Наши новые друзья на просторах Лексики – это омонимы. Слайд 7.
Познакомимся с ними поближе. Запишите тему урока.
Слайд 8.
Прослушайте стихотворение В. Лифшница.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два)
- Одинаково ли пишутся и звучат слова?
- Подумайте, одинаковы ли они по значению?
- Сможете ли вы сами дать определение омонимам? Слайд 9.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами – от греческих слов «омос», что значит «одинаковый», и «онима» - «имя». Слайд 10.
- Что рассказывает нам об этом учебник?
Чтение §55.
Работа со словарями.
Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.
Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н.Ушакова приводятся омонимы: соль- вещество, соль - нота. Слайд 11.
-Найдите в словарях омонимы.
-Аналогичный пример словарной статьи к слову бор приводится в учебнике (чтение)
- Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова?
Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению».
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
Слайд12. Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор?( Омонимы- слова, далёкие по смыслу). Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.
Мы слова из рус.кой речи,
Из р.дного языка!
Од.наково нас слыш.т,
Од.наково нас пиш.т.
Но важна не только внешность,
Потому (не )торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в сер.динке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу д.леки.
(Я. Козловский)
-Найдите омоним в стихотворении.
Язык(речь и орган)
-Сколько звуков обозначает буква я в слове язык?
4.Первичное закрепление.
Выполним упражнение № 000.
Физкультминутка «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Пальчиковая гимнастика:
Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискриться и бумажка загориться?
-Итак, ребята, что такое омонимы?
Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называют омонимами.
- Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими (омоформы) Слайды.
Омонимы используются в шуточных стихотворениях.
Обратимся к учебнику, выполним упр.337 устно.
5.Вторичное закрепление.
- Да, огромна страна русского языка. Широкими просторами Лексики мы дружно подошли к главному испытанию урока. Выполним тест.
6.Подведение итогов урока.
-Ребята, закрываем наши тетради.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
-С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке?
Объявление оценок.
И ещё одно заданье от меня вам на прощанье.
7.Домашнее задание:
Придумать примеры пар омонимов и записать их на отдельных листочках-карточках (5 и более).
Прощаться настала пора.
Книгу закрывать пора.
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
Тестирование.
Укажите номер правильного ответа.
1.Словарный состав языка изучает раздел науки о языке:
1. грамматика
2. лексика
3. морфология
4. синтаксис
2.Найдите ряд слов в переносном значении:
1. лисья хитрость, железная воля, каменный дом.
2. золотое сердце, тёплый приём, сердечный человек
Наши новые друзья на просторах Лексики – это омонимы. Слайд 7.
Познакомимся с ними поближе. Запишите тему урока.
Слайд 8.
Прослушайте стихотворение В. Лифшница.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два)
- Одинаково ли пишутся и звучат слова?
- Подумайте, одинаковы ли они по значению?
- Сможете ли вы сами дать определение омонимам? Слайд 9.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами – от греческих слов «омос», что значит «одинаковый», и «онима» - «имя». Слайд 10.
- Что рассказывает нам об этом учебник?
Чтение §55.
Работа со словарями.
Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.
Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н.Ушакова приводятся омонимы: соль- вещество, соль - нота. Слайд 11.
-Найдите в словарях омонимы.
-Аналогичный пример словарной статьи к слову бор приводится в учебнике (чтение)
- Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова?
Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению».
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
Слайд12. Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор?( Омонимы- слова, далёкие по смыслу). Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.
Мы слова из рус..кой речи,
Из р..дного языка!
Од..наково нас слыш..т,
Од..наково нас пиш..т.
Но важна не только внешность,
Потому (не )торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в сер..динке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу д..леки.
(Я. Козловский)
-Найдите омоним в стихотворении.
Язык(речь и орган)
-Сколько звуков обозначает буква я в слове язык?
4.Первичное закрепление.
Выполним упражнение № 000.
Физкультминутка «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Пальчиковая гимнастика:
Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискриться и бумажка загориться?
-Итак, ребята, что такое омонимы?
Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называют омонимами.
- Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими (омоформы) Слайды.
Омонимы используются в шуточных стихотворениях.
Обратимся к учебнику, выполним упр.337 устно.
5.Вторичное закрепление.
- Да, огромна страна русского языка. Широкими просторами Лексики мы дружно подошли к главному испытанию урока. Выполним тест.
6.Подведение итогов урока.
-Ребята, закрываем наши тетради.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
-С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке?
Объявление оценок.
И ещё одно заданье от меня вам на прощанье.
7.Домашнее задание:
Придумать примеры пар омонимов и записать их на отдельных листочках-карточках (5 и более).
Прощаться настала пора...
Книгу закрывать пора.
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо...
Тестирование.
Укажите номер правильного ответа.
1.Словарный состав языка изучает раздел науки о языке:
1. грамматика
2. лексика
3. морфология
4. синтаксис
2.Найдите ряд слов в переносном значении:
1. лисья хитрость, железная воля, каменный дом.
2. золотое сердце, тёплый приём, сердечный человек