Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, пропись, букварь, карандаши, образец написания букв, предметные картинки по теме, карточки-схемы для записи предложения, полоски бумаги для закрывания предложения (на каждого ученика)
Тип урока: урок открытие новых знаний
Средства обучения: пропись № 2, презентация с материалами для урока.
ХОД УРОКА
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы — внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Дети проверяют готовность к уроку.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
– -На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
- Назовите известные вам буквы.
– На какие группы можно разделить? (На буквы согласных звуков и буквы гласных.)
– Какая буква лишняя? (Буквы Р р.)
– Почему?
- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Р, научиться писать буквы Р, р)
-Кто выйдет и покажет на плакате букву Р?
3. Этап выявления места и причины затруднения
Работа по с. _20_
Звуковой анализ слов
Выделение необходимого звука из слов рак, река .
2. Анализ образца буквы в правом углу на чётной странице прописи, вычленение элементов, из которых состоит буква, сравнение выделенных элементов с указанными рядом на верхней строке и обведение элементов по серому цвету.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Выявление начала письма буквы с помощью голубой стрелки на строках под картинкой.
Показ образца учителем на доске.
- Букву р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.
- Первый элемент буквы Р заглавной пишется сверху вниз так же, как первый элемент буквы Т заглавной. Верхний элемент пишем отдельно. Эта буква пишется с отрывом.
5. Этап реализации построенного проекта
1. Упражнение-игра «Кружева».
(В «воздухе» прописать букву р. Потом поставить пальчик на ладошку и тоже прописать.)
2. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы) и обозначение выделенного звука под звуковой схемой в начале страницы; запись буквы сопровождается подробным комментированием, ведётся под счёт.
3. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами (буквами), выбор того или иного элемента (буквы) в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента (буквы) после изученной и обведение по серому цвету соединений новой буквы с элементами (буквами).
Физкультминутка
Знакомство с технологией списывания предложения.
– Чтобы научиться писать, нужно научиться списывать. Как надо действовать при списывании? Вы уже списывали на предыдущих уроках слова. Сейчас мы уточним, как это делать.
– Что нужно сделать в первую очередь, чтобы списать слово или предложение? (Прочитать, понять его и повторить, чтобы запомнить.)
– Повторите это предложение, чтобы запомнить.(Предложение хором повторяется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается карточка, обозначающая данное действие.)
– Какие «опасные места» есть в предложении? (Большая буква в начале предложения и в имени мальчика, пробелы между словами.)
Подчеркните их в прописи, а я на доске. (Предложение из прописи вынесено и на доску.)
– Найдите ударный слог в каждом слове, укажите ударение и поставьте точки под буквами безударных гласных звуков.(На доске около цифры 2 вывешивается вторая карточка.)
– Прочитайте слова предложения так, как они написаны.(Слова читаются хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется третья карточка, уточняется, какое действие выполнили.)
– Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (На доске появляется четвёртая карточка у цифры 4.)
– А теперь я каждому из вас дам полоску бумаги, вы закроете напечатанное в прописи предложение, положив на него эту полоску.
– Запишите предложение по памяти, диктуя себе так, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (На доске у цифры 5 вывешивается пятая карточка.)
– Кто записал предложение, скажите, что нужно сделать после того, как работа выполнена? (Проверить.)
– Верно. (На доске появляется цифра 6 и карточка, в которой видны дуги, обозначающие слоги.)
– Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано предложение? (Выслушиваются мнения ребят.)
– Чтобы проверить, все ли звуки верно обозначены буквами, сначала нужно прочитать каждое слово по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги. Выполним это действие, не открывая предложения.
– На что ещё нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные чёрточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных гласных звуков. Скоро тот же знак станет обозначением «опасностей» письма.)
– Снимите полоску бумаги с предложения и сверьте: отмечены ли «опасные при письме места» в вашей записи. Если нет, то отметьте.
– А ещё посмотрите на буквы безударных гласных: поставлены ли под ними точки и те ли буквы написаны? (Обратите внимание на безударный гласный звук [а] в имени У Романа, который обозначен в первом слоге буквой о, а в последнем – а.)
– Посмотрите на доску и скажите, сколько действий мы выполнили, списывая предложение?
– А какие? (По картинкам воспроизводятся действия.)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
а) –Кто догадался, какое слово записано схемой в прописи?
Схемой в прописи записано слово рыбы, а для письма под диктовку предложите слова рак, пруд (с. 20).
б) Мотивация изучения прописной буквы, работая с предложением, составленным по картинке в прописи: Рак в реке! Для записи первого слова в нём нужно уметь писать прописную букву «эр».
в). Соотнесение схемы (с. 21) и двух предложений
(Роза увидела рака. Рита увидела рака.)
- Какое предложение подходит? (подходят оба)
- Я уточню: ударный гласный звук в первом слове – ро.
(записано первое предложение).
Письмо под диктовку нужного предложения.
г) Выполнение тренировочного упражнения по следам
частичного звукового анализа слов Рита и Роман.
- впишите в слова ударные слоги и прописную букву «эр», а также обведите по серому
цвету букву, а в слове Рита (буква т написана чёрным цветом , т. к. пока не изучена).
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Списывание предложения: У Романа роман.
– Прочитайте, что написано в прописи. (Предложение.)
– Понятно ли оно вам? (Обсуждаются значения слов: Роман –это имя мальчика, а роман – это художественное произведение,
книга.)
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
– Что нового и интересного узнали на уроке?
-Что можете сказать про букву «эр» и звуки [р], [р’]?
Буква «эр» обозначает два согласных звука [р], [р’].
- Давайте впишем буквы Р, р для обозначения согласных звуков [р], [р’].
-Оцените свою работу на уроке.
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?