kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по русскому языку "Предложение и словосочетание "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о признаках словосочетания и предложения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Предложение и словосочетание "»

Тема урока: Предложение и словосочетание

Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий

Класс: 4 г

Место урока в разделе: второе полугодие

Цель урока: формирование знаний о признаках словосочетания и предложения

Задачи урока:

-Образовательные: создание условий для деятельности учащихся по развитию умений сравнивать словосочетания с предложением

-Развивающие: содействовать развитию у учащихся умений общаться

-Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, аккуратность, уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты изучения темы

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль хода выполнения работы и полученного результата; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Предметные УУД: чем похожи и чем различаются, словосочетания и предложения; уметь проверять написанное, находить грамматическую основу предложения; понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения.

Основные понятия: предложение и словосочетание

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, карточки

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Время: 1 мин

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Время: 10 мин

На доске: (слайд 1)

  • радует капелями, радует солнцем, звонкими капелями, ярким солнцем

  • Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.

Прочитайте. Сравните.

-Что общего? Чем отличаются записи?

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Что такое словосочетание?



-Что вы можете сказать о предложении?

-Попробуйте привести примеры

-А из любых ли слов можно составить словосочетания? Давайте проверим (слайд 2)

-Словосечетания:


-За­ви­си­мый член сло­во­со­че­та­ния обя­за­тель­но дол­жен быть свя­зан с глав­ным по смыс­лу.

Игра мел­кая, игра ши­ро­кая, игра ненаст­ная, игра бо­ро­да­тая  – это не сло­во­со­че­та­ния, т.к. слова не свя­за­ны по смыс­лу.

-Т.е не из любых слов можно составить словосочетания

-Теперь постараемся включить словосочетание в предложение

Стая проплывает

Стая белых гусей тре­уголь­ни­ком про­плы­ва­ет над теп­ло­хо­дом. (В. Пес­ков)

Это пред­ло­же­ние пол­нее, точ­нее вы­ра­жа­ет мысль.







Высказывают свое мнение





-Словосочетание и предложение

- Словосочетание – слова связанные по смыслу подчинительной связью, где есть главное слово и зависимое

- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль









Выполняют совместно с учителем

3. Освоение знаний и способов действий

Время: 20 мин

Откройте учебник на стр 126, упр 268 (слайд 3,4)

-Не распространенные предложения-те предложения, в которых имеются только подлежащие и сказуемые, а в распространенные содержат второстепенные члены предложения-определения, дополнения, обстаятельства

-Простые предложения- это предложения состоящие из одной грамматической основы.

Сложные предложения- это предложения состоящие из нескольких грамматических основ.



упр 269

(выполняют у доски по очереди)

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. - сложное, распространённое, "ива распушилась" и "пчела прилетела" - это грамматические основы.

загудели шмели, заскрипели дрозды. - сложное, нераспространённое, все гр. основы.

свистела иволга. - простое, гр. основа всё предложение.

урчали и квакали лягушки. - простое, тут однородные члены.

в березняке куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик. - "куковала кукушка", "пел зяблик" - гр. основы, сложное, распространённое.

-Справились с этим заданием, молодцы, идем дальше


Упр 271


Восклицательные -это значит чему-то радуются. Например: Ура каникулы! Какая чудесная погода!

восклицательные предложения - это предложение с "восклицательным" знаком на конце, как восторг или приказ, например: "Быстро иди делать уроки!" или "Ура! Я получила 5, за контрольную по математике!". Стоят 2 знака, потому что, это как вопрос и как приказ в одном предложении


Какой милый щенок! Как забавно у него торчит хвостик! (Повествовательное предложение с восклицанием). Неужели дельфины умеют смеяться?! (Вопросительное предложение с восклицанием).

Давай пойдём сегодня в кино! (Побудительное предложение).

-Отлично, переходим к следующему упражнению

Упр 272

Мысль текста: Книга (Книга это чудо)

Побуд. прил.:

И с благоговеньем ты ее читай

Приложи усилие и ты ее прочтешь

-Теперь давайте немного отдохнем, и продолжим нашу работу

Не распространенные предложения-те предложения, в которых имеются только подлежащие и сказуемые, а в распространенных ещё могут быть прилагательные, наречия, причастия, деепричастия, обстоятельства и т.д

-Простые предложения- это предложения состоящие из одной грамматической основы.

Сложные предложения- это предложения состоящие из нескольких грамматических основ.














Выполняют упражнение












Что за пухлые румяные щёчки!

Какой красивый мостик!

И вы называете это ответом!

Немедленно идите за мной!

Сколько знакомых лиц вокруг!

Куда только он не обращался!

4. Физминутка (2 мин)

Видеофрагмент


5. Закрепление изученного

Время: 5-7 мин

(по карточкам) индивидуально

1) Определите, какие из записей являются предложением (П), а какие – словосочетанием (С)?

На карточке:

На лугу распустились цветы.

Под лучами солнца.

Отцвели подснежники.

Быстро бежит.

Весенние цветы.

Скоро зацветёт сирень.

2) Определи, сложное предложение или простое. Выдели главные члены предложения.

  1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

  2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

  3. Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

3) Определи, распространенное (Р) и нераспространенное (Н) предложение. Обведи в кружок второстепенные члены предложения.

  1. Страус убежал

  2. Конюх устал

  3. Он внезапно рассмеялся.

  4. Стихало

  5. После обеда посветлело

  6. Сегодня наши птицы пели весь день.

  7. Соседская собака громко залаяла

  8. Мать улыбнулась.

  9. Идёт снег.

  10. Я ушёл

  11. Очень страшно!

  12. Брат засмеялся.





Проверка по шаблону. (ПСПССП)













1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса. Что? голоса, что делают? слышатся – одна грамматическая основа. Это простое предложение.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел. Кто? синицы, что делают? распевают – первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает – вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.

3) 1-н, 2- н, 3- р, 4- н, 5- р, 6- р, 7- р, 8 –н, 9-н, 10- н, 11- н, 12-н

6. Рефлексия

Время: 1 мин


-Какую тему повторяли на уроке?

-Чем отличаются словосочетание и предложение?

-Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

-Какие предложения бывают по цели высказывания?


-Молодцы ребята вы отлично поработали на уроке!

Высказывают свое мнение

7. Д/З

Время: 1 мин

Упр 273, стр 127






Подпись учителя: ____________________________________ Дата


Подпись методиста:__________________________________ Дата


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по русскому языку "Предложение и словосочетание "

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 04.05.2022

Номер свидетельства: 606178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-praktichieskogho-zaniatiia-so-studientami-spo-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "175259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424254582"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства