1.Мотивация к учебной деятельности. | Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний. | Словесный (беседа), наглядный (пословица на слайде) | (Создаёт определённый настрой). -Здравствуйте, ребята. -Садитесь. Меня зовут Полина Дмитриевна и я проведу у вас урок грамоты. А начать его я хотела бы с пословицы. Обратите внимание на слайд. -Кто может громко, чётко прочитать её? -Да, пожалуйста, Света. -Спасибо, молодец! -Ребята, а как вы понимаете, о чём данная пословица? -Отлично! Абсолютно верно! Обучение грамоте – это основа наших с вами знаний. | (Приветствуют учителя стоя). (Садятся за парты). (Слушают). (Поднимают руки). -Грамоте учиться – всегда пригодится. -О том, что нужно учить грамоту. -О том, что грамота пригодится нам в жизни. | Ф-фронтальная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 1); Пословица. Приложение 1. | | Читать вслух небольшие тексты разного вида. | П-Строить несложные цепочки логических рассуждений; чётко выражать своё мнение. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. | Повторение изученного материала. | Словесный (беседа), наглядный (слова на слайде) | -Ребята, вспомните с каким звуком и какой буквой вы знакомились на прошлом уроке? -Отлично! -А вы можете назвать характеристику звука [у]? -Он гласный или согласный? -А как вы поняли, что это гласный звук? -Верно, молодцы! -А что же можно ещё определить у этого гласного звука? -Конечно. -У меня на доске есть слова. -Вика, прочитай их пожалуйста. -Спасибо! -А теперь посовещайтесь в парах и определите, в каких словах звук [у] - ударный. -Итак, в каких же словах ударение падает на букву У? -Совершенно верно, молодцы! | -Со звуком [у]. С буквой У. -Гласный. -При произнесении гласного звука струя воздуха не встречает преград. -Ударный он или безударный. Утюг, утка, улитка, ухо. (Совещаются) -Утка, ухо. | Ф-фронтальная; П- парная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 2); Слова. Приложение 2. | | Сформированность положительной мотивации к чтению; Овладение умением определения характеристики звуков. | П-Строить несложные цепочки логических рассуждений. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-Отвечать на вопросы учителя. К-Воспринимают и обсуждают различные точки зрения и подходы к выполнению заданий). | Начальные основы мотивации учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Создание условий для осознания обучающимися того, каких именно им знаний не хватает. | Словесный (беседа). | -Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны услышать, какой звук часто в нём повторяется. Игорёк Играл на скрИпке, НИне он дарИл улыбкИ. Игорьку Играла НИна На красИвом пианИно. А Ирина этой паре Подыграла на гИтаре. -Какой же звук в этом стихотворении повторяется чаще всего? -Верно, молодцы! -А вы знаете характеристику этого звука? -Почему? | -Звук [и]. -Нет. -Потому что мы ещё не знакомились с этим звуком. | Ф – Фронтальная | Стихотворение Шотт К. | | Понимание на слух речь учителя. | П-строят несложные цепочки логических рассуждений. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-Отвечать на вопросы учителя. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Способствовать проектированию обучающимися процесса построения нового знания. | Словесный (беседа), наглядный (презентация). | -Тогда вы уже, наверное, догадались какова будет тема сегодняшнего урока? -Правильно. Тема урока: «Буква И, и. Звук [и]» -Тогда какую же можно поставить цель? -Умница, абсолютно верно! -Давайте же сейчас составим план изучения данной темы. На доске представлены картинки. Перо означает, что вы научитесь записывать звук [и] буквой, звуковая схема говорит о том, что вы научитесь делать звуковой анализ слов со звуком [и]; звук [и] означает, то, что вы узнаете его характеристику. -Итак, как вы думаете, что нужно узнать первым делом? -Что будет следующим? -Умница! -И последнее? -Спасибо! Молодцы! -Теперь можем переходить к изучению темы. | - Звук [и] -Буква И, и. -Познакомиться с буквой И и звуком [и]. -Характеристика звука. -Звуковой анализ. -Как написать букву И. | Ф – Фронтальная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 3, 4, 5); Тема, цель, план. Приложение 3,4,5. | | | Р-Понимают и принимают учебную задачу. Р- Принимают план действий для решения задач. К- отвечают на вопросы учителя. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
5.Реализация построенного проекта | Построить новое знание и определить область его применения. | Словесный (беседа, объяснение), практический (написание буквы, схемы); наглядный (презентация, раздаточный материал). | -А сейчас скажите мне, звук [и] он гласный или согласный? Попробуйте произнести его. (и-и-и). -Встречает ли поток воздуха преграду при произнесении этого звука? -Значит он… -Правильно. -А гласные звуки какими ещё могут быть? -А теперь посмотрите на доску. (Записываю на доске слова игла и очки) -Давайте попробуем составить звуковую схему. -В слове игла, какой первый звук? -Он гласный или согласный? -Значит каким цветом мы обозначим его на схеме? -Замечательно. Следующий звук какой? -Да. Чтобы понять, как обозначить его на схеме, нужно произнести (Г, г, г). -Встречает ли язык преграду во рту, когда вы произносите это звук? -Значит звук [г] какой? -Он твёрдый или мягкий? (г,г) -Верно. Обозначим его каким цветом? -Молодцы. -Звук [л] – какой? -Твёрдый или мягкий? -Значит обозначаем его каким цветом? -И последний звук [а]. Какой он и как мы его обозначим? -Верно. Давайте теперь поставим ударение. Произнесём слово иглА (выделяя голосом). Ударение падает на звук? (Ставлю ударение) -Теперь разберём слово очки. Первый звук? -Какой он? -Обозначим? -Звук [ч]? -Обозначаем его зелёным, т.к. он всегда мягкий. - Звук [к`]? - Звук [и]? -Поставим ударение в слове. -ОчкИ. Ударение падает на звук? -Сравнив две этих схемы можно сделать вывод, что звук [и] может быть ударным и безударным. -Скажите, а на что похожа буква И? -Верно, молодец! Я подобрала для вас ещё 2 картинки. На букву И похожа калитка у забора и мальчик, который сидит. (Разминка для глаз) -Ребята на меня все посмотрели. Глазки зажмурили. Сильнее – сильнее. Теперь открываем, и смотрим в окно. Красивое небо видим из него. Снова закроем. Откроем опять. Теперь быстро – быстро начнём мы моргать. -Молодцы! -А теперь возьмите карандаши и попробуйте составить из них букву И. -Готовы? Сколько карандашей вам понадобилось? - Значит из скольких элементов состоит буква И? -«Буква И наискосок примеряла поясок. Снизу вверх его тянула – к правой ножке пристегнула». -Буква И состоит из 3 элементов – 2 прямых линий и 1 наклонной. Начинаем писать линию сверху вниз, пишем наклонную линию к верху и заканчиваем прямой линией вниз. -Попробуем написать в воздухе. Приготовили руки, и начинаем прописывать прямую линию, далее наклонную снизу вверх и прямую вниз. -Отлично! -Давайте сейчас вы попробуете напечатать букву И. Внимательно посмотрите, как нужно её печатать. (Показываю на доске) Начинаем прописывать прямую линию, далее наклонную снизу вверх и заканчиваем прямой линией вниз. -У вас на столах есть вот такие листочки. Вам нужно обвести три буквы И, а ниже – напечатать три буквы самостоятельно. -Задание понятно? -Можете приступать. -Напоминаю, что спины нужно держать ровно, ноги стоят на полу, между грудью и партой помещается кулачок. -Когда закончите, руку поставьте на локоть, чтобы я видела вашу готовность. -Итак, я увидела, что вы замечательно справились с заданием. -Открываем учебник на странице 72 (7 и 2). -Все нашли 72 страницу? -Отлично! -Здесь у вас изображены две буквы И. Почему, кто знает? -Да, вы правы. -Посмотрите внимательно на звуковую схему в красной рамочке. Здесь изображена игла. В этом слове буква И является ударной или безударной? -Верно. Умница! -А давайте отгадаем ребус, который представлен выше. -Поработайте в парах и разгадайте его. -Кто знает правила работы в парах? -Верно. Ребята, те, кто отгадал скрепите руки домиком. Тогда я пойму, что ваша пара выполнила задание. -Вижу, что вы справились. -Какое же слово у вас получилось? Хором. -Правильно. -Скажите, а как вы получили это слово? -Замечательно! -Теперь немного отдохнём. Вставайте удобно, чтобы никому не мешать. Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | -Гласный. -Нет. -Гласный. -Ударными или безударными. -И. -Гласный. -Красным. -Г. (Произносят) -Да! -Согласный. -Твёрдый. -Синим. -Согласный. -Твёрдый. -Синим. -Гласный. -Обозначим красным. (Произносят) -А. -О. -Гласный. -Красным. -Согласный. -Согласный. -Мягкий. -Обозначаем зелёным. -Гласный, обозначаем красным. -И. -На молнию. (Составляют букву из карандашей) -3. -Из 3. (Повторяют написание буквы в воздухе) (Смотрят) (Открывают учебники) -Да! -Потому что буква И может быть в начале слова большая (заглавная), а в середине или конце – маленькая (строчная). -Безударной. -Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. -Если не понял, переспроси. -Своё несогласие высказывай вежливо. (Выполняют задание) -Игра. -На картинке грач, последнюю букву убираем и вначале добавляем букву и. | Ф – Фронтальная П- парная | Интерактивная доска: презентация – (слайд 7) «На что похожа буква И» Приложение 6. Раздаточный материал (прописи – приложение 7); учебник (стр. 72) – приложение 8. | Взаимоконтроль | Понимание на слух речь учителя. Овладение умением определения характеристики звуков. Сформированность первоначальных знаний о фонетике. | П-Строить несложные цепочки логических рассуждений. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-Отвечать на вопросы учителя. К-уважительно ведут диалог с товарищами. | Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Создать условия для самопроверки обучающимися умения применять новое знание в типовых заданиях; для коррекции допущенных ошибок. | Наглядный (раздаточный материал-задания для самостоятельной работы; Практический (выполнение самостоятельной работы) | -Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У каждого на парте лежит листок с текстом. -Покажите, у всех есть? -Послушайте текст очень внимательно. (Читаю текст) -О ком говорится в тексте? -Верно, а где были дети? -Что же они там делали? -Правильно. -Теперь послушайте задание. Вам нужно взять карандаш красного цвета и обвести в букву И в тех словах, в которых она встречается. -Задание понятно? -Тогда можете выполнять. -Если вы справились, то руку на локоток. -Итак, проверим. (Эталон на слайде) | (Показывают) (Слушают) -Об Иване и Ирине. -В лесу. -Собирали грибы и ягоды. -Да! (Выполняют задание) (Показывают свою готовность) | Ф-фронтальная И – индивидуальная | Раздаточный материал (текст) – приложение 10; Интерактивная доска с презентацией (слайд - 8) Эталон. Приложение 11. | Самоконтроль (самопроверка по эталону). | Уметь находить букву И в словах. | Р-Осуществляют проверку своих действий. Р-Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем. К-применяют знания грамоты при выполнении задания. | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности. | Словесный (беседа). | -Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель поставили на сегодняшний урок? Вика, помнишь? -Мы достигли этой цели? -Сейчас предлагаю вам проанализировать вашу работу на уроке. -Скажите, что вы сегодня нового узнали? -Отлично! А что было интересно? -Я очень рада. Спасибо за ваши ответы. Вы очень хорошо потрудились. До свидания! | -Познакомиться с буквой И и звуком [и]. -Да! -Я узнал, как печатать букву И. -Я узнала, как обозначается звук [и] на письме. -Мне было интересно составлять звуковую схему. -До свидания! | Ф-фронтальная | Интерактивная доска с презентацией (слайд – 9). Приложение 12. | Самоконтроль. | | Р-Осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий. | Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |