Конспект урока литературное чтение с использованием технологии продуктивного чтения
Конспект урока литературное чтение с использованием технологии продуктивного чтения
~~Уважаемые коллеги представляю конспект открытого урока литературное чтение в 4 классе с использованием технологии продуктивного чтения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
- до чтения. Ученики прогнозируют содержание текста по названию, по иллюстрации. Возникает мотивация к чтению.
- во время чтения. Ученики читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.
- после чтения. Беседуют, уточняют позицию автора.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и формированию универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение с использованием технологии продуктивного чтения »
Тема урока: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город» (путевой очерк).
Цели урока: развитие чувства любви и уважения к отечеству, его истории, в результате знакомства с художественным произведением жанра «путевой очерк», в ходе коллективной, групповой деятельности на основе анализа текста.
Планируемые результаты:
Предметные: самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения, относить произведение по определенным признакам к жанру «путевой очерк».
Метапредметные:
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения, осуществлять анализ.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, в диалоге с учителем вырабатывать степень успешности своей работы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: любовь и уважение к Родине, интерес к чтению, к ведению диалога с автором.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
- Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. Надеюсь, работать нам будет интересно. Наши отношения на уроке мы будем строить согласно правилам. Давайте их прочтем (слайд)
1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
2. Каждый ученик заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.
3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.
II Актуализация знаний и постановка целей.
1. Беседа
- Поднимите руки те, кому приходилось путешествовать?
- Как вы думаете, зачем путешествуют люди? (Чтобы увидеть прекрасное в обычном; это возможность увидеть новые места, узнать, как живут там люди).
- Представьте себе, что вы путешествуете, побывали во многих уголках России, увидели столько чудесного и интересного и вам захотелось поделиться увиденным с теми, кому не довелось испытать этого счастья. Как вы это сделаете? (Расскажем друзьям, покажем фотографии, снимем видеофильм).
2. Рассматривание фотографий
- Я тоже путешествовала и привезла эти фотографии (слайд).
- Узнайте, в каких городах я была. (Москва и Кемерово)
- Как вы узнали?
- Что вы знаете о городе Москва? О городе Кемерово?
- А как без помощи камеры и фотоаппарата показать те места, которые произвели на нас впечатление и о которых хочется рассказать? (Нарисовать, написать об этом).
3. Работа в парах
- Как вы думаете, какой жанр литературы лучше всего использовать, чтобы рассказать о том, что вы видели и слышали? Обсудите это в парах и обоснуйте свой выбор.
Рассказ – повествование об отдельном эпизоде, отдельном событии в жизни человека.
Повесть – несколько событий, судьбы действующих лиц переплетаются, показана жизнь с ее сложностями и противоречиями.
Очерк – краткое описание, зарисовка.
Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле.
Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием.
– Больше остальных жанров подходит очерк, так как надо рассказать о том, что видят, переезжая с места на место.
4. Постановка темы и целей урока
- Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир детской литературы 19 века и поможет нам в этом учебник. Откройте его на странице 197.
- С творчеством какого писателя мы начинаем знакомство? (К.Д.Ушинского)
- Назовите тему урока.
- Определите задачи урока. Узнать - … Сравнить - …
III. Работа с текстом до чтения
– Что вы узнали о К.Д.Ушинском из авторского текста?
К.Д.Ушинский – русский писатель и педагог. Написал много познавательных произведений для детей и две учебные книги «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово». С этой книгой выросли и получили превосходное образование несколько поколений русских детей. Эта книга была почти в каждой семье, бережно передавалась от старших детей младшим, вводя в мир знаний, пробуждая любовь к Отечеству и родному языку.
- Какой подзаголовок выбрал К.Д.Ушинский для своей книги «Детский мир и хрестоматия»? (Книга для классного чтения, приспособленная к постоянным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы).
- Предположите, с какой целью К.Д.Ушинский написал эту учебную книгу? (Развивать ум ребенка, обогащать его знаниями).
- Прочитайте еще раз заголовок, назовите ключевые слова. (Знакомство, поездка)
- Подберите слово синоним к слову поездка. (Путешествие, дорога, путь, экспедиция, плавание, командировка, экскурсия)
- Подумайте что такое путевой очерк? (Зарисовки, сделанные во время путешествия) (слайд)
- Пролистайте путевой очерк. Где побывают герои?
IV. Работа с текстом во время чтения
1. Самостоятельное чтение текста «Столица и губернский город»
- Кто герои путешествия? (Володя и Лиза)
- Что мы узнали об этих детях?
- Почему автор так мало о них написал?
- Что для автора главное в произведении? (Для автора важнее рассказать о столице и губернском городе).
2. Словарная работа (объяснить слова: верста, мачта, статуэтка, грош, экипаж)
3. Выборочное чтение с комментарием
- Найдите в тексте и зачитайте описание столицы.
- Какой город называют столицей?
- О какой столице идет речь в очерке?
- Ребята, как же так, в начале урока мы сказали, что столица России Москва, а здесь написано Петербург?
- Почему «великолепие» столицы не удивило ребят?
- Все ли так хорошо в столице?
- Благодаря каким словам, описаниям, используемым автором, мы понимаем что на улице суета?
4. Работа с толковым словарем
- После столицы, где оказались путешественники? (В губернском городе)
- Где мы можем узнать что такое губерния и губернский город?
- Прочитайте статьи в словаре.
- В 19 веке Россия делилась на губернии. В наше время слово губерния мы заменяем каким словом? (Область)
- Город Кемерово мог бы быть губернским городом?
5. Выборочное чтение с комментарием
- Найдите в тексте и зачитайте описание губернского города. (Все простым карандашом подчеркивают непонятные слова)
- Какие слова были непонятны? (Тарантас, присутственные места, гостиный двор)
- Почему описание губернского города занимает меньше места, чем столицы. (Он маленький, здесь мало примечательных интересных мест).
- Как вы думаете, Ушинский описывает конкретный город или создаёт обобщённый портрет губернского города? Почему?
- Как даёт автор их описание? (В сравнении)
- С какой целью К.Ушинский непроизвольно заставляет сравнивать столичный город и губернский город между собой? (Они разные Показать читателю разный уровень жизни).
V. Работа с текстом после чтения
1. Работа в группах
- Подчеркните фразы, которые подходят для описания столицы и губернского города.
- Что у вас получилось? (Словесные зарисовки столичного и губернского городов)
Задание для групп
… на центральной улице есть каменная мостовая.
…все улицы вымощены из камня, множество мостов с каменными перилами.
… часто попадаются большие каменные дома.
… сплошные ряды громадных каменных домов.
… тихо, улицы пустынны, ни шума, ни движения.
…шумные, оживленные улицы, разряженные толпы народа движутся по тротуару, беспрестанно попадаются конные и пешие отряды солдат.
… великолепные магазины и богатые лавки так и пестреют своими вывесками, созывая к себе покупателей.
… часто проходят ярмарки, легкие ярмарочные постройки: павильоны, лавки, полки составлялись в строгие торговые ряды.
… можно купить золотые и серебряные вещи, чудные изделия из дорогих каменьев, картины, статуэтки, книги, часы, игрушки, дорогие фрукты.
… можно купить ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорку запашистые, муку да крупу отборную, лесной материал. Колокола.
2. Сценка «Диалог жителей столицы и губернского города»
- Предлагаю организовать встречу жителей столичного и губернского городов. Выходят представители из каждой группы .
- Однажды встретились жители столицы и губернского города. И начали рассказ о своих городах. У нас в столице …. В нашем губернском городе ….
- Спасибо представителям групп. Займите свои места.
- Чем отличаются столица и губернский город?
V. Подведение итогов.
– Итак, наше путешествие подходит к концу.
- Какую учебную задачу ставил К.Ушинский в своих книгах для детей?
- Почему К.Д.Ушинский избрал для этого форму путешествия?
- Как вы считаете, зачем авторы нашего учебника поместили в него это произведение?
- Что нового узнали вы на уроке?
VI. Домашнее задание
- Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Предлагаю дома вам продолжить путешествие и прочитать следующую часть «Деревня и уездный город» (страницы 201-202).
VII. Рефлексия.
- Наше путешествие оказалось не только плодотворным, но и увлекательным! Я благодарна вам за те знания, чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Предлагаю выразить их на смайликах и прикрепить на доску.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}