Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Экологическая безопасность»»
Тема урока: «Экологическая безопасность»
Класс: 3 «Ж»
Цели урока: ознакомление детей с правилами личной экологической безопасности, развитие речи, мышление, обогащение словарного запаса, воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Задачи:
раскрыть сущность новых терминов и понятий «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Эколог»;
создать образное представление правил личной экологической безопасности;
развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
воспитывать экологическую культуру школьника.
Оборудование: презентация, кроссворд, конверты с заданиями, памятки с правилами экологической безопасности, учебник А.Плешаков «Мир вокруг нас» ч.2, тетрадь ч.2.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока
Учитель:
«Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.»
Учитель: Что бы на уроке у нас с вами все получилось, что нам понадобится?
Учащиеся: ответы детей
Учитель: Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно.
Учитель: что нам необходимо для жизни?
Учащиеся: (свет, тепло, воздух, вода и др.) Учитель: как можно обобщить эти слова? Учащиеся: окружающая среда.
Учитель: к сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.
Как вы думаете, кто в этом виноват?
Учащиеся: человек Учитель: предположите,какова тема сегодняшнего урока? Тема урока «Экологическая безопасность» Учитель: сегодня мы с вами научимся бережно относиться к окружающей среде, рассмотрим основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Учитель: мы отправляемся в путешествие по лесным тропинкам на Чистую Планету. На каждом этапе мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны на чистую планету поселить живые существа, а чтобы их оказалось как можно больше мы должны все задания на каждой станции выполнить верно.
II. Работа по новой теме
Учитель: Итак, отправляемся в путь и первая станция «Поляна Бабочки». Бабочки предлагают вам вспомнить, без чего невозможна жизнь, для этого нам нужно ответить на вопросы и заполнить кроссворд.
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. 2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. 3. Плодородный слой Земли. 4. Смесь газов.
Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.
Учитель: Ребята, скажите, без чего невозможна жизнь?
Учащиеся: ответы детей Учитель: Отчего загрязняется окружающая среда?
Учащиеся: предположения детей
Учитель: Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
Учащиеся: предположения детей Учитель: Ребята, а вам известно слово «экология»? Ребята, давайте прочтём в этой таблице, что же такое экология, но для этого нужно быть очень внимательными.
(Дети читают по таблице на слайде)
М
Э
К
О
Л
О
Г
И
Я
Т
–
М
Р
Р
С
Н
А
У
К
А
Ч
О
Ч
Ч
С
В
Я
З
Я
Х
Р
М
Е
Ж
Д
У
С
С
Т
У
Ж
И
В
Ы
М
И
М
И
С
У
Щ
Е
С
Т
В
А
М
И
К
Р
И
Ь
О
К
Р
У
Ж
А
Ю
Щ
Е
Й
А
И
Х
Р
Р
С
Р
Е
Д
О
Й
М
Учащиеся: экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой. Учитель: верно! Ребята наша природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще и чаще мы стали слышать такие слова как: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа и т.д. 39 лет назад в июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха.
Учитель: Отправляемся дальше и мы оказались на станции «Старичка – Лесовичка», он предлагает нам экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Возьмите листок зелёного цвета. Этот текст с экологическими ошибками, ваша задача внимательно слушать, следить, а после прочтения назвать эти ошибки. Учитель: Всю неделю столько было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день. Учитель: Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Учащиеся: ошибки: ехать одним, транзистор, музыку слушать в лесу громко нельзя, собирать грибы нужно правильно, сбивать палками грибы нельзя, ломать ветки, мусор, угли, гнезда птиц, брать животных домой, цветы)
Учитель: хорошо! Отправляемся дальше, мы попадаем на станцию «На полянке к зайчикам». Они предлагают нам немного отдохнуть.
Физкультминутка (видео)
III. Работа с учебником
Учитель: отдохнули, а сейчас открываем учебник на стр. 31. Давайте прочтём текст.
Учащиеся: дети читают, а на слайде появляется схема.
Учитель: какие понятия встретились в тексте?
Учащиеся: цепь загрязнения – это загрязняющие вещества, которые попадают в окружающую нас природу. (Люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.) Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Учитель: давайте подумаем, можно ли обезопасить себя от воздействия вредных веществ?
Учащиеся: ответы детей. Учитель: всё, что мы с вами перечислили это и есть экологическая безопасность, т. е. защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.
IV. Межпредметная связь
Учитель: молодцы, отправляемся на следующую станцию «Экологическая». Добрый ежик предлагает вам найти расположить числа в порядке возрастания, и вы прочтёте слово.
Л (38-14)+ 2 = (26) Г (72-5)+23 = (90) К (56-16) – 31= (9) О (56-19) – 7 = (30) Э 15 –(2*5)= (5) О (2*3)+8 = (14)
Учитель: какое слово у вас получилось?
Учащиеся: ЭКОЛОГ(Учитель ставит знак ударения) Учитель: Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды)
V. Работа в парах
Учитель: – А сейчас, мы отправляемся на следующую станцию «Мы юные помощники природы». Ребята, на ваших столах лежит лист желтого цвета. Будем работать в парах следующим образом, вам необходимо прочитать все правила, затем
1 ряд – правила экологической безопасности о воде. 2 ряд – правила экологической безопасности о воздухе. 3 ряд – правила экологической безопасности о продуктах питания.
Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода;
Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;
Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;
Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;
Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;
Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
Нельзя купаться возле промышленных стоков;
Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;
Попроси взрослых не курить в квартире;
Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;
Пей только кипячёную воду.
Учащиеся: выполняют работу в парах
Учитель: (фронтальный контроль) молодцы!
VI. Закрепление изученного материала
Учитель: молодцы, ребята, сейчас мы отправляемся на конечную станцию и чтобы на неё попасть необходимо разгадать ребус.(на слайде)
Учитель: какое слово получилось?
Учащиеся: прогноз Учитель: что такое прогноз?
Учащиеся: прогноз – это предвидение, предсказание о развитии событий или явлений на основании имеющихся данных, например прогноз погоды.
Учитель: верно ребята!
VII. Итог урока
Учитель:Итак, ребята мы с вами дошли до конечной станции «Чистая планета». За время нашего пути мы населяли нашу планету живыми существами и посмотрите в итоге какой красивой стала планета. А для того, чтобы она всегда была такой, что мы должны делать?
Учащиеся: Соблюдать правила личной экологической безопасности Учитель: Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?
Учащиеся: ответы детей Учитель: Что же нового вы узнали на уроке?
Учащиеся: ответы детей Учитель: С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
Учащиеся: ответы детей Учитель: Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
Учащиеся: ответы детей
VIII. Задание на дом
Выполнить работу У. с. 31-36 читать., РТ стр.19 –21, задание 1, 3.
IX. Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте сейчас каждый оценит свою работу на уроке. Ваша задача раскрасить божью коровку, по определенным критериям. Если вам было интересно работать на уроке, раскрасьте божью коровку зеленым цветом, если что-то было не понятно, желтым. Если вы абсолютно ни чего не поняли и урок показался вам не интересен - красным.
Учитель: а теперь покажите своих божьих коровок, вижу. Что всем урок был интересен. Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:
1. Как можно больше читайте книг о природе (животных и растениях) 2. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.