kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему:"Омонимы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Омонимы"»

Тема: «Омонимы»

Цель урока:

Ввести термин «омонимы», дать понятие данному термину; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость.

Задачи урока:

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы.

Личностные:

оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей;

осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг.

Ход урока

1. Чистописание.

На доске:

Жди горя от моря, а беды от воды.

Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

Беды да печали с ног скачали.

- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

- Запишите пословицы в тетрадь.

2. Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала.

- Из чего состоят записанные предложения?

- Что такое слово?

- Сколько слов в первом предложении? Во втором?

- Что такое лексическое значение слова?

- Найдите и подчеркните в первом предложении слова, близкие по значению.

- Как называются такие слова? Что же такое синонимы?

- Подчеркните синонимы в остальных предложениях.

На доске:

Ученье — свет, а неученье … (тьма)

Не бойся врага умного, бойся друга … (глупого)

Смелый побеждает, а трус… (погибает)

- Прочитайте пословицы. Закончите их подходящими по смыслу словами

- Запишите пословицы.

- Какие пары слов встретились в пословицах? (антонимы)

- Подчеркните антонимы.

- Что такое антонимы?

3. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.

- О какой единице языка, речи мы говорим на уроке?

- Что есть у каждого слова?

- Сколько значений может иметь слово?

- Как называются слова, имеющие одно значение?

- Как называются слова, имеющие несколько значений?

- Сегодня мы узнаем, что такое омонимы, и чем они отличаются от многозначных слов.

- Послушайте отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка» (разговор двух мальчиков)

- А у меня дома овсянка!

-Подумаешь- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку! – Добавил Саша.

-И я люблю! – Сказал Матвей.

-Она жёлтая, красивая такая!

-И вкусная. Особенно с молоком!

-Как это вкусная ? Как это – с молоком?

-Да так. А ещё хороша с молоком или сахарным песком.

-Да ты про что говоришь?!

-Как это про что? Про овсянку!

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

-И я про обыкновенную. Про ту что в нашем саду жила и песни пела.

-Каша песни пела?!

-Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне- мою овсянку слушать!

-А потом ко мне- мою овсянку кушать!

Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 45).

— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)

— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)

— Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие слова называются омонимами?

— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)

(работа на интерактивной доске)

5. Физкультминутка

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Кулачки сейчас сожмем

И опять писать начнем.

6. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 45).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).

— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)

— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

7. Работа со словом из словаря

— Назовите первый день недели. (Понедельник.)

— Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)

 8.Рефлексия

(Работа в парах.)

— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.

Папа купил новый гаечный ключ. ( Ключ – Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка)

В нотной тетради пишем басовый ключ. (Ключ - Музыкальный ключ .Скрипичный ключ, басовый ключ)

— Оцените свою работу на уроке.

9. Подведение итогов урока

- Ребята, давайте подведем итог нашего урока. А какой лексической группе сегодня узнали?

-Что такое омонимы?

- Встаньте те, кто понял тему, и сможет работать по ней в дальнейшем.

- Встаньте те, кто не просто понял тему, а готов помочь одноклассникам в ее понимании

Домашнее задание

Упр. 78 (с. 46).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Омонимы"

Автор: Ольга Владимировна Пастухова

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией) Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_m_klassie_s_priezientatsiiei_tiema_antonim"
    ["file_id"] => string(6) "372587"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482429846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства