Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по чтению»
МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока, проведенного в рамках
декады учителей начальных классов
Тема: «Обобщение по теме
«Апрель, апрель звенит капель!»
Подготовила и провела –
учитель начальных классов –
Н.Г. Горячева
20 апреля 2016 г.
Тема: «Обобщение по теме «Апрель, апрель звенит капель!» Цели:
– обобщить знания учащихся по теме; – совершенствовать навыки чтения целыми словами и выразительного чтения; – развивать речевые умения, творческие способности, память и мышление; – продолжить формирование умения анализировать и сравнивать произведения.
Оборудование: ребусы; слоговая таблица для чтения; карточки с заданиями; карточки-телеграммы; рисунки учащихся о весне; выставка книг с произведениями о весне.
УУД:
- личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
- регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать установленные правила в планировании способа действия;
- познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности, умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
– Как можно слова-отгадки назвать одним словом? (Месяцы.) – Назовите весенние месяцы по порядку. – Сегодня мы обобщим наши знания и прочтём новые произведения о природе весной.
– Прочтите, подбирая к словам-признакам название предмета сначала шепотом, затем громко и радостно. Весенний … Весенняя … Весеннее … Весенние …
– Очень часто весной идет дождик.
Учитель читает шуточное стихотворение Е. Благининой «Дождик».
Дождик, дождик, Не дожди! Дождик, дождик, Подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.
На доске плакат: (слоги)
– Сколько капель-слов выпало из тучек? Учащиеся читают слова: ура, нора и т. д.
2. Чтение стихотворения А. Майкова (рубрика «Из старинных книг» на с. 74 учебника).
– Прочтите фамилию поэта. – Как называется стихотворение? – В какое время проходит церковный праздник Пасхи? – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
– Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»? – Какие слова произведения передают радость и веселье? – Объясните значение слов и выражений:
благовест – благая (добрая) весть (новость) народ валит– очень много людей идет снят покров снегов – снег растаял реки рвутся из оков – начало ледохода на реке просыпается земля – пробуждаются растения и животные одеваются поля – растут цветы и травы
– Приготовьтесь читать стихотворение А. Майкова выразительно. 3. Чтение пословиц и поговорок на с. 75 учебника.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, потом целыми словами:
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, обычно двучастной формы; народный афоризм.
Поговорка – меткое образное народное выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка – всегда одночастная форма выражения, без противопоставления.
– Прочтите пословицы и поговорки на с. 75 учебника. – Объясните их значение.
4. Чтение стихотворения В. Лунина «Тень» на с. 76–77 учебника.
– Отгадайте ребус – и вы узнаете название следующего стихотворения.
Ответ: тень.
– Прочтите вместе с другом стихотворение В. Лунина «Тень»: один начинает, другой продолжает. Можно и по-другому: один читает повторяющиеся слова, другой – все остальное. Читайте четко и правильно, целыми словами.
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. V. Обобщение изученного материала.
1. Выборочное чтение стихотворений.
– Отгадайте загадку:
На земле живут сестрички: У сестричек – по косичке. Вот зелёная косичка: Это первая страничка. Пашет, сеет, поливает, Почкам глазки открывает. (Весна.)
– С кем в загадке сравнивают времена года? – Какие признаки весны названы в этой загадке? – Почему весну назвали «зеленой косичкой»? – Что объединяет изученные произведения о весне? (Авторы используют сравнения.) – Для чего поэты используют сравнения? – В каких стихотворениях говорится о подснежнике? Как называются эти стихотворения? Кто их автор? – С чем сравнивает Т. Белозеров подснежники? – Прочтите выразительно стихотворение Т. Белозерова «Подснеж- ники». – С чем сравнивает И. Токмакова весенний ручей? – Как называется это стихотворение? – Прочтите выразительно стихотворение И. Токмаковой «Ручей». – С чем сравнивает Е. Трутнева цветущий луг? – Прочтите выразительно произведение Е. Трутневой «Когда это бывает?». – Какие стихотворения рассказывают о первых цветах? О радостном приходе весны? – Прочтите понравившиеся вам стихотворения.
2. Игра «Узнай название стихотворения и фамилию автора». Учитель читает строчки из стихотворений раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…».
К нам весна шагает Быстрыми шагами… И. Токмакова
…Плакала снегурочка, Зиму провожая… Т. Белозеров
Травка зеленеет, Солнышко блестит… А. Плещеев
Ласточка примчалась Из-за бела моря… А. Майков
…Пробирается медведь Сквозь лесной валежник… С. Маршак
Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал… И. Токмакова
3. Восстановление деформированного текста. Выразительное чтение стихотворений.
– Из весеннего леса пришли телеграммы. Вы должны их прочесть и ответить на них стихотворениями из раздела «Апрель, апрель! Звенит капель …»
Телеграмма 1.
Весна освобождает из-подо льда воду ручейки талого снега сбежались в реки воды поднялись зажурчали вешние потоки.
– Прочтите текст. – Какое стихотворение выберете для ответа? Почему? – Прочтите выразительно стихотворение «Апрель» С. Маршака или «Ручей» И. Токмаковой (по выбору). Телеграмма 2.
Весна достала яркие и пестрые наряды лес сияет зеленью множество насекомых кружат над ковром из луговых цветов.
– Прочтите текст. – Какое стихотворение выберете для ответа? Почему? – Прочтите выразительно стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?».
Телеграмма 3.
Идет весна на снежном покрывале появились проталины первые весенние цветы греются на солнышке ласточки поют песню весне.
– Прочтите текст. – Какое стихотворение выберете для ответа? Почему? – Прочтите выразительно стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? – Какие стихотворения о весне вам больше всего понравились? – Вспомните случаи, когда вы испытали радость от наблюдения за жизнью растений.
Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о весне.