формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;
расширять словарный запас детей;
содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения;
развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитывать интерес к чтению, любовь к русской поэзии,
обогащать читательский опыт.
Оборудование: кроссворд,игра « Восстанови Лукоморье», «Дерево настроения» ( на доске), карточки с заданиями, аудиоприложение к учебнику
( «У Лукоморья»).
Ход урока
I. Организация класса. Речевая разминка.
-Прочитайте медленно «жужжащим» чтением, с сожалением, с чувством гордости)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк; но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев
-Как выдумаете, о каком поэте пишет Алексей Плещеев?
(ответы детей)
- Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина. II. Сообщение темы урока.
1).Беседа.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
(Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение.)
-Для чего вам это нужно?
(Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы нас было приятно слушать другим.)
-И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
- Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.
III. Выявление читательского опыта по произведениям А.С.Пушкина.
1).Слово учителя.
- Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся.
2).Работа учащихся в группах.(задания на карточках).
I группа
1. «Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;» «Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)
2. «Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга.» «Гонимы вешними лучами…» (отрывок из стихотворения.)
II группа(с. 85 отрывки из сказок А.С.Пушкина)
- I группа, определите жанр ваших произведений. (стихи)
-II группа, определите жанр отрывков из учебника. (сказки)
-Молодцы! Проверим, хорошо ли вы знаете произведения А.С.Пушкина.
3) Работа с кроссвордом.
- Заполните кроссворд. (работа на доске)
-Прочитайте слово по вертикали.
-Да, А.С.Пушкин - автор любимых сказок детей и взрослых.
-Посмотрите на схему. (доска) Не хватает еще одного жанра произведений А.с.Пушкина.
IV. Аудирование.
-Послушайте отрывок из произведения русского поэта.
(аудиоприложение к учебнику «У Лукоморья…»)
-Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении? (Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
-Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?) -Дети, это поэма «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает? (Ответы детей)
-ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
(Учитель открывает третье слово на доске (поэма)
-Поэма «Руслан и Людмила» повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме А.С.Пушкин написал вступление. Сегодня мы его будем читать.
V. Словарная работа:
-Давайте попробуем объяснить слова, которые нам встретятся.
(проводится словарная работа с использованием словарика в конце учебника)
-лукоморье -чредой
-неведомые ( дорожки) -мимоходом
-невиданные ( звери) -пленяет
-… и дол видений полны… -темница
-прихлынут -над златом чахнет
-брег песчаный -…и мёд я пил
-витязь -поведать
VI .Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора, Дружно ловим комара. Вдох глубокий, выдох полный. Разгулялись в море волны. В синем небе звёзды блещут, Раз - подняться на носки и улыбнуться. В синем море волны хлещут Два - руки вверх и потянуться. Туча по небу идёт, Три - согнуться, разогнуться Бочка по морю плывёт Повернуться и друг другу улыбнуться.
VII . Чтение отрывка с использованием игры «Восстанови Лукоморье»
-Во время прослушивания вы, наверно, заметили, сколько сказочных героев есть в отрывке. Чтение сегодня будет необычным. Постарайтесь делать логические остановки. Одновременно на доске мы будем восстанавливать Лукоморье.
-Нужно найти сказочного героя, о котором прочитали и разместить его на картинке.
(чтение по цепочке с чередованием работы на доске)
VIII . Беседа по прочитанному.
-Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
(Напевное, плавное.)
-Какая должна быть интонация?
(Интонация торжественности и таинственности.)
-Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!»
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Как нужно читать эти строки?
-Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.
Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи.
Учитель.
Вы подарили нам царевну, Что спит спокойно вечным сном, И море синее и пену… И рыбку золотую в нем. И три девицы пряжу пряли… По морю плавал царь Гвидон. А поп с Балдою выясняли, Кому и как менять закон… Мы с детства знаем сказки эти, Они нам дороги всегда. Вы нам оставили в наследство Любовь друзей и злость врагов, И изумительное средство Познанья вечного стихов.
IX .Итог урока. Рефлексия «Дерево настроения»
-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
-Что особенно вам понравилось? -Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат листочки сказочных цветов (жёлтый, красный, зелёный).
Выберите для себя листок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет - грустное, печальное, тоскливое.
Красный цвет - радостное, восторженное настроение. Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.