kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Литературное чтение" Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  открытого урока в 4 классе по  предмету «Литературное чтение" Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тип урока: завершение изучения произведения.

Форма урока: урок-презентация.

Программа: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Литературное чтение (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)), комплект «Школа России»

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Родная речь. 4 класс. Ч. 2.

Дата проведения: 15.01.2014 г.

Цель:

1. Отработать навыки беглого выразительного чтения, научить выделять главное в тексте, научить анализировать характер и поступки героев.

2. Развивать память, мышление; в рамках сочинений, презентаций, исследовательских проектов развивать творческие способности детей.

3. Организовывая работу детей в группах, воспитывать взаимовыручку, сопереживание, дружбу, любовь к Родине, родному краю.

4. Проводить профориентационную работу в младших классах, тем самым подготавливая учащихся к взрослой, самостоятельной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Литературное чтение" Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» »

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23







План-конспект

открытого урока в 4 классе

по предмету «Литературное чтение»





Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»




Учитель высшей категории – Булатова Лидия Александровна











Сызрань, 2014 г.

Тип урока: завершение изучения произведения.

Форма урока: урок-презентация.


Программа: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Литературное чтение (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)), комплект «Школа России»

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Родная речь. 4 класс. Ч. 2.

Дата проведения: 15.01.2010 г.

Цель:

1. Отработать навыки беглого выразительного чтения, научить выделять главное в тексте, научить анализировать характер и поступки героев.

2. Развивать память, мышление; в рамках сочинений, презентаций, исследовательских проектов развивать творческие способности детей.

3. Организовывая работу детей в группах, воспитывать взаимовыручку, сопереживание, дружбу, любовь к Родине, родному краю.

4. Проводить профориентационную работу в младших классах, тем самым подготавливая учащихся к взрослой, самостоятельной жизни.


Оборудование: мультимедийный проектор, видеофильм, компьютер, раздаточный материал, выставка методической литературы по организации профориентационной работы, выставка творческих проектов учащихся по теме: «Профессии моих родителей».

Ход урока.

Эпиграфы:

1. Ничего не делая, люди учатся делать дурное (Античный афоризм).

2. Люди часто не знают, что делать со временем, но оно-то знает, что делать с людьми (Магдалена Самозванец).

3. Времени всегда хватает тому, кто умеет его использовать: кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы (Вольтер).

4. Кто не знает цены времени, тот не рожден для славы (Люк де Вовенарг).

1.Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы завершаем изучение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» (Слайд № 1). Цель нашего урока вы сформируете сами, прочитав эпиграфы на экране. (Слайд № 2).

1. Ничего не делая, люди учатся делать дурное (Античный афоризм).

2. Люди часто не знают, что делать со временем, но оно-то знает, что делать с людьми (Магдалена Самозванец).

3. Времени всегда хватает тому, кто умеет его использовать: кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы (Вольтер).

4. Кто не знает цены времени, тот не рожден для славы (Люк де Вовенарг).


Учитель:

- Я обобщаю ваши ответы. Цель нашего урока: показать значимость времени для трудовой деятельности. (Слайд № 3). Работать будете в группах. Победит та группа, которая получит больше других жетонов в виде часов.


2. Словарно-лексическая работа (Работа по группам).

Учитель:

- Уточним лексическое значение некоторых слов, встречающихся в тексте (Слайд № 4):

- окладистая борода;

- ходики;

- керосиновая лампа;

- пола.

- Проверим, правильно ли вы ответили (Слайд №5):

Предполагаемые ответы детей:

- широка, густая борода;

- небольшие настенные часы с гирями;

- лампа с фитилем, освещающая при помощи керосина;

- нижняя часть раскрывающейся одежды.

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

- В тексте вам встречаются слова «хмурый», «сберечь», к которым надо подобрать синонимы, а к словам «состариться», «трудиться» нужно подобрать антонимы (Слайд №6).

- Проверим, правильно ли вы ответили (Слайд №7).

Предполагаемые ответы детей:

- Если человек - угрюмый, а если день – ненастный.

- Сохранить, сэкономить.

- Помолодеть.

- Бездельничать, лениться.

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

- Как вы понимаете смысл фразеологизмов, встречающихся в тексте (Слайд №8):

- держать ухо востро;

- как сквозь землю провалился;

- и в ус не дует;

- не терять времени даром.

- Проверим, правильно ли вы ответили (Слайд №9.)

Предполагаемые ответы детей:

- быть настороже;

- исчез;

- ни о чем не думает;

- все делать вовремя.

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).


3. Работа с текстом (Выборочное чтение. Индивидуальная работа. Фронтальный опрос).

Учитель:

- Найдите и прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди трудятся. (Учащиеся читают найденные в тексте отрывки.)

Учитель:

- Мы живем, чтобы найти свое место в обществе, а чтобы его найти, нужно чем-то заниматься, трудиться, приносить пользу обществу. Для читателей, для нас с вами, автор написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. (Ответы учащихся со слов: «Так устроено на свете…»).

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

Учитель:

- Что хотел сказать этим автор? (Предполагаемый ответ детей: «Очень многое зависит от человека»).

Учитель:

- Найдите и прочитайте строчки, где старики превращаются в ребят. (Учащиеся читают найденные в тексте отрывки.)

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

Учитель:

- Обратите внимание: дети жили в лесу, в городе они не нашли себя, ничем не занимались, не трудились, не учились, поэтому никому не нужны были. Почему же они все-таки победили волшебников? (Предполагаемый ответ детей: «Они поняли, что нужно четко планировать свое время и подготавливать себя к дальнейшей взрослой жизни, быть необходимой частью общества».)

Учитель:

- Чему вы можете научиться сейчас? (Предполагаемые ответы детей: «говорить, ставить вопросы, общаться, работать в коллективе, уметь слушать и быть услышанным, быть грамотным, эрудированным, уметь хорошо читать».)

Учитель:

- Почему важно и нужно научиться выразительно и бегло читать? (Предполагаемый ответ детей: «При беглом выразительном чтении лучше понимаешь прочитанное.»)

Учитель:

- В каких жанрах можно встретить тему труда и экономии времени? (Предполагаемые ответы детей: «В устном народном творчестве. В пословицах, поговорках, загадках.»)

Учитель:

-Приведите примеры.

Учащиеся дают свои ответы.


4. Работа в группах.

Учитель:

- А сейчас вы поработаете в группах. Выполните задание. Перед вами в конвертах разрезанные пословицы и поговорки на тему труда и экономии времени. Ваша задача – собрать их и объяснить их значение. (Предлагаются соответствующие пословицы).

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).

5. Релаксация

Учитель:

- Все – молодцы! Прекрасно поработали. А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку.

Дети хором читают стихи, сопровождая их соответствующими движениями.


Текст

Соответствующие движения

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так!

Исходное положение (и.п.) – руки на поясе,

на счет раз – голову вправо,

на счет два - прямо,

на счет три – влево,

на счет четыре – прямо.

Тик-так, тик-так,

Посмотри, который час!

И. п. – руки на поясе.

Наклоны туловища вправо, влево.

Тик-так, тик-так,

Если время потерять,

И.п. – руки к плечам, круговые вращения рук вперед.

Тик-так, тик-так,

Не вернешь его назад!

И.п. - кисти рук на плечах, круговые движения рук назад.


6. Профориентационная работа.

Учитель:

- Какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим специалистом в своей области? (Предполагаемые ответы детей: «Научиться правильному распределению своего времени, что поможет выбрать занятие по интересам, а в дальнейшем и в выборе профессии».)

Учитель:

- Вы должны быть нужными своей малой Родине – г. Сызрани. Сегодня у нас в гостях прекрасный специалист в своей области педагог-психолог, преподаватель Сызранского педагогического колледжа, мама Чердакова Ивана – Чердакова Оксана Васильевна. Она расскажет вам, какие профессии востребованы на сегодняшний день в городе, каким специальностям обучают в колледже, а также какими качествами должен обладать ученик, чтобы поступить в колледж. (Текст выступления Чердаковой О.В. см. Приложение 1.)

Учитель:

- Мы благодарим Оксану Васильевну, а сейчас презентацию профессии своего папы, работника МЧС, нам представит Чердаков Иван. (Слайды 10-13) (Текст сообщения Чердакова И. см. Приложение 2.)

Учитель:

- Спасибо, Иван. Турецкая Мария представит свой исследовательский проект о качестве питьевой воды Юго-Западного района г. Сызрани Самарской области, подготовленный вместе с мамой Турецкой Ириной Вячеславовной, начальником лаборатории санитарно-гигиенических исследований и охраны природы ОАО «Пластик». (Слайд 14-17) (Текст сообщения Турецкой М. см. Приложение 3.)

- Большое спасибо за интересное сообщение!

7. Театрализованное выступление учащихся.

(Вбегают 2 ученика, переодетые в костюмы стариков.)

Персонажи (хором):

- Как хорошо, что успели попасть на урок!

Учитель:

- Нет, старички, вы опоздали! Урок скоро закончится. Вы потеряли много времени. Уже, не из сказки ли вы о потерянном времени?

Старик:

- Да, мы из этой сказки. Мы очень хотим быть снова учениками!

(Хором): Будем мы сейчас трудиться

Чтоб детьми оборотиться!

Учитель:

- А что вы умеете делать?

Старушка:

-Читать стихи. (Читает стихи.)

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста, он тут!

Персонажи (хором): Его учебником зовут!

Учитель:

- Как понимаете смысл стихотворения?

Старик:

- Надо трудиться и учиться.

Учитель:

- Как вы думаете, от кого зависит, как будет учиться школьник, от учителя или ученика?

Старушка:

- Каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.


8. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- На предыдущем уроке было задано домашнее задание – выполнить электронные презентации, сочинения с фотографиями о профессиях своих родителей. А вы, старички, выполнили домашнее задание?

(Персонажи рассказывают о профессиях своих родителей с демонстрацией фотографий).

Учитель:

- Молодцы! Вы вновь стали учениками.

(Дети снимают костюмы старичков, превращаясь в учеников.)

Учитель:

- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?

9. Подведение итогов.

Учитель:

- Подведем итог урока. Что полезного, нужного вы узнали на уроке? Чему учит сказка? А теперь подумайте и решите для себя, есть ли среди вас такие же молодые старички, которые теряли время понапрасну, ленились учиться, не приучались к труду, и как нужно жить, трудиться и учиться дальше? Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему: «Куда бы я потратил свободное время».

Каждый урок – это маленький шажок к взрослой, сознательной жизни, в которой каждый должен найти свое место, свое призвание.

Все плодотворно поработали. Спасибо, ребята, за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Булатова Лидия Александровна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201210


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства