Образовательные: сформировать представление о понятии «былины», «богатырь»; совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, умения работать с текстом, делать выводы;
Развивающие: развивать устную речь на основе полных ответов на поставленные вопросы, мышление на основе анализа произведения; умение высказывать своё предположение на основе работы с заголовком произведения; обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению произведений устного народного творчества; умение сотрудничать при работа в парах;
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | - Прозвенел уже звонок, начинается урок. Мы сегодня не одни, гости к нам пришли. - Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните уверенность и спокойствие. Выдохните тревогу, беспокойство. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2. | Артикуляционная гимнастика | Вверх-вниз, вверх-вниз. (повторять язычком движения) Влево – вправо, влево – вправо. Мы танцуем как попало, Двигаемся как хотим, Только главное не спим! Двигаемся по диагонали, Поскакали-поскакали! (Лошадка) А теперь мы отдохнем, Язычок мы наш помнем. Как известно, зубки наши – Массажистов нету краше. Их старанья не напрасны, Делают массаж прекрасно! Продолжаем веселиться, Надо в трубочку скрутиться (трубочка) Влево – вправо, вверх – вниз. Вы устали??...на бис! Влево – вправо, вверх – вниз, Влево – вправо, вверх – вниз. Молодцы! | Выполнение артикуляционных упражнений «Лошадка», «Трубочка», «Улыбка» |
3. | Актуализация знаний. | - Сейчас я раздам на каждую парту по набору карточек, из которых вы должны будете собрать скороговорку. -Прочитайте то, что у вас получилось. - Как вы думаете, от чьих копыт пыль по полю летела? Кто по полю передвигается? -А конями, наверное кто-то управлял? - А как звали этих людей хотите узнать? - Но сначала вспомним, как называлась наша Родина в старину? - В те давние времена люди ласково называли «Русь-матушка». - Так вот, отправимся мы с вами сегодня в путешествие в русскую старину. Слава русской стороне! Слава Русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! - А о чем именно мы будем говорить, поможет догадаться небольшой кроссворд. Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображенных на картинках. - Какие слова получились? - Кто уже может сказать, с чем сегодня познакомимся? | Игра «Собери и прочитай скороговорку» Чтение скороговорки с увеличением темпа. -Конь -Человек. -Русь. Разгадывание кроссворда. «Богатырь» «Былины» |
4. | Сообщение темы урока: | - Сегодня мы познакомимся со значением слов «былина», «богатырь», прочтем 1 часть былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» - Кто знает что означает слово «былина»? - Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Вот так и слагались былины. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. - Кто же такой богатырь? - Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, люди безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. - Рассмотрим картину Виктора Васнецова «Богатыри». Предположите, как зовут богатырей, которых изобразил художник на своей картине. - В центре картины изображен Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович. - Обратите внимание на Илью Муромца и Добрыню Никитича, куда они так пристально смотрят? Кого увидели? - О чем они думают? - Какими же качествами должен обладать богатырь, чтоб одолеть врага? - На столе у вас карточки. Выберите слова, которые подходят для характеристики богатыря. - Давайте прочтем какими качествами обладает богатырь? | Дети полным предложением отвечают на вопрос. Дают определение слову «богатырь» Высказывают свои предположения Врагов. О том, чтоб их одолеть. Работа парами с карточками. Зачитывают качества богатыря. |
5. | Физминутка | - Дружно встали – раз, два, три- Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваюсь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже. Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. | Выполнение движений. |
6. | Практическая работа. | - Итак, былина «Как Илья из Мурома богатырем стал». С этой былиной мы начинаем изучать новый раздел «На пользу и славу Отечества». -По названию былины постарайтесь определить о ком или о чем пойдет речь? - Прослушайте первую главу из былины «Как Илья из Мурома богатырем стал». Послушайте аудиозапись, обратите внимание как читает актер не спеша, слегка протяжно, протягивая гласные звуки, чтобы слегка слышалась песня. - Во время прослушивания встретятся слова, значение которых требуют уточнения. - Приступим к работе с текстом, прочтем первую часть былины и поработаем над содержанием. -Где жил Илья? - Кто были родители Ильи Муромца? - Как относились родители к Илье? - Что огорчало родителей? - Сколько лет Илья лежал на печи? - Охарактеризуйте Илью. Какой он был? - Хорошо ли жилось на Руси в стародавние времена? - Кто нападал на Русь? - Каким вы представляете Змея Горыныча? - Как вы поняли, почему Илья не мог защищать родную землю? - Что он при этом говорил, прочтите, слова автора? | Ответы детей. Слушание аудиозаписи. Читают словарные слова. Чтение «по цепочки» до слов «не шевелятся» Ответы детей. Чтение «Буксир» до конца первой части. Ответы на вопросы. |
7. | Закрепление | - Как вы думаете что правда в этой части, а что выдумка? - С чем можно сравнить былину? Только в сказках описывается жизнь простых людей. Бывают волшебные сказки, сказки о животных. А в былинах речь идет только о богатырях. | Сказка. |
8. | Подведение итогов урока | - Былина – это…. - Качества, которыми обладает богатырь… - С каким произведением работали сегодня? - Нужны ли были богатыри земле русской? - Как вы думаете, существуют ли богатыри в наше время? | Упражнение «Закончи предложение». |
9. | Информация о домашнем задании и выставлении оценок | Выразительное чтение. Стр.123-124. | |