kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по русскому языку "Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит тексты с омонимами  Можно испольховать на уроках русского языка в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Омонимы"»

Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»


  • Лексика – это … (словарный состав языка.)

  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)

  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)

  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)

  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)

  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)

  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка .

Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Б) Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

- Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?


Можно назвать эти слова многозначными?

Почему?

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.

  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.

  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова?

Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.374)

У Пушкина прочтем :

— Вы, щенки! За мной ступайте! 
Будет вам по калачу
Да смотрите ж, не болтайте, 
А не то поколочу!

Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколо­чу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.

Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов, например, в стихах Я. Козловского :

Снег сказал: — Когда я стаю, 
Станет речка голубей, 
Потечет, качая стаю 
Отраженных голубей. Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимами.


    1. Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

    1. Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

    1. Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по русскому языку "Омонимы"

Автор: Потехина Светлана Дмитриевна

Дата: 08.10.2020

Номер свидетельства: 559436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426870870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы""
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "528711"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574746976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока "О русском языке хотим замолвить слово" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-o-russkom-iazykie-khotim-zamolvit-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "236223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443984733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Лексика:трудные случаи омонимии" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-lieksika-trudnyie-sluchai-omonimii"
    ["file_id"] => string(6) "122812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414341307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства