Мы изучили первую большую главу. Назовите ее. Вы приобрели знания, которые позволят вам изучать химическую науку далее.
1.Что изучает химия?
2.На какие две группы делятся вещества?
3.Дайте определение и приведите примеры простых веществ.
4.Дайте определение сложных веществ, приведите примеры.
Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, пожелайте всем удачи.
5.Как вы считаете, с каких веществ нужно начинать изучение химии, с простых или сложных?
Сегодня на уроке мы будем учиться наблюдать и строить умозаключения. Эти умения нужны в жизни каждому человеку. Георг Хевиши сказал: «Ум мыслителя не ощущает себя счастливым, пока не свяжет в одно разрозненные факты, которые наблюдает». Я хочу, чтобы ваш ум сегодня был счастливым, чтобы факты, которые вы будете наблюдать, вы связали в одно целое.
Учитель: Сегодня мы совершим необычное путешествие в «Мир удивительного вещества»и составим его портрет
А что это за вещество, почему именно оно, догадайтесь сами. В этом вам помогут загадочные картинки.
(На экране появляются картинки, отражающие области применения кислорода).
Что объединяет все эти картинки? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов). Чтобы ответить на этот вопрос у вас пока не хватает знаний.
Академик В.И. Вернадский писал: «Свободный кислород-самый могущественный деятель из всех известных нам тел земной коры»
Почему ак. Вернадский дал такую высокую оценку кислороду?
Горит, ржавеет и гниет…
Так что же за вещество кислород:
Нам нужно о нем побольше узнать, чтоб ответить на этот вопрос.
Учитель: Итак, мы совершаем путешествие в «Мир кислорода».
Но прежде, чем отправится в путешествие, давайте вспомним.
Что вы уже знаете о кислороде? ответьте мне, что можно узнать о веществе?
Это наши цели на уроке
Сегодня в ходе урока мы постараемся составить опорный конспект :
1.Общая характеристика кислорода
2.Физические свойства кислорода
3.Получение и собирание кислорода
4.Химические свойства.
Итак, в путь. Когда же и кем был открыт кислород на Земле?
(Сообщения учащихся В ходе рассказа учащихся на экране появляются портреты ученых-химиков)
На столе 3 стакана: 1-воздух, 2-вода, 3- песок,
В стакане с воздухом есть кислород? (да) Почему так считаете?
В стакане с водой есть кислород? (да) Почему так считаете?
В песке есть кислород?
О, кислород наш старый знакомый, мы его давно знаем. Ведь именно он входит в состав воздуха.
Еще с пятого класса вам известно, что в состав веществ, которые мы едим, пьем, из которых изготовлена наша одежда, входит кислород
Постойте, постойте, дайте разобраться, как же это кислород в воздухе и кислород в пище, мы же не едим кислород, что это за блюдо такое?
?(в первом случае речь шла о кислороде как простом веществе, а во втором – о кислороде как простом элементе).
Вывод: кислорода может быть в двух видах
1.кислород- как химический элемент
2. кислород как простое вещество
Учитель:
Он повсюду и везде:
В земле, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
Кислород – наиболее распространенный элемент на земле химический элемент.
Кислород как химический элемент
Что вы знаете о кислороде как об элементе? Запись в карту.
(Обратимся к тексту у вас на столах , прочитать самостоятельно и выписать данные нахождения кислорода в природе,) в конспект
Учитель. Ребята, а теперь, помогите мне разобраться, все ли ребята понимают различие в понятиях «вещество» и «элемент».
Я прочту предложения, вы определите, в каких из них говорится о кислороде как об элементе, а в каких из них говорится о кислороде как простом веществе. Если речь идет об элементе, то поднимите одну руку, а если о простом веществе, то обе руки.
- В составе воды есть кислород. -----Э 1
- В состав воздуха входит кислород.-------В2
- Кислород растворен в воде.----В2
- Кислород входит с состав ржавчины.----Э1
- Кислород обязательный участник процесса горения----В2
- Кислород, водород и углерод входят в состав сахара.-----Э1
Посмотрите на наши цели, которые мы с вами обозначили в начале урока. Что еще нужно узнать о кислороде? Ответы учащихся: получение , физические и химические свойства.
Какие физические свойства веществ вы знаете, перечислите ?
( называют: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температуры кипения)
На слайде есть стихотворение, в котором говорится о кислороде.
Подчеркните в этом тексте физические свойства кислорода и перенесите их в опорный конспект.
Устно проверяем правильность работы. Ученики читают то, что внесли в конспект.
Физические свойства
Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, малорастворим в воде, немного тяжелее воздуха
Прав автор стихотворения? ( да) Работа с картой
Чтобы выяснить , правильно ли описал автор физические свойства кислорода, надо на него посмотреть. Как это сделать?( Возможные ответы: Вокруг нас в воздухе кислород, получить кислород) . В воздухе много других веществ, а вдруг не точность будет в описании! Надо получить чистый кислород! Предложите из чего можно получить его. Для этого снова посмотрим где кислород встречается.
Н2О – вода
Воздух
Что с этими веществами нужно сделать, чтоб достать чистый кислород? (разложить)
Ребята, кислород можно получать и в лаборатории, путем нагревания веществ, которые легко разлагаются при нагревании. Одним из таких веществ является перманганат калия.
Внимание на экран.
Включается видео.
« Получение кислорода из перманганата калия»
Обратите внимание
1.Каким способом собирают кислород?
2. Как обнаружить собранный кислород? Следовательно кислород поддерживает горение
Записываю уравнение разложения перманганата на доске.
При горении, с чем взаимодействуют вещества?
Предлагаю при помощи эксперимента сравнить, как горят вещества на воздухе и в кислороде.
Демонстрирую горение лучинки на воздухе, гашу пламя, вношу тлеющую лучинку в колбу с кислородом-она ярко вспыхивает.
Обращаю внимание детей, что при помощи ярко вспыхивающей лучинки распознают кислород.
Взаимодействие веществ с кислородом относится к реакциям окисления
Демонстрирую горение серы на воздухе и в кислороде
Предлагаю составить уравнение реакции.
S + O2 = SO2,
Видео горение фосфора в кислороде. Записываем уравнение на доске и в опорном конспекте
4P + 5O2 = 2P2O5.
Объясняю, что фосфор, сера - неметаллы. Предлагаю выяснить, горят ли металлы в кислороде.
Демонстрирую видео горение железа в кислороде.
3Fe + 2O2 = Fe3O4
и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:
Я Записываю уравнение реакции на доске. Переносят в конспект
Предлагаю сделать вывод, по результатам наблюдений.
Вопрос: «Что наблюдаем при горении веществ?». ……. (В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИ ГОРЕНИЯ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТЕПЛО И СВЕТ)
Предлагаю сформулировать определение реакций горения.
Учитель. Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?
Учащиеся отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.
Школьники правильно определили состав веществ.
Учитель. Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород. Такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в тетрадь.
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Все живые организмы используют кислород для дыхания.
Самолет за 9 часов использует около 50-75т кислорода.
Проблемный вопрос:
Откуда кислород берется в атмосфере?
В естественных условиях зеленые растения на свету при фотосинтезе из углекислого газа и воды образуют глюкозу, при этом выделяется кислород.
Индивидуальное выполнение работы .
ТЕМА "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"
1. Является оксидом:
а) СuО б) СuСl2; в) CuSO4; г) СuS.
2. Не является реакцией горения:
а) СuО + Н2 = Сu + Н2О; б) 2Мg + O2 = 2MgO;
в) 3Fe + 2O2 = Fe3O4; г) 2Н2 + О2 = 2Н2О.
3. Кислород собирают способом вытеснения воды, т. к. он:
а) хорошо растворим; б) взаимодействует с водой;
в) плохо растворим; г) тяжелее воздуха.
4. Тлеющая лучинка в сосуде с кислородом:
а) вспыхивает; б) гаснет;
в) продолжает тлеть; г) сгорает со взрывом.
5. Кислород собирают способом вытеснения:
а) воздуха, держа сосуд вверх дном; б) воздуха, держа сосуд горизонтально; в) воздуха, держа сосуд вниз дном.
ОТВЕТЫ: 1)а; 2)а; 3)в; 4)а;5)в
Учитель: Ребята, поменяйтесь и проверьте работы и поставьте друг другу оценки в соответствии с заданными критериями.
Учитель: А по возвращении домой все путешественники всегда делятся своими впечатлениями от увиденного, показывают свои работы. И я вам предлагаю вам поделиться тем, что вы привезли из нашего путешествия. ? Посмотрим на полученный портрет и расскажем, что мы видим.
Что нового вы узнали о кислороде?
(Во фронтальной беседе повторяются основные понятия, изученные на уроке).
Делают вывод, что кислород-химически активное вещество, является окислителем. В результате реакций с кислородом выделяется тепло и свет. Он самый распространенный элемент в земной коре, содержится в воздухе, растворен в воде, входит в состав живых организмов. Поэтому ак. Вернадский назвал его самым могущественным деятелем среди тел земной коры.
ОЦЕНКИ
Д/З Составить блок на тему «Применение кислорода», используя информацию § 21, решите кроссворд.. Учитель обращается к учащимся:
«Расскажите о своём настроении с помощью знаков:
Искорка зелёного цвета — я понял тему, мне понравилось.
Искорка жёлтого цвета — мне на уроке не интересно, я не понял тему.
Искорка красного цвета — я чувствовал себя очень плохо, ничего не понял.
Спасибо за урок!
Всего Вам доброго, хорошего настроения!».