужа и жену и сказала: « Спасибо». Вот так род у существительных появился. С тех пор королева не путает род и говорит:
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Памятки положить на парты.
Чтение хором памятки.
– Теперь это правило и ваше. Королева вам его дарит. На какие три группы можно разделить слова?
- Какие слова помощники помогают определить род?
-Как же определить род имён существительных?
- Попробуем. Давайте вернёмся к нашим словам и попробуем определить род.
Слайд 5
Ребята подставляют слова помощники к словам на доске и определяют род.
- На какие три группы мы разделили существительные?
- По какому признаку мы разделили слова?
-Давайте подытожим наше открытие. В учебнике написано правило об определении рода существительного. Мы сейчас попробуем провести экспертизу.
Учащиеся читают правило.
- Как вы думаете данный текст подтверждает наши выводы?
5.Первичное закрепление.
- А сейчас давайте попробуем применить наше новое знание в работе.
-В учебнике найдите упражнение 39 . Определите, к какой части речи относятся слова в этом упражнении.
-Правильно, это имена существительные. Сейчас вы их распределите по родам. На доске вы видите три домика. Жителями первого домика являются имена существительные мужского рода, второго домика – женского рода, третьего – среднего рода. Сейчас мальчики найдут жителей первого домика, девочки – второго домика, и потом все вместе мы найдём жителей третьего домика. А чтобы вам было легче, обратите внимание, что каждый домик уже имеет слова – помощники (он мой, она моя, оно мое).
(каждый ученик ряда подходит к доске и поселяет слово в свой «домик»)
-Молодцы, справились быстро. Давайте проверим, нет ли ошибок
(взаимопроверка: девочки проверяют у мальчиков, мальчики – у девочек ).
Все вместе находят и распределяют слова среднего рода.
- Итак, каким словом можно заменить слова мужского рода?
- Каким словом можно заменить слова женского рода?
- Каким словом можно заменить слова среднего рода?
-Давайте назовём окончания в словах.
- Назовите окончания имен существительных мужского (нулевое, -я, -а), женского (а,я, нулевое), среднего рода (е,о).
- Прочитайте рубрику Обратите внимание!
- Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имен существительного?
6.Закрепление нового материала.
-Посмотрите на доску. Прочитайте задание.
Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания из слов, данных слева и справа от линии
Душистая пальто
Красный картофель
Зимнее сирень
Жареный повидло
Яблочное помидор
- Из каких частей речи составлены словосочетания?
- Укажите род имён существительных.
-Подчеркните в именах существительных непроверяемые орфограммы.
7.Словарная работа.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом с непроверяемой безударной гласной в корне. Для этого разгадаем ребус.
- Что означает слово кровать. Обратимся к толковому словарю.
Читает ученик.
- Какую букву нужно запомнить в этом слове?
- Запишите слова кровать, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
- Составьте предложение с этим словом, запишите в тетрадь.
- Запомните написание этого слова.
8.Закрепление изученного материала.
- Ребята, нужна наша помощь мальчику Вове из мульфильма «Возвращение блудного попугая». У него пропал попугай Кеша. Давайте поможем найти попугая, собрав правильно пазлы, мы узнаем, где он.
9.Рефлексия. Итог урока.
– Давайте, проверим: смогли ли мы достичь поставленных задач?
Слайд 6
- Дополните одну из фраз
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
-Что вы запомнили о роде имён существительных?
- Кто или что вам помогало справиться с заданиями?
- Для чего нам необходимо определять род имён существительных?
10.Оценка и самооценка.
- Оцените свою работу, пожалуйста, на уроке.
Слайд 7
- На экране 2 пословицы.
«Дело мастера боится» (вы научились и можете помочь другим)
«Добрый разум не наживают разом» (если вы считаете, что надо ещё поработать над темой).
- Урок окончен. Всем спасибо за работу и хорошего настроения.