Конспект открытого урока по биологии 5 класс.
Тема: «Многообразие и значение грибов».
Цель: сформировать представление о многообразии грибов.
Задачи:
Обучающие: 1) рассмотреть шляпочные грибы, особенности их строения, значения ядовитых и съедобных грибов;
2) рассмотреть особенности строения плесневых грибов и дрожжей, показать их значение;
3) охарактеризовать значение паразитических грибов.
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Предметные УУД:
Представление о грибах и их многообразии ; значении в природе и для человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, муляжи грибов, карточки- задания, раздаточный материал, микроскопы, фиксированные микропрепараты.
План урока:
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний, определение темы урока.
3. Постановка учебной задачи.
4. Усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление знаний.
6. Закрепление изученного материала
7. Рефлексия деятельности.
8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока.
1.Организационный момент. (1-2 мин).
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Проверка Д/З. Индивидуальные карточки.(3 -5 мин.)
Заполните пропуски в тексте.
- Грибы – ________,________ организмы.
- Тело гриба называется - ____________.
- Грибы размножаются с помощью ___________.
- По способу питания грибы являются ________________.
- Плодовое тело состоит из _____________ и ____________.
Подписать основные части гриба:
Выпишите номера правильных суждений:___________________________.
- Грибы относятся к эукариотам.
- Грибы -паразитические организмы.
- Грибы – представители особого царства живых организмов.
- Тело гриба представлено микоризой.
- Грибы имеют плодовое тело.
- Микориза – симбиоз гриба и корня растения.
- Тело гриба представлено мицелием.
2.Определение темы урока. (2 мин.)
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
3. Постановка учебной задачи (2 мин).
Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Многообразие и значение грибов.
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
4. Усвоение новых знаний. (15-20 мин).
Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?
Таблица: (информационные листы, учебник стр. 61,62). Микроскоп, готовые микропрепараты мукор, пеницилл, дрожжи.
Группа грибов
примеры.
Среда обитания
значение
рисунок
Шляпочные грибы
Плесневые грибы и дрожжи
Паразитические грибы
Грибная корзина: разделить грибы на ядовитые и съедобные.(показ слайдов грибов.)
5. Физкультминутка(пауза релаксации).
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
6.Первичное закрепление знаний.
1) являются ли грибы живыми организмами?
2) с какими группами грибов мы с вами познакомились?
3) какую роль играют плесневые грибы в природе и жизни человека?
7. Закрепление изученного материала
Тест.
8.Рефлексия деятельности
Я узнал _________________________________________________
Я научился ______________________________________________
Мне понравилось__________________________________________
Я затруднялся ____________________________________________
Мое настроение __________________________________________.
9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
§14.
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
Информационный лист.
Гриб мукор: если хлеб пролежит несколько дней в тёплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налёт, который через некоторое время темнеет. Это плесневый гриб-сапрофит мукор. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.
Размножается мукор обрывками грибницы или спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих чёрных расширениях, похожих на головки, образуются споры. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу.
Гриб пеницилл: на пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них- пеницилл. Грибница пеницилла, в отличии от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарство для лечения многих болезней.
Дрожжи: с давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.
Подведем итоги урока:
Я узнал _________________________________________________
Я научился ______________________________________________
Мне понравилось__________________________________________
Я затруднялся ____________________________________________
Мое настроение __________________________________________.
Домашнее задание: §14, задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание).
Рабочая карта урока.
Дата:_______________
Ученика (цы) 5 класса _____________________________________________________.
Тема: ____________________________________________________________________.
Цель: ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________.
Выпишите номера правильных суждений:___________________________.
1.Грибы относятся к эукариотам.
2.Грибы -паразитические организмы.
3.Грибы – представители особого царства живых организмов.
4.Тело гриба представлено микоризой.
5.Грибы имеют плодовое тело.
6.Тело гриба представлено мицелием.
Заполнить таблицу: «Многообразие и значение грибов».
У) почкованием