kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по биологии на тему «Мхи» по программе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  по биологии (авторы  программы по биологии  В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов). 

 К  учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс под редакцией В. В. Пасечника.

Основные понятия урока: высшие споровые растения, спора, мхи, сперматозоид, яйцеклетка.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими.

К данному конспекту подготовлена презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи" »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69 городского округа Тольятти










Открытый урок по биологии в 5 классе


«МХИ»













Разработала:

учитель биологии высшей категории

МБУ СОШ № 69

Левина Любовь Николаевна






Тольятти – 2015г

План-конспект открытого урока по биологии по теме «Мхи», по программе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (авторы программы по биологии: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов).

К учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс под редакцией В. В. Пасечника.

Проведено: 10.03.2015 года.

Задачи урока:

 Образовательные.

  • Ознакомить учащихся с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.

  • Установить взаимосвязь между особенностями строения и значением их в природе и жизни человека.

Развивающие.

  • Продолжить формирование навыков работы с микроскопами.

  • Продолжить формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, самоанализ и самооценка.

  • Продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Воспитательные.

  • Продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности.

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.


Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся получат знания о мхах как о новой, более сложной группе растении по сравнению с водорослями.

Метапредметные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

учащиеся продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы.

Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе.

Оценивать свои знания и умения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Основные понятия урока: высшие споровые растения, спора, мхи, сперматозоид, яйцеклетка.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими споровыми.

Оборудование:  гербарий - кукушкин лен, сфагнум, микроскоп, компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме «Мхи».

Межпредметные связи: экология, география, литература.

Используемая литература: Учебник для учащихся 5 класса.- М.: Вентана-Граф, 2014 г.

И.Д. Агеева – «Веселая биология на уроках и праздниках» - Творческий центр, Москва, 2005 г.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу. Сегодня мы с вами продолжим изучение основных групп растений, но прежде вспомним, что мы знаем о водорослях.

2. Актуализация знаний. Тестовый опрос по теме: «Водоросли. Многообразие водорослей».

(Приложение №1.) Тест № 6. Водоросли.

( По окончанию работы учащиеся сдают их. Оценка на следующий урок).

3. Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.

(Слайд № 3).

(Для того чтобы перейти к новой теме, учащиеся разгадывают загадку).

Учитель. Ребята, Лесовичок загадал мне загадку. Помогите разгадать её.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке,

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Предполагаемый ответ. (Мох).

Учитель. Правильно ребята. Сегодня вы узнаете о новой группе растений - Моховидные.

  • Какие задачи на урок мы перед собой поставим?

читель организует беседу. Подводит итог беседы. Озвучивает задачи урока).

(Слайд №4).

Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

(Слайд № 3).

  • Ребята, проанализируйте текст загадки и ответьте мне на  вопрос. (Работа с текстом загадки).

  • Где произрастает мох?

Предполагаемый ответ. (На болоте).

4. Изучение новой темы.

Учитель. Проанализировав стихотворение, мы определили, что мхи растут на болотах. Давайте определим, к какой группе растений по отношению в воде они будут относиться.

Предполагаемый ответ. (Влаголюбивые).

(Слайд №5).

Учитель. Да, мхи - растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их в хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды, которые несмотря на любовь к воде, могут переживать длительные засухи. 

  • Ребята, определим, какое систематическое положение занимают мхи в царстве растений?  

(Слайд 6).

  • (Царство Растений. Подцарство – Высшие споровые растения. Отдел – Моховидные.)

Учитель. Ребята, давайте рассмотрим отдел «Моховидные».

  • Какие классы объединены в данный отдел? («Печеночники» и «Листостебельные»).

Учитель. Познакомимся с ними более подробно. Внимательно посмотрите видео «Печёночник в естественных условиях» и ответьте на вопрос. Какое строение имеют печёночники?

(Слайд 7).

Предполагаемый ответ. (Имеют слоевище и ризоиды).

Учитель. Правильно.

  • С какими представителями групп растений они имеют сходство?

Предполагаемый ответ. (С водорослями).

Учитель дополняет ответ.

Учитель. Печеночники — очень древние мхи. Они особенно богато представлены в тропиках. Один из распространенных видов печеночников — Маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела).

К маршанциевым относится и теплолюбивая Риччия водная, разводимая аквариумистами.

(Слайд №9).

Учитель. Познакомимся с листостебельными мхами. Внимательно посмотрите видео «Кукушкин лен в естественных условиях» и ответьте на вопрос.

  • Какое строение имеет Кукушкин лен?

Предполагаемый ответ. (Имеют стебли, листья и ризоиды).

(Учитель дополняет ответ).

(Слайды № 10, 11, 12).

Учитель. Листостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники. Один из наиболее известных зеленых листостебельных мхов — Кукушкин лен, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

Представителем листостебельных мхов является и сфагнум.

(Слайды № 13, 14).

Давайте сравним эти мхи, выполнив лабораторную работу.

(Работа выполняется фронтально, под руководством учителя. Записи делают в печатных тетрадях. Для сравнения мхов используется «Виртуальная образовательная лаборатория» - http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=150:2009-08-23-11-36-37&catid=42:7&Itemid=103)

Учитель. У вас на столах гербарий – кукушкин лен и сфагнум.

  • Сравните их строение с рисунками на слайде и в учебнике.

  • Найдите стебель и листья, подпишите их на рисунках в тетради (задание 68).

  • Найдите коробочку со спорами, внимательно её рассмотрите и подпишите. Каково значение спор в жизни мхов?

Предполагаемый ответ. (Служат для размножения).

  • Рассмотрите под микроскопом внутреннее строение мха сфагнума.

(Слайды №15, 16).

Под микроскопом видно, что листья состоят из двух видов клеток.

  • Чем отличаются эти клетки?

Предполагаемый ответ. (Одни клетки зелёные, другие синие).

  • Какую роль выполняет каждая из этих клеток? Найдите ответ в учебнике.

Предполагаемый ответ. (Зеленые фотосинтезируют, а синие заполнены водой. Читают текст слайда).

  • Зарисуйте эти клетки в тетрадь.

(Учащиеся зарисовывают рис.70 в печатную тетрадь (задание 69) и подписывают).

Учитель. У сфагнума нет ризоидов, поэтому они всасывают воду нижними частями веток, заполняя пустые полости. Во время дождей сфагнум запасает воду, в 20-30 раз больше своей массы, долго удерживает её, постепенно отдавая её в летний период.

  • Ребята, сделайте вывод, в чём проявляется усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями?

(Учитель заслушивает мнение детей).

Предполагаемый ответ. (Мхи состоят их стеблей и листьев, а водоросли имеют слоевище).

  • Запишите этот вывод в тетрадь.


Физминутка.


Учитель. Ребята, а как вы думаете, чем размножаются мхи?

Предполагаемый ответ. (Спорами, которые созревают в коробочке).

(Слайды №18, 19).

Правильно. Мхи, как и другие споровые растения, размножаются с помощью спор, которые созревают в коробочке. Рассмотрим размножение мхов, опираясь на схему «Жизненный цикл мха» (схема расположена на слайде).

(Учитель объясняет размножение мхов, обращая внимание учащихся на новые термины, термины записывают в тетрадь. Рассказ ведется по схеме).

Учитель. В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.

  • Что образуется после слияния половых гамет?

Предполагаемый ответ. (Зигота).

Из зиготы развивается особый орган - коробочка (спорофит), в ней формируются споры. Из споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема – на ней появляются зеленые, облиственные побеги. Растение, развившееся из споры, называется гаметофит, так как в его верхней части в специальных органах образуются половые гаметы. Мужские и женские гаметы образуются на разных растениях, поэтому их называют двудомными.  Коробочка со спорами формируется на женском растении.

Учитель. Ребята, чтобы выяснить значение мхов в природе, посмотрите видео «Сфагнум в естественных условиях».

(Слайд №20).

(Смотрят видео, а затем отвечают на вопрос).

  • Что образует мох Сфагнум в природе?

Предполагаемый ответ. (Болото).

  • Почему сфагнум считается хранителем лесных болот, ручьёв и рек?

(Слайд №21).

  • Предполагаемый ответ. (Впитывает влагу, как губка, и сохраняет её).

  • Что образуется при отмирании нижних частей мха?

Предполагаемый ответ. (Торф.).

  • Что такое торф, как он образуется, и о других свойствах мха вы услышите из следующего сообщения.

(Слайд №22).

(Сообщение учащегося. (Приложение 2). Учащиеся во время сообщения делают записи о применении мха. На слайде – образование торфа).

(Слайды №23, 24, 25,26).

  • Как используют торф в жизни человека?

  • Предполагаемый ответ. (Торф - топливо – удобрение – из него получают химические продукты: смолу, воск и другие вещества).

Учитель. В начале урока, Лесовичок, загадал нам загадку, в котором говорилось о том, что высушенный сфагнум во время Великой Отечественной войны в полевых госпиталях широко использовали как перевязочный материал для раненых.

  • Какая особенность этого мха делала эффективным такое применение?

Предполагаемый ответ. (Сфагнол – дезинфицирующее вещество, препятствует развитию бактерий).

5. Первичное закрепление знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с новым отделом царства растений. Чтобы узнать хорошо ли мы все усвоили, я предлагаю вам решить небольшой тест.

(Слайды №27, 28, 29, 30, 31).

6. Рефлексия. 

(Слайд №32).

Учитель. Ребята на ваших столах лежат прямоугольники с разными рисунками:

– урок был интересен, материал усвоил(а).


- некоторые вопросы были непонятны, над темой нужно ещё поработать.

Белый -  материал урока был сложный, тему не понял.

(Слайд №33).

( Учитель выслушивает мнение нескольких учащихся).

7. Домашнее задание.

Выучить § 20, ответить на вопросы и выполнить задание 2, предоставленное в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 70.




Приложение 1.

Тест №6 Тема «Водоросли»

Вариант 1.


  1. К низшим растениям относятся растения, которые:

1) имеют побег; 2) имеют корни; 3) имеют тело – слоевище; 4) имеют всё, что перечислено ранее.

  1. Для водорослей характерны следующие признаки:

1) имеют листья и стебли; 2) обитают в воде и цветут; 3) размножаются семенами; 4) имеют слоевище и ризоиды.

  1. Каких водорослей не существует:

1) красные; 2) зелёные; 3) бурые; 4) синие.

  1. К одноклеточным зелёным водорослям относится:

1) спирогира; 2) нителла; 3) хламидомонада; 4) порфира.

  1. Хроматофор – это:

1) название водоросли; 2) большой хлоропласт; 3) орган передвижения водоросли; 4) большая вакуоль.

6. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

1) корней; 2) корневища; 3) ризоидов; 4) слоевища.

7. У зелёных водорослей хлорофилл находится:

1) в хлоропластах; 2) в вакуолях; 3) в хроматофоре; 4) в цитоплазме.

8. Из названных растений водорослью является:

1) ряска; 2) элодея; 3) морская капуста; 4) кувшинка.

9. Какие водоросли используются для биологической очистки сточных вод:

1) многоклеточные зелёные; 2) бурые; 3) красные; 4) одноклеточные зелёные.

10. Какая водоросль может быть использована в качестве добавки к корму животным:

1) ламинария; 2) порфира; 3) хлорелла; 4) спирогира.










Тест №6 Тема «Водоросли»

Вариант 2.


  1. Водоросли относятся:

1) к низшим растениям; 2) к высшим растениям; 3) могут относиться к обеим этим группам; 4) вообще не относятся к растениям.

  1. Ризоиды это:

1) название растения; 2) вид корня; 3) органоид клетки; 4) нижняя разветвлённая часть слоевища, с помощью которой водоросли прикрепляются к субстрату.

  1. Своё название хламидомонада получила потому, что:

1) имеет грушевидную форму; 2) это простейший организм, покрытый оболочкой; 3) имеет два жгутика; 4) живёт в воде.

  1. К нитчатым зелёным водорослям относятся:

1) ульва и нителла; 2) ламинария и цистозейра; 3) порфира и филлофора; 4) улотрикс и спирогира.

  1. Органоид, который помогает хламидомонаде двигаться к свету, называется:

1) красный глазок; 2) ядро; 3) хроматофор; 4) вакуоли.

6. Тело многоклеточных водорослей состоит:

1) корня и побега; 2) слоевища и ризоидов; 3) стебля и листьев; 4) мицелия.

7. Какие водоросли способны жить на глубине 200м:

1) бурые; 2) зелёные; 3) красные; 4) все группы водорослей.

8. Какую водоросль называют «морской капустой»:

1) нителлу; 2) ламинарию; 3) порфиру; 4) родимению.

9. Какая водоросль может служить источником кислорода в замкнутом пространстве:

1) хламидомонада; 2) ульва; 3) порфира; 4) хлорелла.

10. Какое вещество, добываемое из водорослей, обладает дезинфицирующим действием:

1) агар-агар; 2) калийные соли; 3) йод; 4) целлюлоза.





Ответы на вопросы теста № 6. Тема «Водоросли».

Вариант: 1



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)











2)





+






3)

+



+


+

+

+


+

4)


+

+






+



Вариант: 2



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

+




+






2)



+



+


+



3)







+



+

4)


+


+





+




Тест №6 Тема «Водоросли»

Фамилия, имя:________________________________ класс ______________

Вариант:



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)











2)











3)











4)
























Приложение 2.

(Сообщение учащегося).

ТОРФ - это горючее полезное ископаемое растительного происхождения, образующееся из разлагающихся болотных растений, главным образом мха сфагнума.  Сфагнум покрывает торфяное болото сплошным густым ковром. Круглый год мхи зеленые. Стебельки сфагнума растут своей верхушкой. Нижние части постепенно отмирают и медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений. Во время войны сфагнум использовали партизаны вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол – дезинфицирующее вещество. Поэтому на сфагновых болотах сфагнол  препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившееся трупы животных. Так в Англии в конце восьмидесятых годов произошло невероятное. При раскопках были найдены останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.





14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи"

Автор: Левина Любовь Николаевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199219

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства