kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные и второстепенные члены предложения конспект урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения"»

Тема:  Главные и второстепенные члены предложения

Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

-  Прочитайте предложения, которые вы составили.

-  Какие знаки вы поставили в конце предложений?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

-  Составьте и запишите небольшой рассказ, используя данные слова. Озаглавьте текст.

Кошка, шерсть, глазки, лапки, усы, коготки, повадки, молоко, котята.

-  Разделите текст на предложения и запишите его.

Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.

По И. Тургеневу

2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)

Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща.

-  Обозначьте орфограммы в словах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы и проверочные слова.)

IV. Самоопределение к деятельности

-  Прочитайте предложения.

Птицы улетели.

Перелётные птицы улетели в тёплые края.

-  Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

-  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о членах предложения

-  Прочитайте предложения.

День угасал.                                     Короткий осенний день угасал.

Лебеди опустились.                         Лебеди опустились на берег реки для отдыха.

Ковёр шуршал.                                Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.

-  Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одинаковые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.)

—  Какие предложения вам больше понравились? Почему?

—  Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)

—  Какой член предложения поясняют слова короткий, осенний! (Подлежащее.)

—  Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День (какой?) короткий осенний.)

Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.

—  Назовите главные члены во второй паре предложений. (Лебеди опустились.)

—  Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.)

—  Какой член предложения поясняют слова на берег и для отдыха! (Сказуемое.)

—  Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для отдыха. (Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)

—  А какой член предложения поясняет слово реки! (Второстепенный член предложения.)

—  Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?)реки) Второстепенные члены предложения могут пояснять не только главные члены предложения, но и второстепенные.

(Аналогичная работа проводится по третьей паре предложений.)

2. Работа по учебнику

Упр. 31(с. 26).

—  Прочитайте. Разделите текст на предложения.

—  Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)

—  Докажите. Назовите главные члены этих предложений.

—  Спишите текст, разделив на предложения.

—  Какие знаки вы поставили в конце предложений?

Упр. 38 (с. 26).

—  Рассмотрите таблицу на с. 27.

—  На какие две большие группы делятся все члены предложения? (Главные и второстепенные.)

—  Что обозначает подлежащее?

—  На какие вопросы отвечает подлежащее?

—  Что обозначает сказуемое?

—  На какие вопросы отвечает сказуемое? 

—  Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь.)

—  Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)

—  На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр39 (с. 27).

—  Прочитайте предложения. Сравните их.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте распространенное предложение.

—  Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.)

—  Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)

—  Назовите второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое. (Давно, на юг.)

—  Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда ?) давно, улетели (куда?) на юг.)

—  Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые.)

—  Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? (Распространённые.)

Упр. 40 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все предложения объединены общей темой.)

—  Назовите тему текста. (Осень.)

—  Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.

—  Назовите главные и второстепенные члены во втором предложении.

VIII. Рефлексия

—  Прочитайте.

Гремят... молодые.

Вот... брызнул,

...летит.

Повисли... дождевые

И... нити золотит.

Ф. Тютчев

—  Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.)

—  Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чём говорится в предложении.)

—  Прочитайте следующую запись.

С горы ... поток проворный,

В лесу... птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё... весело громам.

Ф. Тютчев

—  Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.)

—  Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что говорится о подлежащем.)

—  Какие бывают члены предложения?

—  Какие члены предложения называются главными?

—  Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?

—  Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?

—  Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?

—  Приведите примеры распространённых предложений.

—  Приведите примеры нераспространённых предложений.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 41 (с. 28).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения"

Автор: Елена Владимировна Сырвакова

Дата: 26.07.2020

Номер свидетельства: 555063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "конспект урока по русскому языку в 6 классе "Второстепенные члены предложения. Дополнение." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "170109"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423500085"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Второстепенный член предложения -дополнения конспект урока "
    ["seo_title"] => string(68) "vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "187228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426491506"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Главные и второстепенные члены предложения. Презентация урока"
    ["seo_title"] => string(68) "glavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniiapriezientatsiiauroka"
    ["file_id"] => string(6) "296380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455986771"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Конспект урока по русскому языку по теме: ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. 2 класс по системе Занкова "
    ["seo_title"] => string(154) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-sviaz-slov-v-priedlozhienii-2-klass-po-sistiemie-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "135919"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417005832"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства