1. Отработать навыки беглого выразительного чтения, научить выделять главное в тексте, научить анализировать характер и поступки героев.
2. Развивать память, мышление; в рамках сочинений, презентаций, исследовательских проектов развивать творческие способности детей.
3. Организовывая работу детей в группах, воспитывать взаимовыручку, сопереживание, дружбу, любовь к Родине, родному краю.
4. Проводить профориентационную работу в младших классах, тем самым подготавливая учащихся к взрослой, самостоятельной жизни.
Оборудование: мультимедийный проектор, видеофильм, компьютер, раздаточный материал, выставка методической литературы по организации профориентационной работы, выставка творческих проектов учащихся по теме: «Профессии моих родителей».
Ход урока.
Эпиграфы:
1. Ничего не делая, люди учатся делать дурное (Античный афоризм).
2. Люди часто не знают, что делать со временем, но оно-то знает, что делать с людьми (Магдалена Самозванец).
3. Времени всегда хватает тому, кто умеет его использовать: кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы (Вольтер).
4. Кто не знает цены времени, тот не рожден для славы (Люк де Вовенарг).
1.Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы завершаем изучение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» (Слайд № 1). Цель нашего урока вы сформируете сами, прочитав эпиграфы на экране. (Слайд № 2).
1. Ничего не делая, люди учатся делать дурное (Античный афоризм).
2. Люди часто не знают, что делать со временем, но оно-то знает, что делать с людьми (Магдалена Самозванец).
3. Времени всегда хватает тому, кто умеет его использовать: кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы (Вольтер).
4. Кто не знает цены времени, тот не рожден для славы (Люк де Вовенарг).
Учитель:
- Я обобщаю ваши ответы. Цель нашего урока: показать значимость времени для трудовой деятельности. (Слайд № 3). Работать будете в группах. Победит та группа, которая получит больше других жетонов в виде часов.
2. Словарно-лексическая работа(Работа по группам).
Учитель:
- Уточним лексическое значение некоторых слов, встречающихся в тексте (Слайд № 4):
- окладистая борода;
- ходики;
- керосиновая лампа;
- пола.
- Проверим, правильно ли вы ответили (Слайд №5):
Предполагаемые ответы детей:
- широка, густая борода;
- небольшие настенные часы с гирями;
- лампа с фитилем, освещающая при помощи керосина;
- нижняя часть раскрывающейся одежды.
(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).
- В тексте вам встречаются слова «хмурый», «сберечь», к которым надо подобрать синонимы, а к словам «состариться», «трудиться» нужно подобрать антонимы (Слайд №6).
- Проверим, правильно ли вы ответили (Слайд №7).
Предполагаемые ответы детей:
- Если человек - угрюмый, а если день – ненастный.
- Сохранить, сэкономить.
- Помолодеть.
- Бездельничать, лениться.
(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).
- Как вы понимаете смысл фразеологизмов, встречающихся в тексте (Слайд №8):
- держать ухо востро;
- как сквозь землю провалился;
- и в ус не дует;
- не терять времени даром.
- Проверим, правильно ли вы ответили (Слайд №9.)
Предполагаемые ответы детей:
- быть настороже;
- исчез;
- ни о чем не думает;
- все делать вовремя.
(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).
3.Работа с текстом (Выборочное чтение. Индивидуальная работа. Фронтальный опрос).
Учитель:
- Найдите и прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди трудятся. (Учащиеся читают найденные в тексте отрывки.)
Учитель:
- Мы живем, чтобы найти свое место в обществе, а чтобы его найти, нужно чем-то заниматься, трудиться, приносить пользу обществу. Для читателей, для нас с вами, автор написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. (Ответы учащихся со слов: «Так устроено на свете…»).
(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).
Учитель:
- Что хотел сказать этим автор? (Предполагаемый ответ детей: «Очень многое зависит от человека»).
Учитель:
- Найдите и прочитайте строчки, где старики превращаются в ребят. (Учащиеся читают найденные в тексте отрывки.)
(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).
Учитель:
- Обратите внимание: дети жили в лесу, в городе они не нашли себя, ничем не занимались, не трудились, не учились, поэтому никому не нужны были. Почему же они все-таки победили волшебников? (Предполагаемый ответ детей: «Они поняли, что нужно четко планировать свое время и подготавливать себя к дальнейшей взрослой жизни, быть необходимой частью общества».)
Учитель:
- Чему вы можете научиться сейчас? (Предполагаемые ответы детей: «говорить, ставить вопросы, общаться, работать в коллективе, уметь слушать и быть услышанным, быть грамотным, эрудированным, уметь хорошо читать».)
Учитель:
- Почему важно и нужно научиться выразительно и бегло читать? (Предполагаемый ответ детей: «При беглом выразительном чтении лучше понимаешь прочитанное.»)
Учитель:
- В каких жанрах можно встретить тему труда и экономии времени? (Предполагаемые ответы детей: «В устном народном творчестве. В пословицах, поговорках, загадках.»)
Учитель:
-Приведите примеры.
Учащиеся дают свои ответы.
4. Работа в группах.
Учитель:
- А сейчас вы поработаете в группах.Выполните задание. Перед вами в конвертах разрезанные пословицы и поговорки на тему труда и экономии времени. Ваша задача – собрать их и объяснить их значение. (Предлагаются соответствующие пословицы).
(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде часов).
5. Релаксация
Учитель:
- Все – молодцы! Прекрасно поработали. А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку.
Дети хором читают стихи, сопровождая их соответствующими движениями.
Текст
Соответствующие движения
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!
Исходное положение (и.п.) – руки на поясе,
на счет раз – голову вправо,
на счет два - прямо,
на счет три – влево,
на счет четыре – прямо.
Тик-так, тик-так,
Посмотри, который час!
И. п. – руки на поясе.
Наклоны туловища вправо, влево.
Тик-так, тик-так,
Если время потерять,
И.п. – руки к плечам, круговые вращения рук вперед.
Тик-так, тик-так,
Не вернешь его назад!
И.п. - кисти рук на плечах, круговые движения рук назад.
6. Профориентационная работа.
Учитель:
- Какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим специалистом в своей области? (Предполагаемые ответы детей: «Научиться правильному распределению своего времени, что поможет выбрать занятие по интересам, а в дальнейшем и в выборе профессии».)
Учитель:
- Вы должны быть нужными своей малой Родине – г. Сызрани. Сегодня у нас в гостях прекрасный специалист в своей области педагог-психолог, преподаватель Сызранского педагогического колледжа, мама Чердакова Ивана – Чердакова Оксана Васильевна. Она расскажет вам, какие профессии востребованы на сегодняшний день в городе, каким специальностям обучают в колледже, а также какими качествами должен обладать ученик, чтобы поступить в колледж. (Текст выступления Чердаковой О.В. см. Приложение 1.)
Учитель:
- Мы благодарим Оксану Васильевну, а сейчас презентацию профессии своего папы, работника МЧС, нам представит Чердаков Иван. (Слайды 10-13) (Текст сообщения Чердакова И. см. Приложение 2.)
Учитель:
- Спасибо, Иван. Турецкая Мария представит свой исследовательский проект о качестве питьевой воды Юго-Западного района г. Сызрани Самарской области, подготовленный вместе с мамой Турецкой Ириной Вячеславовной, начальником лаборатории санитарно-гигиенических исследований и охраны природы ОАО «Пластик». (Слайд 14-17) (Текст сообщения Турецкой М. см. Приложение 3.)
- Большое спасибо за интересное сообщение!
7. Театрализованное выступление учащихся.
(Вбегают 2 ученика, переодетые в костюмы стариков.)
Персонажи (хором):
- Как хорошо, что успели попасть на урок!
Учитель:
- Нет, старички, вы опоздали! Урок скоро закончится. Вы потеряли много времени. Уже, не из сказки ли вы о потерянном времени?
Старик:
- Да, мы из этой сказки. Мы очень хотим быть снова учениками!
(Хором): Будем мы сейчас трудиться
Чтоб детьми оборотиться!
Учитель:
- А что вы умеете делать?
Старушка:
-Читать стихи. (Читает стихи.)
Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста, он тут!
Персонажи (хором): Его учебником зовут!
Учитель:
- Как понимаете смысл стихотворения?
Старик:
- Надо трудиться и учиться.
Учитель:
- Как вы думаете, от кого зависит, как будет учиться школьник, от учителя или ученика?
Старушка:
- Каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.
8. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- На предыдущем уроке было задано домашнее задание – выполнить электронные презентации, сочинения с фотографиями о профессиях своих родителей. А вы, старички, выполнили домашнее задание?
(Персонажи рассказывают о профессиях своих родителей с демонстрацией фотографий).
Учитель:
- Молодцы! Вы вновь стали учениками.
(Дети снимают костюмы старичков, превращаясь в учеников.)
Учитель:
- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
9. Подведение итогов.
Учитель:
- Подведем итог урока. Что полезного, нужного вы узнали на уроке? Чему учит сказка? А теперь подумайте и решите для себя, есть ли среди вас такие же молодые старички, которые теряли время понапрасну, ленились учиться, не приучались к труду, и как нужно жить, трудиться и учиться дальше? Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему: «Куда бы я потратил свободное время».
Каждый урок – это маленький шажок к взрослой, сознательной жизни, в которой каждый должен найти свое место, свое призвание.
Все плодотворно поработали. Спасибо, ребята, за урок.