Оборудование: учебник «Моя математика. 2 класс» по программе «Школа 2100», мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок математики.
Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, друзей, гостей своими успехами. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня урок мне бы хотелось начать со слов: «Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра». Вы согласны? (Да).
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (прилежно учиться, выполнять домашние задания, отвечать на уроках, быть воспитанными, соблюдать правила поведения, помогать товарищам, учителю, стараться не огорчать родителей).
А чтобы на каждом уроке подниматься выше, достигать новых успехов, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, ребята, какую новую, сложную, но интересную темы мы недавно начали проходить? (Умножение).
Скажите, а что мы уже знаем и умеем? (Дети называют темы предыдущих уроков: умножение, Особые случаи умножения с 0 и единицей, название компонентов умножения, таблицу умножения числа 2).
ІІ. Актуализация знаний.
Итак, давайте повторим, что мы уже знаем.
Индивидуальная работа. Некоторые ребятаполучили карточки на табличное умножение 2.
Фронтальная работа. А мы соберем наше внимание и ответим на вопросы задачи примером на умножение.
Носил орехи бурундук.
По два за каждою щекой.
Насыпал до верху сундук –
Не будет голоден зимой.
Сколько орехов за один раз приносил бурундук?
Появляется запись: 2*2=4
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте.»
Сколько всех, пересчитайте?
2*3=6
Мышка зерна собирала.
По два зернышка таскала.
Принесла девятый раз
Каков мышки стал запас?
2*9=18
Молодцы!
Ребята, сегодня к нам обратилось несколько сказочных героев, которым нужна наша помощь. Поможем?
Слайд 2.
Поможем Буратино. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее? (лишнее 3 выражение, т.к. в 1,2,4 – слагаемые одинаковые, а в третьем выражении они разные).
Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (с помощью умножения). Запишите эти выражения с помощью умножения и вычислите, а потом проверим.
Помогите Вини – Пуху. Составьте примеры по образцу. Работаем устно. Внимание на экран.
20+60=80 32+8=40 27+30=57
80-20=30 40-32=8 57-30=27
80-30=20 40-8=32 57-27=30
Какая здесь закономерность? (Связь компонентов сложения: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое; вычитание и сложение – взаимнообратные действия). Молодцы, ребята!
Слайд 4.
Еще к нам за помощью обратился Чебурашка. Помогите Чебурашке ответить на вопросы. Отвечать нужно только «Да» или «Нет». Если «Нет», то объясните почему? И дайте правильный ответ.
1.Результат умножения – произведение.
2.Высказывания могут быть истинные и устные.
3.В записи двузначного числа есть десятки и единицы.
4.Первый компонент вычитания – это слагаемое.
5.Сумма – это результат сложения.
6.Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность.
(Первый компонент вычитания – это уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть вычитаемое, то получим разность.)
Молодцы! Вы смогли помочь всем героям, а нам нужно идти дальше.
ІІІ. Постановка проблемы.
Какие действия нам уже известны? (сложение, умножение, вычитание).
Какое действие обратное сложению? (вычитание) Какое действие обратное вычитанию? (сложение).
Рассмотрите рисунок и придумайте к нему задачу.
На одном дереве сидело 8 птиц. Сколько птиц сидело на трех таких деревьях?
- как будем решать задачу? (8*3=24)
-что значит 8 умножить на 3 (надо найти сумму трех слагаемых, каждое из которых равно восьми).
А теперь составьте и решите обратную задачу.
Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем и должны познакомиться? (мы не знаем как записать решение, какое надо выбрать действие, какой знак действия).
Как называется это действие, я думаю вы знаете. Это и будет тема нашего урока.
Слайд 5. Итак, тема урока: Деление.
Какие задачи нам нужно решить, чтобы узнать все о делении?
познакомиться с действием деления.
Какой знак у деления.
Как записать и как прочитать деление.
Как называются компоненты деления.
Как деление связано с умножением.
Применять полученные знания при решении примеров и задач.
ІV. Открытие нового знания.
Слайд 6. Ребята, перед вами 10 груш. Нам нужно разложить по 2 груши на тарелки. Как вы думаете, сколько тарелок нам понадобится? (возможно кто-то скажет, что 5).
А как вы догадались? А как мы сможем проверить правы вы или нет? (разложим). Раскладываем.
Да, действительно, убеждаемся, что 5 тарелок.
А как нам записать решение задачи?
Итак, было 10 груш, их разделили, разложили по 2 на каждую тарелку. получили 5 тарелок.
Слайд 7. 10:2=5(т.)
Две точки – это знак деления. Читам так: 10 разделить на 2 будет 5.(хором)
Слайд 8.
А теперь 10 груш нам нужно разложить на 5 тарелок поровну. Сколько груш будет на каждой тарелке? (2 груши).
Как нам проверить? (разложим по одной груше на каждую тарелку по очереди).
Какое действие используем для решения задачи? (Деление)
Как записывается знак действия?(две точки).
Слайд 9.
Прочитайте второе выражение.(10 разделить на 5 будет 2). Запишите его в тетрадь.
Физкультминутка
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно,
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла.
Мы делили, умножали,
Очень – очень мы устали.
Раз – два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.
Сравните решение двух задач. Что у них общего? (Действие деление, первое число)
Чем отличаются?
Помните, ребята, когда мы помогали Вини – Пуху, какие два действия были взаимнообратными? (действия сложения и вычитания).
А как вы думаете, будут ли взамнообратными действия умножения и деления? (Да). Давайте проверим.
Слайд 10
Давайте проверим. 3*2=6 (по 3 мяча взяли 2 раза получили 6 мячей).
Теперь мы возьмем 6 мячей и разложим их по 3 мяча в каждой группе. Сколько групп получится? Какой пример получили? 6:3=2
Возьмем 6 мячей и разделим их поровну на 2 группы. Сколько мячей в каждой группе? 6:2=3.
Какой можно сделать вывод?(Действия умножения и деления – взаимнообратные).
Посмотрите внимательно на компоненты умножения. Что интересного заметили? (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель).
V. Первичное закрепление.
Слайд 11. Проверим, ребята, как мы усвоили новую тему. Выполним несколько заданий. Открываем учебники на стр.63. Находим упражнение 5. Читаем задание.
упр.5 с.63. Делимся на варианты 1-у окна, 2-средний, 3-около стены.
Составьте по образцу и решите свой столбик примеров.
Проверяем:
Вернемся к нашей задаче про птиц и деревья. Какие обратные задачи можно составить и как их решить?
24 птицы сили на 3 дерева поровну. Сколько птиц на одном дереве?
Как запишем решение задачи? 24:3=8 птиц на одном дереве.
24 птицы сели по 8 птиц на каждое дерево. Сколько деревьев они заняли?
Какое решение задачи? 24:8=3 дерева заняли птицы.
Блиц-турнир. (На карточках. Решение на карточках.)
Положите поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.