kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературное чтение с использованием технологии продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Уважаемые коллеги представляю  конспект открытого  урока  литературное чтение в 4 классе с использованием технологии продуктивного чтения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения. В Образовательной системе  «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
- до чтения. Ученики прогнозируют содержание текста по названию, по иллюстрации. Возникает мотивация к чтению.
- во время чтения. Ученики читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.
- после чтения. Беседуют, уточняют позицию автора.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2.   Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3.  Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и формированию универсальных учебных действий.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение с использованием технологии продуктивного чтения »

Тема урока: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город» (путевой очерк).


Цели урока: развитие чувства любви и уважения к отечеству, его истории, в результате знакомства с художественным произведением жанра «путевой очерк», в ходе коллективной, групповой деятельности на основе анализа текста.


Планируемые результаты:


Предметные: самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения, относить произведение по определенным признакам к жанру «путевой очерк».


Метапредметные:

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения, осуществлять анализ.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, в диалоге с учителем вырабатывать степень успешности своей работы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Личностные: любовь и уважение к Родине, интерес к чтению, к ведению диалога с автором.









ХОД УРОКА

I Организационный момент

- Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. Надеюсь, работать нам будет интересно. Наши отношения на уроке мы будем строить согласно правилам. Давайте их прочтем (слайд)

1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.

2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.

3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

II Актуализация знаний и постановка целей.

1. Беседа

- Поднимите руки те, кому приходилось путешествовать?

- Как вы думаете, зачем путешествуют люди? (Чтобы увидеть прекрасное в обычном; это возможность увидеть новые места, узнать, как живут там люди).

- Представьте себе, что вы путешествуете, побывали во многих уголках России, увидели столько чудесного и интересного и вам захотелось поделиться увиденным с теми, кому не довелось испытать этого счастья. Как вы это сделаете? (Расскажем друзьям, покажем фотографии, снимем видеофильм).

2. Рассматривание фотографий

- Я тоже путешествовала и привезла эти фотографии (слайд).

- Узнайте, в каких городах я была. (Москва и Кемерово)

- Как вы узнали?

- Что вы знаете о городе Москва? О городе Кемерово?

- А как без помощи камеры и фотоаппарата показать те места, которые произвели на нас впечатление и о которых хочется рассказать? (Нарисовать, написать об этом).

3. Работа в парах


- Как вы думаете, какой жанр литературы лучше всего использовать, чтобы рассказать о том, что вы видели и слышали? Обсудите это в парах и обоснуйте свой выбор.


Рассказ – повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.

Повесть – несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.

Очерк – краткое описание, зарисовка.

Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле.

Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием.


– Больше остальных жанров подходит очерк, так как надо рассказать о том, что видят, переезжая с места на место.

4. Постановка темы и целей урока


- Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир детской литературы 19 века и поможет нам в этом учебник. Откройте его на странице 197.

- С творчеством какого писателя мы начинаем знакомство? (К.Д.Ушинского)

- Назовите тему урока.

- Определите задачи урока. Узнать - … Сравнить - …


III. Работа с текстом до чтения


– Что вы узнали о К.Д.Ушинском из авторского текста?

К.Д.Ушинский – русский писатель и педагог. Написал много познавательных произведений для детей и две учебные книги «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово». С этой книгой выросли и получили превосходное образование несколько поколений русских детей. Эта книга была почти в каждой семье, бережно передавалась от старших детей младшим, вводя в мир знаний, пробуждая любовь к Отечеству и родному языку.

- Какой подзаголовок выбрал К.Д.Ушинский для своей книги «Детский мир и хрестоматия»? (Книга для классного чтения, приспособленная к постоянным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы).

- Предположите, с какой целью К.Д.Ушинский написал эту учебную книгу? (Развивать ум ребенка, обогащать его знаниями).

- Прочитайте еще раз заголовок, назовите ключевые слова. (Знакомство, поездка)

- Подберите слово синоним к слову поездка. (Путешествие, дорога, путь, экспедиция, плавание, командировка, экскурсия)

- Подумайте что такое путевой очерк? (Зарисовки, сделанные во время путешествия) (слайд)

- Пролистайте путевой очерк. Где побывают герои?

IV. Работа с текстом во время чтения

1. Самостоятельное чтение текста «Столица и губернский город»

- Кто герои путешествия? (Володя и Лиза)

- Что мы узнали об этих детях?

- Почему автор так мало о них написал?

- Что для автора главное в произведении? (Для автора важнее рассказать о столице и губернском городе).

2. Словарная работа (объяснить слова: верста, мачта, статуэтка, грош, экипаж)

3. Выборочное чтение с комментарием

- Найдите в тексте и зачитайте описание столицы.

- Какой город называют столицей?

- О какой столице идет речь в очерке?

- Ребята, как же так, в начале урока мы сказали, что столица России Москва, а здесь написано Петербург?

- Почему «великолепие» столицы не удивило ребят?

- Все ли так хорошо в столице?

- Благодаря каким словам, описаниям, используемым автором, мы понимаем что на улице суета?


4. Работа с толковым словарем

- После столицы, где оказались путешественники? (В губернском городе)

- Где мы можем узнать что такое губерния и губернский город?

- Прочитайте статьи в словаре.

- В 19 веке Россия делилась на губернии. В наше время слово губерния мы заменяем каким словом? (Область)

- Город Кемерово мог бы быть губернским городом?


5. Выборочное чтение с комментарием


- Найдите в тексте и зачитайте описание губернского города. (Все простым карандашом подчеркивают непонятные слова)

- Какие слова были непонятны? (Тарантас, присутственные места, гостиный двор)

- Почему описание губернского города занимает меньше места, чем столицы. (Он маленький, здесь мало примечательных интересных мест).

- Как вы думаете, Ушинский описывает конкретный город или создаёт обобщённый портрет губернского города? Почему?

- Как даёт автор их описание? (В сравнении)

- С какой целью К.Ушинский непроизвольно заставляет сравнивать столичный город и губернский город между собой? (Они разные Показать читателю разный уровень жизни).

V. Работа с текстом после чтения

1. Работа в группах

- Подчеркните фразы, которые подходят для описания столицы и губернского города.

- Что у вас получилось? (Словесные зарисовки столичного и губернского городов)


Задание для групп

… на центральной улице есть каменная мостовая.

…все улицы вымощены из камня, множество мостов с каменными перилами.


… часто попадаются большие каменные дома.

… сплошные ряды громадных каменных домов.


… тихо, улицы пустынны, ни шума, ни движения.

…шумные, оживленные улицы, разряженные толпы народа движутся по тротуару, беспрестанно попадаются конные и пешие отряды солдат.


… великолепные магазины и богатые лавки так и пестреют своими вывесками, созывая к себе покупателей.

… часто проходят ярмарки, легкие ярмарочные постройки: павильоны, лавки, полки составлялись в строгие торговые ряды.


… можно купить золотые и серебряные вещи, чудные изделия из дорогих каменьев, картины, статуэтки, книги, часы, игрушки, дорогие фрукты.

… можно купить ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорку запашистые, муку да крупу отборную, лесной материал. Колокола.



…великолепная набережная, уставленная дворцами, великолепными церквями.

… украшением города является собор


2. Сценка «Диалог жителей столицы и губернского города»

- Предлагаю организовать встречу жителей столичного и губернского городов. Выходят представители из каждой группы .

- Однажды встретились жители столицы и губернского города. И начали рассказ о своих городах. У нас в столице …. В нашем губернском городе ….

- Спасибо представителям групп. Займите свои места.

- Чем отличаются столица и губернский город?

V. Подведение итогов.

– Итак, наше путешествие подходит к концу.

- Какую учебную задачу ставил К.Ушинский в своих книгах для детей?

- Почему К.Д.Ушинский избрал для этого форму путешествия?

- Как вы считаете, зачем авторы нашего учебника поместили в него это произведение?

- Что нового узнали вы на уроке?

VI. Домашнее задание

- Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Предлагаю дома вам продолжить путешествие и прочитать следующую часть «Деревня и уездный город» (страницы 201-202).

VII. Рефлексия.

- Наше путешествие оказалось не только плодотворным, но и увлекательным! Я благодарна вам за те знания, чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Предлагаю выразить их на смайликах и прикрепить на доску.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературное чтение с использованием технологии продуктивного чтения

Автор: Лаврова Наталья Геннадьевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературного чтения по теме "Чудеса вокруг нас".  В. Берестов «Честное гусеничное» "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-chudiesa-vokrugh-nas-v-bieriestov-chiestnoie-ghusienichnoie"
    ["file_id"] => string(6) "246920"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446476828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока литературного чтения  в 3 классе "Ф.И. Тютчев "Майская гроза" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-f-i-tiutchiev-maiskaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "123566"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414515432"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии продуктивного чтения по теме "В. Сутеев "Палочка - выручалочка" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-produktivnogho-chtieniia-po-tiemie-v-sutieiev-palochka-vyruchalochka"
    ["file_id"] => string(6) "190710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427211619"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Технологическая карта урока с использованием современных образовательных технологий в учебном процессе"
    ["seo_title"] => string(122) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "307956"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458481556"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства