kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.
  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II. Актуализация знаний обучающихся:

У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

 Всем известный вам герой прислал письмо, прочитайте его найдите и исправьте ошибки.

Здравствуйте дорогие мои племянники!

Пишу вам из страны Междуречья, которая находится в Африке (Передней Азии). Природа здесь просто удивительная – величественные сосны, папирус(финиковые пальмы).Особенно приятно в жаркий солнечный день искупаться в полноводной речке Нил(Евфрат). Целыми днями я брожу по улицам древнего города Ура и изучаю развалины деревянных (глиняных) домов. Здесь идут раскопки древней библиотеки. Из этой библиотеки мне дали почитать одну интересную книгу в виде свитка папируса(глиняных табличек). Название на ней написано русскими буквами(клинописью). А уже завтра я отправляюсь посмотреть на раскопки одного из семи чудес света.
До свидание. Скоро приеду. Не ссорьтесь.
Ваш дядюшка Скрудж

Группы получают задания:

1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.

3-я гр.: Прочитать «Миф о всемирном потопе» и ответить на вопросы:

  • Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?
  • Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Д.: Нет.

У.: Какое предложение осталось незаполненным?

Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.

 

У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

Д.: Да.

У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

  1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Д.: 1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.

  1. Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

  1. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У- Действительно, закон –это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство обязывает человека выполнять эти правила. 

У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.: Наверное, уже были.

У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?

Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
  2. какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
  2. Какими путями можно было попасть в рабство?
  3. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 67 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

Тесты:

  1. За кражу раба человека
    а) наказывали штрафом;
    б) заключали в тюрьму;
    в) убивали.
  2. За неуплату долга человек
    а) наказывался плетью;
    б) отдавал в рабство детей;
    в) подвергался смертной казни.
  3. За убийство чужого раба убийцу
    а) изгоняли из страны;
    б) заставляли отдать раба;
    в) убивали.
  4. За оскорбление вельможи или жреца обидчика
    а) заключали в тюрьму;
    б) наказывали плетью;
    в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

  • Что понравилось на уроке ...
  • Что было трудно ...
  • Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" »

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.

  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Ход урока I. Организационный момент. Мотивация.

Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II. Актуализация знаний обучающихся:

У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

- Всем известный вам герой прислал письмо, прочитайте его найдите и исправьте ошибки.

Здравствуйте дорогие мои племянники!

Пишу вам из страны Междуречья, которая находится в Африке (Передней Азии). Природа здесь просто удивительная – величественные сосны, папирус(финиковые пальмы).Особенно приятно в жаркий солнечный день искупаться в полноводной речке Нил(Евфрат). Целыми днями я брожу по улицам древнего города Ура и изучаю развалины деревянных (глиняных) домов. Здесь идут раскопки древней библиотеки. Из этой библиотеки мне дали почитать одну интересную книгу в виде свитка папируса(глиняных табличек). Название на ней написано русскими буквами(клинописью). А уже завтра я отправляюсь посмотреть на раскопки одного из семи чудес света.
До свидание. Скоро приеду. Не ссорьтесь.
Ваш дядюшка Скрудж

Группы получают задания:

1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.

3-я гр.: Прочитать «Миф о всемирном потопе» и ответить на вопросы:

  • Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?

  • Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Д.: Нет.

У.: Какое предложение осталось незаполненным?

Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.

У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

Д.: Да.

У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

  1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Д.: 1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.

  1. Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

  1. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У- Действительно, закон –это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство обязывает человека выполнять эти правила. 

У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.: Наверное, уже были.

У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?

Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

  2. какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

  2. Какими путями можно было попасть в рабство?

  3. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 67 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

 

 

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

Тесты:

  1. За кражу раба человека
    а) наказывали штрафом;
    б) заключали в тюрьму;
    в) убивали.

  2. За неуплату долга человек
    а) наказывался плетью;
    б) отдавал в рабство детей;
    в) подвергался смертной казни.

  3. За убийство чужого раба убийцу
    а) изгоняли из страны;
    б) заставляли отдать раба;
    в) убивали.

  4. За оскорбление вельможи или жреца обидчика
    а) заключали в тюрьму;
    б) наказывали плетью;
    в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

  • Что понравилось на уроке ...

  • Что было трудно ...

  • Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"

Автор: Чистякова Надежда Викторовна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "План-конспект урока по истории в 5 классе на тему: «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_po_istorii_v_5_klasse_na_temu_drevnevavilonskoe_tsarstvo_zak"
    ["file_id"] => string(6) "535687"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578993672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_istorii_v_5_klassie_po_tiemie_vavilonskii_tsar_khammurapi_i_iegh"
    ["file_id"] => string(6) "451011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516340391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства