kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока грамоты "Буква "И""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по грамоте разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока грамоты "Буква "И""»

Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский педагогический колледж»

(ОГБПОУ «РПК»)



Конспект урока грамоты

Тема: «Буква И, и. Звук [и]»




ФИО студента: Копытова Полина Дмитриевна

ФИО методиста:

Допуск к проведению:

«______» ____________________ 20___ г.



Отметка: ____________________

Подпись: ____________________






Рязань, 2022

Предмет: грамота

Тема урока: «Буква И, и. Звук [и]».

Класс: 1.

Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: сформировать представление о букве И, и; звуке [и].
Задачи:

  1. Образовательные:

Знать:

  • какой буквой обозначается звук [и];

  • характеристику звука [и];

  • как проводится звуковой анализ слов.
    Уметь:

  • объяснять, какой буквой обозначается звук [и];

  • рассказывать характеристику звука [и];

  • проводить звуковой анализ слов;

  • уметь читать слоги и слова с буквой И.
    2. Развивающие:

  • развивать грамотную речь, фонематический слух, память, внимание;

  • развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

  • развивать коммуникативный навык (работа в парах).

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету «Грамота»;

  • воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник «Азбука» под ред. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. (1 часть), стр.72, интерактивная доска с презентацией, маркерная доска, раздаточный материал (прописи, текст, схема).



Ход урока:

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р-

регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний.

Словесный (беседа), наглядный (пословица на слайде)

(Создаёт определённый настрой).

-Здравствуйте, ребята.


-Садитесь.

Меня зовут Полина Дмитриевна и я проведу у вас урок грамоты. А начать его я хотела бы с пословицы. Обратите внимание на слайд.

-Кто может громко, чётко прочитать её?

-Да, пожалуйста, Света.


-Спасибо, молодец!

-Ребята, а как вы понимаете, о чём данная пословица?




-Отлично! Абсолютно верно!

Обучение грамоте – это основа наших с вами знаний.



(Приветствуют учителя стоя).

(Садятся за парты).


(Слушают).




(Поднимают руки).


-Грамоте учиться – всегда пригодится.


-О том, что нужно учить грамоту.

-О том, что грамота пригодится нам в жизни.

Ф-фронтальная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 1);

Пословица.

Приложение 1.


Читать вслух небольшие тексты разного вида.

П-Строить несложные цепочки логических рассуждений;

чётко выражать своё мнение.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Повторение изученного материала.

Словесный (беседа), наглядный (слова на слайде)

-Ребята, вспомните с каким звуком и какой буквой вы знакомились на прошлом уроке?

-Отлично!

-А вы можете назвать характеристику звука [у]?

-Он гласный или согласный?

-А как вы поняли, что это гласный звук?


-Верно, молодцы!

-А что же можно ещё определить у этого гласного звука?

-Конечно.

-У меня на доске есть слова.

-Вика, прочитай их пожалуйста.

-Спасибо!

-А теперь посовещайтесь в парах и определите, в каких словах звук [у] - ударный.

-Итак, в каких же словах ударение падает на букву У?

-Совершенно верно, молодцы!


-Со звуком [у].

С буквой У.






-Гласный.

-При произнесении гласного звука струя воздуха не встречает преград.


-Ударный он или безударный.




Утюг, утка, улитка, ухо.


(Совещаются)



-Утка, ухо.

Ф-фронтальная;

П-

парная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 2);

Слова.

Приложение 2.


Сформированность положительной мотивации к чтению;

Овладение умением определения характеристики звуков.

П-Строить несложные цепочки логических рассуждений.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-Отвечать на вопросы учителя.

К-Воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению заданий).


Начальные основы мотивации учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения.

3.Выявление места и причины затруднения

Создание условий для осознания обучающимися того, каких именно им знаний не хватает.

Словесный (беседа).

-Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны услышать, какой звук часто в нём повторяется.

Игорёк Играл на скрИпке, НИне он дарИл улыбкИ. Игорьку Играла НИна

На красИвом пианИно.

А Ирина этой паре

Подыграла на гИтаре.

-Какой же звук в этом стихотворении повторяется чаще всего?

-Верно, молодцы!

-А вы знаете характеристику этого звука?

-Почему?












-Звук [и].




-Нет.


-Потому что мы ещё не знакомились с этим звуком.

Ф –

Фронтальная

Стихотворение Шотт К.


Понимание на слух речь учителя.


П-строят несложные цепочки логических рассуждений.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-Отвечать на вопросы учителя.

Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать проектированию обучающимися процесса построения нового знания.

Словесный (беседа), наглядный (презентация).

-Тогда вы уже, наверное, догадались какова будет тема сегодняшнего урока?

-Правильно. Тема урока: «Буква И, и. Звук [и]»

-Тогда какую же можно поставить цель?


-Умница, абсолютно верно!

-Давайте же сейчас составим план изучения данной темы. На доске представлены картинки. Перо означает, что вы научитесь записывать звук [и] буквой, звуковая схема говорит о том, что вы научитесь делать звуковой анализ слов со звуком [и]; звук [и] означает, то, что вы узнаете его характеристику.

-Итак, как вы думаете, что нужно узнать первым делом?

-Что будет следующим?

-Умница!

-И последнее?

-Спасибо! Молодцы!

-Теперь можем переходить к изучению темы.


- Звук [и]

-Буква И, и.




-Познакомиться с буквой И и звуком [и].













-Характеристика звука.

-Звуковой анализ.

-Как написать букву И.


Ф –

Фронтальная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 3, 4, 5);

Тема, цель, план.

Приложение 3,4,5.



Р-Понимают и принимают учебную задачу.

Р- Принимают план действий для решения задач.

К- отвечают на вопросы учителя.

Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

5.Реализация построенного проекта

Построить новое знание и определить область его применения.

Словесный (беседа, объяснение), практический (написание буквы, схемы);

наглядный (презентация, раздаточный материал).

-А сейчас скажите мне, звук [и] он гласный или согласный? Попробуйте произнести его. (и-и-и).

-Встречает ли поток воздуха преграду при произнесении этого звука?

-Значит он…

-Правильно.

-А гласные звуки какими ещё могут быть?

-А теперь посмотрите на доску.

(Записываю на доске слова игла и очки)

-Давайте попробуем составить звуковую схему.

-В слове игла, какой первый звук?

-Он гласный или согласный?

-Значит каким цветом мы обозначим его на схеме?

-Замечательно. Следующий звук какой?

-Да. Чтобы понять, как обозначить его на схеме, нужно произнести (Г, г, г).

-Встречает ли язык преграду во рту, когда вы произносите это звук?

-Значит звук [г] какой?

-Он твёрдый или мягкий? (г,г)

-Верно. Обозначим его каким цветом?

-Молодцы.

-Звук [л] – какой?

-Твёрдый или мягкий?

-Значит обозначаем его каким цветом?

-И последний звук [а]. Какой он и как мы его обозначим?

-Верно. Давайте теперь поставим ударение. Произнесём слово иглА (выделяя голосом). Ударение падает на звук?

(Ставлю ударение)

-Теперь разберём слово очки. Первый звук?

-Какой он?

-Обозначим?

-Звук [ч]?

-Обозначаем его зелёным, т.к. он всегда мягкий.

- Звук [к`]?




- Звук [и]?

-Поставим ударение в слове.

-ОчкИ. Ударение падает на звук?

-Сравнив две этих схемы можно сделать вывод, что звук [и] может быть ударным и безударным.


-Скажите, а на что похожа буква И?

-Верно, молодец! Я подобрала для вас ещё 2 картинки. На букву И похожа калитка у забора и мальчик, который сидит.

(Разминка для глаз)

-Ребята на меня все посмотрели. Глазки зажмурили. Сильнее – сильнее. Теперь открываем, и смотрим в окно. Красивое небо видим из него. Снова закроем. Откроем опять. Теперь быстро – быстро начнём мы моргать.

-Молодцы!

-А теперь возьмите карандаши и попробуйте составить из них букву И.

-Готовы? Сколько карандашей вам понадобилось?

- Значит из скольких элементов состоит буква И?

-«Буква И наискосок примеряла поясок. Снизу вверх его тянула – к правой ножке пристегнула».

-Буква И состоит из 3 элементов – 2 прямых линий и 1 наклонной. Начинаем писать линию сверху вниз, пишем наклонную линию к верху и заканчиваем прямой линией вниз.

-Попробуем написать в воздухе. Приготовили руки, и начинаем прописывать прямую линию, далее наклонную снизу вверх и прямую вниз.

-Отлично!

-Давайте сейчас вы попробуете напечатать букву И. Внимательно посмотрите, как нужно её печатать.

(Показываю на доске)

Начинаем прописывать прямую линию, далее наклонную снизу вверх и заканчиваем прямой линией вниз.

-У вас на столах есть вот такие листочки. Вам нужно обвести три буквы И, а ниже – напечатать три буквы самостоятельно.

-Задание понятно?

-Можете приступать.

-Напоминаю, что спины нужно держать ровно, ноги стоят на полу, между грудью и партой помещается кулачок.

-Когда закончите, руку поставьте на локоть, чтобы я видела вашу готовность.

-Итак, я увидела, что вы замечательно справились с заданием.

-Открываем учебник на странице 72 (7 и 2).

-Все нашли 72 страницу?

-Отлично!

-Здесь у вас изображены две буквы И. Почему, кто знает?






-Да, вы правы.

-Посмотрите внимательно на звуковую схему в красной рамочке. Здесь изображена игла. В этом слове буква И является ударной или безударной?

-Верно. Умница!

-А давайте отгадаем ребус, который представлен выше.

-Поработайте в парах и разгадайте его.

-Кто знает правила работы в парах?







-Верно. Ребята, те, кто отгадал скрепите руки домиком. Тогда я пойму, что ваша пара выполнила задание.

-Вижу, что вы справились.

-Какое же слово у вас получилось? Хором.

-Правильно.

-Скажите, а как вы получили это слово?




-Замечательно!

-Теперь немного отдохнём. Вставайте удобно, чтобы никому не мешать.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Гласный.




-Нет.



-Гласный.


-Ударными или безударными.






-И.


-Гласный.

-Красным.


-Г.


(Произносят)



-Да!



-Согласный.

-Твёрдый.

-Синим.



-Согласный.

-Твёрдый.

-Синим.


-Гласный.

-Обозначим красным.



(Произносят)

-А.




-О.

-Гласный.

-Красным.

-Согласный.



-Согласный.

-Мягкий.

-Обозначаем зелёным.

-Гласный, обозначаем красным.

-И.








-На молнию.

















(Составляют букву из карандашей)


-3.


-Из 3.













(Повторяют написание буквы в воздухе)








(Смотрят)























(Открывают учебники)

-Да!



-Потому что буква И может быть в начале слова большая (заглавная), а в середине или конце – маленькая (строчная).







-Безударной.







-Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

-Если не понял, переспроси.

-Своё несогласие высказывай вежливо.

(Выполняют задание)





-Игра.



-На картинке грач, последнюю букву убираем и вначале добавляем букву и.


Ф –

Фронтальная

П-

парная

Интерактивная доска: презентация – (слайд 7) «На что похожа буква И»

Приложение 6.

Раздаточный материал (прописи – приложение 7); учебник (стр. 72) – приложение 8.

Взаимоконтроль

Понимание на слух речь учителя.


Овладение умением определения характеристики звуков.


Сформированность первоначальных знаний о фонетике.


П-Строить несложные цепочки логических рассуждений.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-Отвечать на вопросы учителя.

К-уважительно ведут диалог с товарищами.


Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Способствовать усвоению обучающимися нового знания.

Словесный (беседа).

-Сейчас проведём звуковой анализ слова игра.

-У вас есть карточки на партах с пустыми окошками. Ваша задача: сделать звуковой анализ слова.

-Согласные каким цветом обозначаются?

-А гласные?

-Правильно.

-Начинайте выполнять.

-Кто закончил, показывает готовность, т.е. ставит ручку на локоть.

-Итак, первой выполнила эта пара. Выходите кто – то из вас и пишите на доске схему. Остальные проверяют.

-Всё верно?

-Я тоже согласна. Спасибо садись.







-Твёрдые – синим, мягкие – зелёным.

-Красным.


(Выполняют задание)




-Да!


Ф –

Фронтальная


Раздаточный материал (схема).

Приложение 9.



К-Отвечать на вопросы учителя.


Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия для самопроверки обучающимися умения применять новое знание в типовых заданиях; для коррекции допущенных ошибок.

Наглядный (раздаточный материал-задания для самостоятельной работы;

Практический (выполнение самостоятельной работы)

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У каждого на парте лежит листок с текстом.

-Покажите, у всех есть?

-Послушайте текст очень внимательно.

(Читаю текст)

-О ком говорится в тексте?

-Верно, а где были дети?

-Что же они там делали?


-Правильно.

-Теперь послушайте задание. Вам нужно взять карандаш красного цвета и обвести в букву И в тех словах, в которых она встречается.

-Задание понятно?

-Тогда можете выполнять.

-Если вы справились, то руку на локоток.

-Итак, проверим. (Эталон на слайде)




(Показывают)



(Слушают)

-Об Иване и Ирине.

-В лесу.

-Собирали грибы и ягоды.







-Да!

(Выполняют задание)

(Показывают свою готовность)

Ф-фронтальная

И

индивидуальная


Раздаточный материал (текст) – приложение 10;

Интерактивная доска с презентацией (слайд - 8) Эталон.

Приложение 11.


Самоконтроль (самопроверка по эталону).

Уметь находить букву И в словах.

Р-Осуществляют проверку своих действий.

Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем.

К-применяют знания грамоты при выполнении задания.



8.Включение нового знания в систему знаний и повторения

Способствовать включению нового знания в систему изученных знаний, повторению изученного материала.

Словесный (беседа).


-Вспомните, с какими буквами и звуками вы знакомились на прошлых уроках?

-А теперь составьте слоги с данными буквами и буквой И.

-Молодцы! Замечательно!

-А, о, у.



-Ау, оу, иа.

Ф-фронтальная






9.Рефлексия учебной деятельности

Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности.

Словесный (беседа).

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель поставили на сегодняшний урок? Вика, помнишь?

-Мы достигли этой цели?

-Сейчас предлагаю вам проанализировать вашу работу на уроке.

-Скажите, что вы сегодня нового узнали?




-Отлично! А что было интересно?



-Я очень рада. Спасибо за ваши ответы. Вы очень хорошо потрудились.

До свидания!


-Познакомиться с буквой И и звуком [и].



-Да!




-Я узнал, как печатать букву И.

-Я узнала, как обозначается звук [и] на письме.


-Мне было интересно составлять звуковую схему.




-До свидания!

Ф-фронтальная

Интерактивная доска с презентацией (слайд – 9).

Приложение 12.

Самоконтроль.


Р-Осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий.

Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока грамоты "Буква "И""

Автор: Копытова Полина Дмитриевна

Дата: 17.12.2022

Номер свидетельства: 620648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока грамоты "Буква Ч, ч и звук [ч’]""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_gramoty_bukva_ch_ch_i_zvuk_ch"
    ["file_id"] => string(6) "621585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672051407"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока грамоты "Буквы Х х. Звуки [х, х']""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_ghramoty_bukvy_kh_kh_zvuki_kh_kh"
    ["file_id"] => string(6) "345355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474604200"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока грамоты "Звуки [г], [г?]. Буквы Г, г.""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokaghramotyzvukighghbukvyggh"
    ["file_id"] => string(6) "265080"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449839157"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква з" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-1-klass-zvuk-i-bukva-z"
    ["file_id"] => string(6) "244004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445869921"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока "Письмо букв р, Р" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-pis-mo-bukv-r-r"
    ["file_id"] => string(6) "219971"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434454017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства