kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Лексика:трудные случаи омонимии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Лексика:трудные случаи омонимии" позволит расширить представление учащихся об омонимии разных частей речи. На уроке используется разные формы работы для более успешного усвоения темы учащимися, развивается монологическая речь, воспитывается бережное отношение к слову. тренировочные упражнения позволят повысить культуру речи учеников. Задания носят не только научный , но и занимательный характер. Учащиеся узнают новые термины по теме "Омонимия".

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Лексика:трудные случаи омонимии" »

Лексика: трудные случаи омонимии в русском языке.

Цели урока: - расширить представление учащихся об омонимии разных частей речи;

-развивать монологическую речь;

-воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову.

Ход урока

Слайд №

  1. Вступительное слово учителя. Приветствие, внимание на экран: фрагмент из к/ф «Двенадцать стульев», «Словарь Эллочки людоедки».



Вот так общалась известная героиня произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Щукина. Обладает ли Эллочка искусством общения? Понятна ли ее речь собеседникам?

Ученики : Нет

Учитель: Чего не хватает в ее речи?

Ученики: Слов , лексикон не развит

Учитель: Что такое лексика?

Ученик: Лексика-раздел языкознания, изучающий слово, словарное богатство русского языка. Лексикой называют и словарный фонд, т.е. все слова языка.

Слайд №

Учитель: Людям каких профессий необходимо иметь богатый словарный запас и уметь грамотно говорить?

Ученик: Врачам, журналистам, педагогам.

Учитель: послушайте отрывок из статьи А.П.Чехова и узнайте, кому еще необходимо владеть красивой речью. (чтение отрывка)

Ученик: адвокаты, преподаватели вузов, философы, поэты, юристы, дожностные лица и т.д.

Слайд №

Учитель: Итак, познакомимся с таким термином- оратор. Здесь вы видите слова, встретившиеся в тексте: краснобай и краснобайство. Как вы думаете, какую стилистическую характеристику имеют эти слова?



Ученик: Приниженную, неодобрительную.

Учитель: Почему искусство говорить необходимо не только тем, о ком писал Чехов, но и вам лично?

Ученик: В современном обществе востребована всесторонне развитая личность, хорошо поставленная речь, грамотная , красивая – один из залогов успешности. В качестве примера можно привести слова Дж. Рокфеллер

Слайд№

« Умение общаться с людьми -такой же покупаемый за деньги товар, как кофе и сахар. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире».

Учитель: Итак, язык непосредственно связан с трудовой и профессиональной деятельностью человека. Все, что происходит в обществе, немедленно отражается в языке. Наш русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. Удивительное и , я бы сказала, сложное. Тема нашего урока как раз об одном таком явлении как омонимия. Расскажите нам об этом явлении.

Ученик: Омонимы – слова, имеющие одинаковый графический и звуковой облик, но различное значение. Лук, гранаты.

Слайд №

Омографы-слова, которые одинаковы в написании. Их звучание различается. Атлас и атлас, рожки и рожки.

Слайд №

Омофоны-слова, звучащие одинаково. Приступить - преступить. Везти - вести.

Слайд №

Омоформы- слова, совпадающие лишь в отдельных грамматических формах. Пара -пара, течь -течь.

Учитель: Можно ли понять омонимы вне контекста? Что такое контекст?

Слайд №

Учитель: Чтобы вспомнить явление омонимии, мы выполним следующее задание. На слайде вы видите стихотворение В.Я Брюсова. Выпишите из него совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

Ты белых лебедей кормила, Кормило-руль судна, устаревшее.

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты паришь, свой свет струя…

Меж тем в реке – из сизой стали

Влачится за струей струя.

Учитель: какой вывод мы сделаем после выполнения задания, для чего нужно знать явление омонимии?

Ученик: уметь определять часть речи; состав слова; значение слова.

Слайд №

Учитель: в программе 7 класса мы изучили части речи наречие, предлог, союз, частица. И частенько сталкивались с омонимией этих частей речи. Следующий слайд содержит задание. Как вы думаете, какой частью речи может быть слово « вдоль». Докажите, выполнив задание. Выписать в тетрадь словосочетания в два столбика с предлогом вдоль и с наречием вдоль.

  1. Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка.

  2. Командир парохода плавает в северных морях уже более тридцати лет и прошел их вдоль и поперек.

  3. Солнце было еще высоко, останавливаться на ночлег не имело смысла, и мы пошли вдоль деревни, в ту сторону, где за околицей обозначается зубчатый лес.

  4. Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села.

  5. Клязьма прорезает область вдоль.

  6. Узкая дорога, черная, как толченый древесный уголь, вела их вдоль берега, довольно высокого здесь.

Учитель: Как отличить предлог от наречия?

Ученик: Нужно задать вопрос….

Учитель: Следующее задание вы выполните в тестовой форме. После окончания работы поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы. Отметки за работу: 0-1 ошибка – 5; 2 -4 ошибки – 4; 5 – 7 ошибок – 3; больше 7 – 2.

Какой вывод мы сделаем после выполнения тестов?

Ученик: Необходимо знать явление омонимии предлогов, наречий, частиц, союзов для того чтобы различать слитное, дефисное и раздельное написание этих частей речи.

Слайд №

Учитель: Явление омонимии служит средством создания каламбуров .

Слайд №

каламбу́р (фр. calembour) — словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним .Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен быть нов, поражать ещё неизвестным сопоставлением слов.

Вот примеры каламбуров поэта Якова Козловского, который, кстати, написал целую книжку "О словах разнообразных, одинаковых, но разных".

Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.

Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд какая такса?
А водитель:
— Денег с такс
Не берём совсем! Вот так-с!

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёда крынку.
Вдруг на мишку — вот напасть! —
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался выдранной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть?
Жалили куда попало
Им за это и попало!

А вот примеры из других авторов:

 

Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем.
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы!
(С.Шевцов)

 

Вы, щенки, за мной ступайте,
Будет вам по калачу!
Да смотрите, не болтайте,
А не то поколочу!
(А.С.Пушкин)

Учитель: Определите части речи сходно звучащих слов. Дома вы искали примеры каламбуров, прочитайте их, определяя части речи.

Как видите, явление омонимии – тема, заслуживающая тщательного изучения. Какие итоги можно подвести в конце нашего урока, для чего нужно знать явление омонимии?

Ответы учеников: слайд с итогами. - Определение морфологической характеристики слова.

  • Определение значения слова.

  • Слитное, раздельное, дефисное написание омонимичных и производных частей речи.

  • Нахождение предложения с омонимами.

  • Определение способа образования слова

  • Умение определять часть речи.

  • Умение находить средства выразительности.

- Умение избегать в своем сочинении двусмысленности.



Учитель: домашнее задание упр. №

Учитель: Итак, начиная наш урок со скудного словаря Эллочки Щукиной и выполнив задания, связанные с омонимией, к какому выводу можно прийти?

Ученик: Общение может и не состояться, если собеседники не понимают друг друга, а ведь «целью всякой речевой деятельности является достижение понимания и взаимопонимания. Именно в слове собеседники предстают друг перед другом как личности».

Учитель: Я думаю, хорошим заключением могут послужить слова ученого Л. Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Лексика:трудные случаи омонимии"

Автор: Акимова Светлана Юрьевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства