Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность" в 3 классе»
Конспект интегрированного урока
«Окружающий мир + математика»
в 3 классе
на тему: Экологическая безопасность.
Учителя МОУ СОШ №2
Захаровой Людмилы Николаевны.
Тема урока: Экологическая безопасность.
Дидактическая цель урока: Формирование экологических навыков у младших школьников.
Задачи урока:
Учить применять знания о природе в новой ситуации;
Развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
Воспитывать экологическую культуру школьника, толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Тип урока: формирование совершенствования знаний.
Методы: наглядный, проблемный, словесный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебник «Мир вокруг нас», (автор А.А.Плешаков ), плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками; карточки с терминами; ИКТ (презентации).
Ожидаемые результаты:
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;
План урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Повторение изученного материала.
4. Рассказ учителя.
5. Экологические задачи.
6. Отгадайте слово.
7. Проверь себя.
8. Рассказ « экологические прогнозы».
9. Работа в парах «Экологические правила».
10.Итог урока.
11. Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели.
2. Психологический настрой учащихся
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
-Откройте тетради и запишите число: 20 марта
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Слайд №1
- Сейчас у нас интегрированный урок окружающего мира и математики.
Слайд №2,3
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики …
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
3. Сообщение темы, целей урока. Слайды № 4
- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.
- Будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей
- Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.
4. Устный счет.Слайд № 5
«Э» За сутки бамбук вырастает на 30 см. А за 12 часов? (15 см)
«К» Высота Эльбруса 5642 м. А сколько это будет км? (5 км 642м)
«О» Для образования почвы 5см требуется – 2000 лет. 10 см - ? лет (4000 лет)
«Л» Муравьи за 1 мин. – 20 насекомых. За 1 час - ? (1200)
«О» От Земли до Луны 384000 км. А сколько в этом числе сотен? (3 840)
«Г» Длина Экватора 40000 км. А сколько в этом числе десятков? (4 000)
«И» Длина реки Волга – 3 530 000 км. А сколько это метров? (3 530 км)
«Я» На Земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько всего материков и океанов на Земле? (10)
- Какое слово получилось? (Экология)
- Как вы понимаете значение этого слова?
5. Повторение изученного материала Слайд № 6
- Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой).
«Экос» по – гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука».
Экология – это наука о нашем общем доме.
Термин « экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем.
- Какие признаки жизни вы знаете? (Всё живое размножается, дышит, питается, развивается).
6. Рассказ учителя Слайд № 7, 8
«Человеку и другим существам нужен чистый воздух для дыхания. Но в больших городах он загрязнён. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомобили. Как сберечь чистоту воздуха?
Без растений невозможна жизнь на планете. Растения насыщают воздух кислородом, очищают от пыли и вредных примесей. Их называют «легкими планеты».
7. Экологические задачи.
Задача №1. Слайд № 9, 10
На 10 человек в сутки требуется 170 килограмм чистого воздуха.
Сколько килограммов воздуха потребуется на 1 человека?(170 :10=17 килограмм чистого воздуха)
Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на вашу семью?
( 17·3=51 килограммов чистого воздуха на семью состоящих из 3 человек;
17· 4=68 килограммов чистого воздуха на семью состоящих из 4 человек;
17· 5=85 килограммов чистого воздуха на семью состоящих из 5 человек).
Задача № 2.
Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – 70 тонн. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? (В 2раза больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный).
-Какие деревья лучше сажать в городе? ( Лиственные деревья).
8. Отгадайте слово Слайд № 11
245
265
255
125
235
225
л
г
о
э
о
к
9. Проверь себя. «Тест»
- Какое слово получилось? (Слово « ПРОГНОЗ»).
10. Рассказ « экологические прогнозы» Слайд № 12
Каждый день по радио и телевидению, да и в газетах сообщают прогноз погоды на завтра или несколько дней вперёд. Слово «прогноз» означает «предсказание».
Конечно, прогнозы погоды вы слышали не раз. Но бывают еще и ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ. Это тоже предсказания Учёные – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то и или иное вмешательство человека в природу.
Экологи могут предсказать, например, что будет, если:
В речку, озеро попадут ядовитые отходы завода, фабрики;
Произойдёт авария судна, перевозящего нефть;
Будут уничтожены хищные звери и птицы…
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. В этом – огромное значение науки экологии в нашей жизни.
11. Работа в парах Слайд №13
Перед вами «Экологические правила» У каждой пары задание индивидуальное. Оно написано в задании.
Карточка №
Первое задание: Выбери те правила, которые НЕ подходят к вашей зоне отдыха.
Второе задание: Выбери номер запрещающего знака, который можно поставить в зоне вашего отдыха.
1. Убирать за собой мусор
2. Ловить птенчиков и детенышей зверей
3. Подкармливать птиц
4. Ловить лягушек, бабочек, стрекоз
5. Разрушать муравейники
6. Озеленять улицы
7. Делать кормушки, скворечники
8. Выбрасывать мусор в речку, озеро, пруд
9. Рубить деревья
10. Ловить птиц и сажать их в клетку
Проверка Слайд № 14
2,4,5,9,10 – Лесная зона Знаки 1, 2, 4, 6
4,9 - Парк 1, 2, 4, 6
2,4,5, 9, 10 - Гора Качканар 1, 2, 4, 6
1,8 – Озеро 3, 5
12. Итог урока:
Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы.
Зная законы экологии, люди выполняют главную задачу – сохранят нашу планету Земля для потомков.
- А вы, какие выводы сделали для себя? ( На Земле возможна жизнь, благодаря воздуху, воде, почве; сохранять эти богатства в чистоте можно, б-
ережно относясь к воздуху, воде, почве.)
- Ребята приготовили стихотворение о нашем общем доме Слайд №15
- Подходите и ставите знак у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
- А я довольна всеми. Но особенно меня порадовал… Выставление мотивированных оценок.
Всем спасибо.
Домашнее задание:
1. Дай свои экологические прогнозы для следующих случаев:
В одной стране фермеры решили уничтожить хищных зверей;
На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?
2.Составить свой экологический прогноз
У нас на Земном шаре 20000 видов рыб, 1000000 насекомых, 2000 видов земноводных, 6000 видов пресмыкающихся, 4000 видов зверей, 8600 видов птиц.
Сколько всего видов животных на Земном шаре? (1028000)
Тест.
Что такое цепь загрязнения?
А) загрязняющие вещества попадают в реку;
П) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
В) через воздух, воду, почву;
Р) через воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое экологическая безопасность?
А) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
4.Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?
К) отойти в сторону;
Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.
5. Как защититься от загрязненной воды?
М) не пей грязную воду;
Н) научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?