Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Что можно узнать о человеке по его речи?"»
Тема: Что можно узнать о человеке по его речи?
Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.
Задачи:
-способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке;
-добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания «вежливых» слов;
-прививать любовь к русскому языку, культуре; воспитывать творчески активную личность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «красивого», «безопасного», «правильного» поведения .
Ход урока
I. Организационный момент
-Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость. Садитесь.
Руки. На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
II. Актуализация знаний
1. Самомассаж рук. 1)Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой. 2)При помощи карандаша , трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной. 3)Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. 4)Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
-Самый кислый он, друзья, Утверждаю это я. Нужно сахара вагон, Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон)
- На кустах цветы Просто чудо красоты! Шипы - коготочки Стерегут цветочки. (Шиповник)
- Ты красная? - Нет, черная. - А почему же белая? - Потому что зеленая? (Смородина)
(После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, Подготовленный ученик, делает сообщение)
-В лимоне, шиповнике, сладком перце, смородине, укропе содержится много витамина С, который укрепляет наш организм.
- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
-Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил.
- В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка?(Рябина)
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная... (душица)
-Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
- Что объединяет эти слова? (Лекарственные растения)
-Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
III. Самоопределение к деятельности
-Правильно спишите с доски, написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи.
-Подумайте, что общего между этими словами и продолжите список.
(Самопроверка.)
-Что можно сказать о человеке, который говорит такие слова?(Он вежливый, культурный, воспитанный.С ним приятно общаться.)
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
IV Физкультминутка
Раз — нагнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь —лень отбросим.
V. Работа по новой теме.
1. Работа по учебнику. Упр.4(с.8)
–Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать.(Прочитать стихи В.В.Маяковского)
-Что можно узнать о речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека. )
2.-Что означает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)
-Что означает слово «здравствуйте»? (Это слово-приветствие. Когда говорят«здравствуйте»,желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)
“Здравствуйте!”
Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет.
-Почему в слове выделена буква в? (Она пишется, но не произносится)
-Как можно запомнить эту букву? (Будь здоров, здоровье)
-Запишите слово, подчеркните орфограмму.
VI. Закрепление изученного материала.
Упр.5(с.8-9) выполняется по заданиям учебника.
Спишите отрывок из сказки А.С.Пушкина. Пользуйтесь памяткой на с.132.
Взаимопроверка тетрадей.
-Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой?
VII. Рефлексия
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» слова. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... («спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... («добрый день»).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы... («спасибо»).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит при встрече... («здравствуйте»).
Когда нас бранят за шалости.
Говорим... («прости, пожалуйста»).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... («до свидания»).
VIII. Подведение итогов
- От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены великие силы.
- Я уверена, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас лишь требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
-А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей)
-Не забывайте, ребята, использовать “волшебные слова” в своей речи.
-Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспитанный он или нет, грамотный или не очень.)