Учить детей правильно соотносить звуки [ц]-[ч] с буквами Ц, Ч.
3). Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения.
Оборудование: зеркала, рабочие тетради; демонстрационные карточки с изображением букв Цц, Ч,ч; карточки с заданиями; сюжетные и предметные картинки персонажей из мультфильма «Простоквашино»; цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарим друг другу хорошее настроение и начнем наше занятие.
Первым сядет тот, кто четко повторит скороговорку « У черной курицы четыре цыпленка» (дети выполняют задание и садятся на свои места).
Основная часть.
Объявление темы занятия.
Кто был самым внимательным и скажет, какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? (Звуки [ч] и [ц]). Как эти звуки обозначаются на письме? (Буквами ч и ц). Вспомните, чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим). Сегодня на занятии мы будем учиться сравнивать звуки [ч-ц].
Зрительная гимнастика « Обвести буквы глазами».
Обведите буквы глазами. Голова не поворачивается, мы «пишем» только глазами.
Развитие тактильных ощущений – дети в парах по очереди «пишут» на спинах друг друга буквы ц – ч.
А теперь посмотрите на экран. Вы узнали, из какого мультфильма эти персонажи? Давайте вспомним, как их зовут? (Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, Почтальон Печкин, галчонок Хватайка). В чьих именах мы встречаем звуки [ц] или [ч]?( Почтальон Печкин, галчонок Хватайка). Помните, в мультфильме герои учили галчонка разговаривать? И научили, только галчонок путает звуки и буквы! Вы догадались какие? (Звуки [ч] и [ц]).
Почтальон Печкин прислал нам посылку с задания, чтобы мы с вами помогли галчонку научиться не путать звуки.
Итак, сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ч] - [ч] и правильно обозначать их на письме.
Работа с зеркалами. Сравнение звуков по артикуляции.
Звук «ч» - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
Характеристика звука «ч» - всегда мягкий глухой согласный.
Звук «ц» - губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Характеристика звука «ц» - всегда твердый глухой согласный.
Давайте подумаем, что общего у звуков? Чем они отличаются? Какими буквами обозначаются на письме?
Развитие фонематического восприятия.
При произнесении звука [ц] язык находится внизу, а при произнесении звука [ч] язык поднимается вверх.
Сейчас я буду называть слоги и слова со звуками [ц] и [ч]. Если услышите звук [ч], покажите соответствующий жест рукой (ладонью вверх), а если услышите звук [ц] – другой жест рукой (ладонью вниз):
Вы отлично справились с заданием и помогли Галчонку.
Слоговой анализ и синтез.
Давайте посмотрим, какое еще задание прислал нам Почтальон Печкин. В конверте карточка: составьте слова из слогов, напишите их. Синим карандашом подчеркните букву ц, а зеленым карандашом подчеркните букву ч.
ки, чул цып, та, ля
коль, цо гор, ца, чи
че, дан, мо цве, чек, то
че, ня, реш лоч, бу, кА
Задание выводится на экран, дети записывают число и выполняют задание в тетрадях. Затем учащиеся читают слова, которые они составили.
Пальчиковая гимнастика.
Скажите, галчонок - это кто? (Птица).
Давайте сделаем для галчонка гимнастику.
Рассказ о птице и птенчиках.
На дереве было гнездо с птенчиками. Руки сложены одна на другую «гнездышком». «Птенчики» - пальчики шевелятся.
Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта. Большой палец – это птица, остальные пальцы – птенцы.
Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец однократно прикасается поочередно к остальным пальчикам) и по три мошки (трехкратное прикасание).
Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец поочередно с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев).
То же самое проделываем с другой рукой, с другим «гнездом».
Прошло время, птенцы стали большие, стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.
Дифференциация звуков в словах. Игра с мячом «большой – маленький».
Галчонок очень любит играть в эту игру и хочет, чтобы вы тоже научились играть в нее. Я кидаю мяч и называю слово, а вы кидаете мяч обратно и называете уменьшительно-ласкательную форму этого слова:
кольцо-колечко сестрица-
крыльцо- рукавица –
курица – луковица –
огурец – цветок -
пуговица – улица -
птица - страница –
Дифференциация звуков в словосочетаниях. Работа на карточках.
Выполнение движений под музыку из мультфильма «Простоквашино».
Заключительная часть.
Дидактическая игра «Собери буквы».
Мы выполняли разные задания, а вы не забыли кому мы помогаем? Кто наш главный герой сегодня? (Галчонок).
Галчонок, как любая птица, любит собирать зернышки. Но наш Галчонок волшебный, он умеет разговаривать и читать. Поэтому вместо зернышек он будет собирать буквы. Если Галчонок правильно их соберет, у него получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые Галчонок будет собирать!
б
в
о
д
г
ч
з
ё
н
л
е
р
м
н
ж
ы
ц
ъ
у
ф
ш
и
х
л
е
л
ю
п
к
е
Первая буква, которую нашел Галчонок – Ц. Дальше он пошел влево (ы). Затем 2 клеточки вниз (П). 2 клеточки влево (Л). 3 клеточки вверх (Ё). 1 клетка вправо (Н). 1 клеточка вверх (О). 3 клетки вправо (Ч). 4 клетки вниз (Е). 1 клетку влево (К).
Какое слово у вас получилось? (Цыпленочек). Есть ли в этом слове буквы занятия? Где они стоят?
Итог занятия.
Вспомните и скажите, какие звуки встречались нам на протяжении всего занятия? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что показалось сложным?
Вы успешно справились с заданиями и получаете приз от героев нашего занятия. Галчонок передает вам спасибо за помощь в различении таких непростых звуков! Теперь и он и, и вы будете произносить без ошибок произносить звуки и писать буквы Ц и Ч.