Тема: «Омонимы»
Цель урока:
Ввести термин «омонимы», дать понятие данному термину; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость.
Задачи урока:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.
Коммуникативные:
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы.
Личностные:
оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей;
осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг.
Ход урока
1. Чистописание.
На доске:
Жди горя от моря, а беды от воды.
Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
Беды да печали с ног скачали.
- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
- Запишите пословицы в тетрадь.
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала.
- Из чего состоят записанные предложения?
- Что такое слово?
- Сколько слов в первом предложении? Во втором?
- Что такое лексическое значение слова?
- Найдите и подчеркните в первом предложении слова, близкие по значению.
- Как называются такие слова? Что же такое синонимы?
- Подчеркните синонимы в остальных предложениях.
На доске:
Ученье — свет, а неученье … (тьма)
Не бойся врага умного, бойся друга … (глупого)
Смелый побеждает, а трус… (погибает)
- Прочитайте пословицы. Закончите их подходящими по смыслу словами
- Запишите пословицы.
- Какие пары слов встретились в пословицах? (антонимы)
- Подчеркните антонимы.
- Что такое антонимы?
3. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.
- О какой единице языка, речи мы говорим на уроке?
- Что есть у каждого слова?
- Сколько значений может иметь слово?
- Как называются слова, имеющие одно значение?
- Как называются слова, имеющие несколько значений?
- Сегодня мы узнаем, что такое омонимы, и чем они отличаются от многозначных слов.
- Послушайте отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка» (разговор двух мальчиков)
- А у меня дома овсянка!
-Подумаешь- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку! – Добавил Саша.
-И я люблю! – Сказал Матвей.
-Она жёлтая, красивая такая!
-И вкусная. Особенно с молоком!
-Как это вкусная ? Как это – с молоком?
-Да так. А ещё хороша с молоком или сахарным песком.
-Да ты про что говоришь?!
-Как это про что? Про овсянку!
-Про какую овсянку?
-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
-И я про обыкновенную. Про ту что в нашем саду жила и песни пела.
-Каша песни пела?!
-Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне- мою овсянку слушать!
-А потом ко мне- мою овсянку кушать!
Сформулируйте тему урока.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 75 (с. 45).
— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)
— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)
— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)
— Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются омонимами?
— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?
— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)
(работа на интерактивной доске)
5. Физкультминутка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покиваем головой,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
6. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 76 (с. 45).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).
— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)
— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
7. Работа со словом из словаря
— Назовите первый день недели. (Понедельник.)
— Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.
— Запомните написание этого слова.
— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)
8.Рефлексия
(Работа в парах.)
— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.
Папа купил новый гаечный ключ. ( Ключ – Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка)
В нотной тетради пишем басовый ключ. (Ключ - Музыкальный ключ .Скрипичный ключ, басовый ключ)
— Оцените свою работу на уроке.
9. Подведение итогов урока
- Ребята, давайте подведем итог нашего урока. А какой лексической группе сегодня узнали?
-Что такое омонимы?
- Встаньте те, кто понял тему, и сможет работать по ней в дальнейшем.
- Встаньте те, кто не просто понял тему, а готов помочь одноклассникам в ее понимании
Домашнее задание
Упр. 78 (с. 46).