Учащиеся обобщат знания по теме "Состав слова", закрепят умение разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. Познакомятся с царством грибов; научатся отличать съедобные грибы от несъедобных; изучат правила сбора грибов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока»
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе.
Тема: Обобщение знаний о составе слова. В царстве грибов.
Цели урока:
Образовательные: формировать умения в подборе родственных слов, в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, в подборе родственных слов; закрепить знания учащихся о царстве грибов.
Воспитательные: воспитывать умение чувствовать и понимать лексические оттенки слова; воспитывать умение работать в коллективе; способствовать формированию бережного отношения к природе.
Развивающие: развивать умение отличать однокоренные слова по двум признакам (смыслу и общей его части - корню); совершенствовать словарь учащихся, способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова; познакомятся с царством грибов, научатся различать съедобные и несъедобные грибы.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу удачной работы.
2.Минутка чистописания:
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?
-Осень.
-Сегодня урок хочу начать вот с такого стихотворения:(на доске)
Оень натупила,
выохли цветы
И глядят уныло
голые куты
-Прочитали? Что вы заметили?
-Пропущена буква с
-Это, наверное оттого что вы ее иногда обижаете пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Давайте вспомним и напишем правильно букву с (эс).
Сс со св сы сл ес ас
-Прочитайте стихотворение правильно.
3.Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова.
Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.
Какое слово лишнее?
-Предлог
Обоснуйте свой выбор.
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
-Правильно, повторять тему "Состав слова".
- А теперь давайте вместе выведем задачи нашего урока.
Как вы думаете мы сегодня будем открывать новые знания или …?
Задачи урока:
закреплять и обобщать знания о составе слова, выполнять разбор слова по составу, соотносить слова со схемами.
4. Работа по теме урока
- Ну что ж, принимаемся за работу. Отгадайте загадку:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло.
- Ребята, у меня для вас есть записка.
«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему лесу и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в корзинку. Корень ГРИБ»
- Но прежде мы должны вспомнить, что такое корень слова?( Это общая часть родственных слов.)
- Подбираем родственные слова к слову ГРИБ.(Дети на доске и в тетрадях записывают однокоренные слова: грибок, грибной, грибница, грибник. Выделяют корень.)
- Давайте попробуем объяснить значение каждого из этих слов (объяснения детей)
- Рассмотрите следующий рисунок. Что можно узнать из этого рисунка?
- Шляпка и ножка называются плодовым телом, а грибница – это корешки грибов.
- А как мы привыкли в обыкновенной разговорной речи называть плодовое тело? (гриб)
- Какие грибы вы знаете? Назовите. Какой из них будет «лишним»? (мухомор) Почему? (ядовитый)
- Можно ли по названию гриба узнать, почему он так называется? (Да, можно, лисички такого же цвета, как лиса, рыжики – по цвету рыжие, моховик – под шляпкой кожица как мох, свинушки – похожи на уши поросёнка; маслята – у этого гриба масляная шляпка, к ней всё прилипает)
- А вы знаете, что сбор грибов называется «тихая охота». И «охотник должен соблюдать правила:
1. Кладите в корзинку только хорошо известные вам грибы; сомневаетесь — оставьте гриб на месте.
2. Не берите перезревшие грибы — в силу возраста они могут стать ядовитыми.
3. Старайтесь не трогать незнакомые грибы руками и ни в коем случае не пробуйте их на вкус.
- Продолжаем наш урок.
- Отгадайте загадку:
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
- Что такое приставка?
- Назовите грибы, в названиях которых есть приставка (подосиновик, подберёзовик)
- Почему эти грибы так называются.
- Запишите слова в тетрадь и выделите приставку.
5.Физкультминутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем:
Крылья сложили назад.
6.Работа по теме урока
- Следующая загадка.
Ну а я частичка.
Обозначусь я, как птичка.
Только вот наоборот.
Это каждый разберёт. (Суффикс)
- А что такое суффикс? (ответы детей)
- Давайте поиграем! Назовите название деревьев, если они маленькие: берёза – берёзка, осина – осинка, дуб – дубок, рябина – рябинка. С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
- Запишите слова в тетрадь и выделите суффикс.
- Следующая загадка.
Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу,
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу(Окончание)
- Что вы можете рассказать об окончании? Как бы вы представили его тем, кто с ним не знаком? (окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании)
- Сейчас я предлагаю выполнить задание на карточке:
возле дремучего лес__
к осеннему лес__
за высоким лес___
в зелёном лес___
выйти из лес___
- В природе все взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. Недаром в пословице говорится:
Леса нет, и гриб не родится.
Где дубы, там и грибы.
- В чем заключаются дружба между грибами и деревьями? (грибы дают дереву воды и соль, а деревья грибам – питательные вещества и сахар)
- Ну и последняя загадка.
Без окончания, часть слова.
Называюсь я(основа)
- Что такое основа слова? (Часть слова без окончания)
- Как мы выделяем основу?
- Выполним задание в группах. Расположите слова, которые соответствуют схемам