Моя задача - дать детям не только представления о царствах живой природы, но и сформировать умение устанавливать взаимосвязи в природе. Именно это является основой экологического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Грибы"»
Тема: Грибы
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи: 1. Изучить строение гриба.
2. Показать разнообразие грибов.
3. Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел урок,
Начинаем наш урок.
Добрый день, ребята, добрый день уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте гостей.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Проверка домашнего задания
- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О травянистых растениях)
- Сейчас проверим, как вы запомнили названия трав. Вам нужно отгадать загадки, которые приготовили для вас дети.
1. Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что за диво? Это же... (крапива). 2. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обойдешь - На себе их все найдешь. (Репейник.)
3. Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка: долек сколько? Восемь, десять, Двадцать, тридцать... Тут легко со счета сбиться. У кого желанье есть Дольки снова перечесть? (Тысячелистник.)
- Что происходит с травами осенью? (Большинство трав увядает)
4. Пусть она скромна, Да лечебна все же, Не зря же цветки На таблетки похожи. Еще на цыплят, Ярко-желтых пока, На ощупь - на замшевый Носик щенка. (Пижма.)
5. Горькая травка, Животу поправка. И сама душиста, И метет чисто. (Полынь.)
6. Поранил ты в походе ногу, Усталость не дает идти - Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)
Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности учащихся
- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, двигается, растёт, имеет потомство, умирает.)
- Ребята, на какие царства можно разделить живую природу? (растения,животные)
4. Постановка цели и задач урока
- О чём сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав ребусы.
(Опёнок, мухомор) Тема нашего урока? (Грибы)
- Грибы – это живая или неживая природа? Почему? (Грибы растут, погибают.)
- Грибы относятся к растениям или животным? (Ни к растениям, они не могут самостоятельно питаться. Ни к животным, не умеют передвигаться.)
- Что мы должны сегодня узнать? (К какому царству относятся грибы? Какие они бывают? Строение гриба)
- На Руси издавна грибы пользовались популярностью. На столе всегда присутствовали грибы и зимой, и летом, и в будни, и в праздники. Слайд
- Много русских пословиц связано с грибами. Слайд
- Всяк грибок знай свой срок. (Это пословица означает, что каждый человек должен заниматься своим делом и ни лезть куда не надо.) Сейчас наше дело узнавать новое.
5.Первичное освоение новых знаний
1. Работа по учебнику
- Чтобы узнать новое на уроке, к чему мы обращаемся? (К учебнику)
- Прочитаем об этом на «Страничках Умного Совёнка». Откройте страницу 125.
- К какому царству относятся грибы? (Грибы – это отдельное царство живой природы, которое не относится ни к растениям, ни к животным.) Вывесить на доску – грибы.
2. Видеоролик о трёх видах грибов. О каких видах грибов шла речь?
Вывесить на доску: плесневые грибы, дрожжи, шляпочные грибы.
- Где растут грибы? (в лесу) Кто из вас собирал грибы?
3. Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр. 86 прочитайте названия грибов. Запомните, как они выглядят.
- Ребята, что общего в строении грибов. (У всех грибов есть ножка, шляпка)
(На доске вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.)
- Видимая часть гриба состоит из шляпки и ножки или плодовое тело гриба. Слайд
- В земле находится грибница. Слайд
- Грибница – это сам гриб. На поверхности мы видим его плод. Грибница растёт более 100 лет, а гриб появляется лишь на недельку.
- Ребята, послушайте, обращение грибницы к людям:
«Солите, варите и жарьте грибы,
Только грибницу не трогайте вы,
Она словно нить глубоко под землёй,
Её повредить и не будет другой.»
- Ребята, какая из этих частей играет более важную роль в жизни гриба? (Грибница)
- Рассмотрите следующую схему в учебнике на стр.87 «Связь гриба и дерева»
- Что можно предположить?
- Какое значение имеет грибница для дерева?
(Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы – влагу и минеральные вещества.)
4. Игра «Четвёртый лишний» слайд
Лисички, боровик, мухомор, сыроежка.
- Какой гриб лишний? Почему? Значит, на какие группы мы можем ещё разделить грибы? Съедобные и несъедобные Съедобные – это грибы полезные для человека, их можно использовать в пищу.
5. Видеоролик о съедобных и несъедобных грибах.
- Почему важно отличать съедобные грибы от несъедобных?
Физкультминутка «Съедобные – несъедобные».
- Если я называю съедобный гриб, то вы шагаете, если несъедобный – приседаете.
- Давайте ещё раз закрепим как различать сходные между собой съедобные и несъедобные грибы, изучив информацию в учебнике с.88
I ряд – белый гриб и желчный.
II ряд – осенний опёнок и ложный кирпично-красный опёнок.
III ряд – шампиньон и бледную поганку. (3 детей у доски по слайдам делаю вывод)
- Очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных.
Работа в парах: повторить правила работы.
1. «Подпишите части гриба» (ВЗАИМОПРОВЕРКА – поменяться с соседями)
Один ученик работает за доской.
2.«Решите филворд» (САМОПРОВЕРКА)
- В каждом горизонтальном ряду найти название гриба.
7. Самостоятельная работа.
- У вас на партах лежат листочки с заданиями: раскрасьте грибы, подпишите их названия.
Отметьте несъедобный гриб в кружочек. (САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ)
- Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут. Как вы думаете о каких грибах так говорят? (О несъедобных)
- Какие нужно соблюдать правила при сборе грибов?
Видеоролик о правилах поведения в лесу и взаимосвязь всего живого.
- Ребята, приходя в лес, помните, что вы гости и должны соблюдать правила поведения в лесу. Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.
- Какие цель мы ставили перед собой на уроке?
- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?
- С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов)
- Назовите части гриба. (шляпка, ножка, грибница)
На какие группы делятся? (Съедобные и несъедобные)
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Ребята, кому урок понравился, кто хорошо работал на уроке – положите мне в корзинку грибок оранжевого цвета.
Кто от урока мало получил пользы, что не получилось – положите мне в корзинку грибок зелёного цвета.
9. Информация о домашнем задании.
Сделать рисунки грибов и рассказать, почему люди дали им такие названия.