kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Композитор-имя ему народ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

План-конспект открытого урока

 

Тема: Композитор- имя ему народ.

 

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала

 

 

Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному  наследию нашей страны

 

Задачи:

 

  1. Образовательные:
  • закрепить представления детей о разнообразии  и особенностях жанров русской народной песни; 
  • выявить связь русской народной песни с  жизнью и бытом русского человека;
  • познакомить детей с обрядовыми весенними песенками- закличками.

 

  1. Развивающие:
  •    закреплять навыки хорового и сольного  исполнительства, игры на детских музыкальных инструментах;
  • __развивать навыки монологической речи;
  • _совершенствовать навыки анализа работы с предложенными текстами, развивать умение отбирать главное;
  • формирование у учащихся способностей к самостоятельному  анализу музыкального произведения.

 

  1. Воспитательные:
    • формировать  духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному        наследию           своей страны;
  •       повышать уровень музыкальной культуры, на примере  русских народных песен

 

 

 

 

 

                                                      Ход урока:            

 

I этап.  Организация класса. Мотивация (самоопределение)к учебной

деятельности . Сообщение темы занятия.

Вход под музыку Березка. Русский хоровод. Объявление темы урока.

-Под какую музыку мы вошли? Какой оркестр звучал?

-Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

-Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны

-Сегодня  на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыки, вспомним особенности жанров русских народных песен.

                                Ты откуда русская появилась музыка?

                                То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

                                 Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

                                 Как ты появилась, с самого начала?

                                  В чьём ты сердце билась?

                                  В ком ты зазвучала?

                                  Пролетали  утки - уронили дудки.

                                   Пролетали гуси - уронили гусли,

                                   Их весною вешней нашли, не удивились,

                                  Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.

 

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших  времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня  на протяжении всей жизни сопровождала человека.

 

II Проверка домашнего задания. Систематизация  и закрепление  полученных знаний.

-Перечислите какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

 Дети называют народные песни

-Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Учитель играет мелодию песни «Ах, ты степь широкая»)

Дети называют песню, жанр, выразительно исполняют 1 куплет песни, перечисляют особенности.

(Учитель играет мелодию песни «Вниз по матушке по Волге»)

Дети называют песню, определяют лад, пропевают мелодию на гласный звук, используя пластическое и высотное дирижирование .

 

-Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

 

-В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян.

-«Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов. Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

 (Если дети затрудняются, можно сыграть припев песни «Эй, ухнем»)

-«Эй, ухнем».

-Здесь мы слышим интонации размеренности   и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

 

-Щедрая, река рек, светлая.

-Назовите жанр этой песни.

-Лирическая

-О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

-О суженом, о любви.

 

Учитель играет песню «Тонкая рябина».

Дети выразительно исполняют 1 или 2 куплета песни.

-С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

 

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

 - А без  дела жить, только небо коптить!

- Мала пчела, - и та работает.

 

-Какую вы знаете трудовую песню?

-Лен зеленой.

-Какая особенность этих песен?

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне.(«Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен)

 

 

III Работа над новым материалом.

-Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

-Календарные.

-Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках. Прочитайте ,пожалуйста, что такое «веснянки».

 Дети читают: Веснянки обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

-Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

 После просмотра фрагмента анализируют характер мелодии, обращают внимание на повторяющиеся интонации.

Учитель разучивает с детьми песню «Ой ,кулики, жаворонушки».

(В работе над песней используется высотное тактирование  и простукивание ритма песни)

-Подберите нужную интонацию в стихотворении  о Весне:

1.Весна,весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Дети читают и подчеркивают главные выразительные интонации.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда –за Весну:

 

Дети: -Весна - красна, на чем пришла?

Весна:- На солнышке, на боронушке!

Дети:- Весна -красна, что ты нам  принесла?

Весна:- Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

 

IV Кульминация урока

 

-На следующем уроке  вы разучите игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос: в каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

-В драматических хороводах.

Дети исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина»

-Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Назовите  мне инструменты русского народного оркестра, вспомните создателя оркестра народных инструментов.

-Ложки, трещотки, домры, балалайки, гусли, свистульки, свирели и др. Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев(1861-1918)

 

- В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а  также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!»П.Чайковский.

 

Звучит оркестр народных инструментов. Дети импровизируют на детских музыкальных инструментах.

 

V Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

 

- В русских народных песнях- мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

-Ребята, какая тема была сегодняшнего урока? Какие песни звучали? Вы сегодня хорошо работали, в заключении  урока выполните задание.

Дети выполняют тест.

Учитель анализирует работу учащихся и задает домашнее задание. Найти ответ на вопрос: В каких концертных залах Санкт-Петербурга звучит народная музыка?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Композитор-имя ему народ" »

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 458 с углублённым изучением немецкого языка Невского района



Конспект открытого урока



Тема занятия: Композитор- имя ему народ.

4 класс






ФИО педагога: учитель музыки Орловская Ирина Анатольевна







Санкт-Петербург



План-конспект открытого урока


Тема: Композитор- имя ему народ.


Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала


Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны


Задачи:


  1. Образовательные:

  • закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

  • выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

  • познакомить детей с обрядовыми весенними песенками- закличками.


  1. Развивающие:

  • закреплять навыки хорового и сольного исполнительства, игры на детских музыкальных инструментах;

  • __развивать навыки монологической речи;

  • _совершенствовать навыки анализа работы с предложенными текстами, развивать умение отбирать главное;

  • формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу музыкального произведения.


  1. Воспитательные:

    • формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны;

  • повышать уровень музыкальной культуры, на примере русских народных песен




Оборудование занятия:


  1. Дидактический материал для педагога:

  1. Презентация

  2. Видеоклип «Встреча весны»

  3. Русский народный платок для «галки» и шапочка для «сокола»

  4. Детские музыкальные инструменты



  1. Дидактический материал для воспитанников:

  1. Слова песен: «Ах, ты степь широкая», «Вниз по матушке по Волге», «Тонкая рябина», «Лён зеленой», «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина», «Калинка».

  2. Стихи и песни о Весне

  3. Таблица «Схема расположения инструментов русского народного оркестра»

  4. Тест по теме «Жанры русских народных песен»





  1. Материально- техническое оснащение занятия:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Фортепиано




Этапы и задачи урока (план урока)


Этап занятия

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организация класса Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия.

Создать эмоциональный

настрой на занятие, мотивировать обучающихся на работу. Выяснить, для чего нам нужно изучать русские народные песни

Введение в тему


Стих «Ты откуда русская появилась музыка?»

Березка. Русский хоровод. Словесный. Проблемная ситуация, вопросы

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует их на работу. Ставит проблемный вопрос.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Индивидуальные суждения , размышления и высказывания




II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний.

Проверить, как ребята научились самостоятельно искать интересную информацию в энциклопедиях, доп.литературе, интернете, установить межпредметные связи.

Выступления детей, музыкальная викторина

Беседа, диалог, сольное и ансамблевое исполнение, вокализация главной интонации, пластическое и высотное дирижирование.

Организует частично-поисковую ситуацию, расширяет кругозор учащихся, связанный с особенностями русских народных песен, ставит вокально-хоровые задачи.

Обобщают и пересказывают ранее изученный материал; отвечают на вопросы учителя, размышляют о значении песен в жизни человека, исполняют знакомые русские народные песни, совершенствуют вокально-хоровые навыки, закрепляют полученные знания, развивают монологическую речь.

III Работа над новым материалом.


Познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками, с обрядом встречи Весны

Видеоклип «Встреча Весны»,рассказ учителя, стихи и песни о Весне.

Информационные, наглядно-слуховые, работа в группах

Организует работу с наглядным материалом, разучивает новые песни

Разучивают новые песни, закрепляют вокально-хоровые навыки(пение в унисон, работа над кантиленой, работа над характером), работают с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи) Выразительно исполняют песню «Ой, кулики, жаворонушки», простукивают ритм песни.

IV Кульминация урока

Продолжать развитие исполнительских , творческих навыков и

умений.


Исполнение знакомых хороводных и плясовых песен

Диалог, метод театрализации

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельное и коллективное исполнение знакомых песен

Индивидуальные суждения и высказывания, выбирают солистов в песнях, играют на детских музыкальных инструментах, рассказывают о создателе оркестра народных инструментов-В.В.Андрееве.


V

Рефлексия учебной деятельности.

Итог занятия

Проверка способности самооценки , как личностный результат. Определить степень успешности.


Выполнение теста по теме урока

Практический

Задаёт вопросы, выставляет оценки, анализирует работу учащихся, задает домашнее задание.


Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.





Конспект занятия


№ Слайда

П (педагог)

Д

(дети)

Ход урока

(слова, действия педагога и воспитанников)

Время

1




П:

Д:


П:

Д:

П:


I этап. Организация класса. Мотивация (самоопределение)к учебной

деятельности . Сообщение темы занятия.

Вход под музыку Березка. Русский хоровод. Объявление темы урока.

-Под какую музыку мы вошли? Какой оркестр звучал?

-Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

-Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны

-Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыки, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.


В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.



3 мин.

2



П:


Д:

П:


II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний.

-Перечислите какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Дети называют народные песни

-Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Учитель играет мелодию песни «Ах, ты степь широкая»)

Дети называют песню, жанр, выразительно исполняют 1 куплет песни, перечисляют особенности.

(Учитель играет мелодию песни «Вниз по матушке по Волге»)


15 мин.

3




П:


Д:



Дети называют песню, определяют лад, пропевают мелодию на гласный звук, используя пластическое и высотное дирижирование .


-Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?


-В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян.




4

П:



Д:

П:



-«Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов. Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если дети затрудняются, можно сыграть припев песни «Эй, ухнем»)

-«Эй, ухнем».

-Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.



5

П:








Д:

П:

Д:

-Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.


-Щедрая, река рек, светлая.

-Назовите жанр этой песни.

-Лирическая


6

П:


Д:




-О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

-О суженом, о любви.


Учитель играет песню «Тонкая рябина».

Дети выразительно исполняют 1 или 2 куплета песни.


7

П:



Д:




П:

Д:

П:

Д:

-С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?


-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

- А без дела жить, только небо коптить!

- Мала пчела, - и та работает.


-Какую вы знаете трудовую песню?

-Лен зеленой.

-Какая особенность этих песен?

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне.(«Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен)





8


П:


Д:

П:


Д:


П:

III Работа над новым материалом.

-Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

-Календарные.

-Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках. Прочитайте ,пожалуйста, что такое «веснянки».

Дети читают: Веснянки обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

-Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

После просмотра фрагмента анализируют характер мелодии, обращают внимание на повторяющиеся интонации.

Учитель разучивает с детьми песню «Ой ,кулики, жаворонушки».

(В работе над песней используется высотное тактирование и простукивание ритма песни)

-Подберите нужную интонацию в стихотворении о Весне:

1.Весна,весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Дети читают и подчеркивают главные выразительные интонации.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда –за Весну:


Дети: -Весна - красна, на чем пришла?

Весна:- На солнышке, на боронушке!

Дети:- Весна -красна, что ты нам принесла?

Весна:- Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!








15 минут

9



П:


Д:

IV Кульминация урока


-На следующем уроке вы разучите игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос: в каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

-В драматических хороводах.

Дети исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина»

4 минуты

10

П:




Д:



П:

-Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Назовите мне инструменты русского народного оркестра, вспомните создателя оркестра народных инструментов.

-Ложки, трещотки, домры, балалайки, гусли, свистульки, свирели и др. Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев(1861-1918)


- В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!»П.Чайковский.


Звучит оркестр народных инструментов. Дети импровизируют на детских музыкальных инструментах.



3 минуты

11



П:

Д:







П:



V Рефлексия учебной деятельности. Итог занятия.


- В русских народных песнях- мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

-Ребята, какая тема была сегодняшнего урока? Какие песни звучали? Вы сегодня хорошо работали, в заключении урока выполните задание.

Дети выполняют тест.

Учитель анализирует работу учащихся и задает домашнее задание. Найти ответ на вопрос: В каких концертных залах Санкт-Петербурга звучит народная музыка?


5 минут




Список литературы


1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка.1-4.Методическое пособие. Москва. «Просвещение» 2006г.

2. Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

3. А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

4. Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург.Учебник-тетрадь.Санкт-Петербург.СпецЛит.2000 г.

5. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.3 класс. Москва.Просвещение.1983 г.

6. Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.


Интернет сайты


1.Обрядовые песни. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F1%ED%FF%ED%EA%E8_(%EF%E5%F1%ED%E8) 2.Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева. http://www.andreyev-orchestra.ru/






Приложение








Тест по теме «Жанры русской музыки»


26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Композитор-имя ему народ"

Автор: Орловская Ирина Анатольевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства