kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока в 5 классе (музыка+информатика) «Мир композитора»

Цель урока: познакомить с мастерской современного композитора

Задачи:

Учебный аспект

  1. Познакомить с профессией композитора, закрепить навыки работы с музыкальным редактором «Шарманщик»
  2. Способствовать овладению основ музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Развивающий аспект

 

  1. Способствовать развитию общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  2. Формировать универсальные умения: умение организовывать свою деятельность, умение работать в паре, умение искать необходимые знания в справочнике.

Воспитательный аспект

  1. Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование)
  2. Воспитывать эстетического отношения к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с литературой и живописью.
  3. Расширять музыкальный и общий культурный  кругозор; воспитывать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего  народа, современному музыкальному наследию;
  4. Формировать основы музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

ТСО:

  1. Компьютерная презентация к уроку
  2. Аудиофайлы с произведениями для анализа
  3. Портреты композиторов, портрет Есенина С.
  4. Методичка к практической работе (одна на пару)
  5. Гибкое пианино
  6. Синтезатор
  7. Ноутбук с колонками..

 

  1. Оргмомент.

 Учитель музыки: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы заглянем в мастерскую композитора, чтобы понять, как создается музыка. Давайте ответим на вопрос: Что же создает композитор?

Дети:- Музыку, песни, романсы, симфонии, оперы, балеты, кантаты

Учитель музыки: Может ли написание музыки стать профессией? Конечно, может, только тут не все так просто. Для того чтобы стать профессиональным композитором, нужно много учиться. Сначала музыкальная школа или училище, затем консерватория. Настоящий профессионал хорошо должен изучить такие предметы, как гармония, оркестровка, история музыкального искусства, полифония, превосходно разбираться в творениях классиков, современной и народной музыке. Но и этого не достаточно, чтобы стать действительно хорошим композитором. В этой профессии, как и в любой другой в искусстве, невозможно обойтись без таланта. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Подобная работа требует полной самоотдачи, иногда на создание одного произведения могут уйти годы или даже десятилетия неимоверных усилий автора. Без души и без таланта в данной профессии невозможно добиться больших успехов.

 

Учитель музыки: -А каких композиторов- песенников Вы сможете назвать?

Дети: Юрий Крылатов, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Яков Дубравин, Степан Соснин.

Учитель музыки: Давайте  вспомним песню «Всюду музыка живет».

 

  1. Изучение новой темы
    1. Компьютер – помощник композитора.

Учитель информатики: Как вы думаете, ребята, какие помощники есть у современного композитора?

Дети: синтезатор – электронный музыкальный инструмент, MIDI-клавиатура, цифровое пианино, компьютер с  музыкальными редакторами, технические средства воспроизведения….

Учитель информатики: а вот перед вами еще одно техническое устройство: гибкое резиновое пианино.  Как вы думаете, какие у него преимущества перед обыкновенным пианино?

Дети: компактность, удобство в перевозке, имитация разных музыкальных инструментов. А главное: возможность сохранения музыкальной информации.

Демонстрация возможностей инструмента.

Учитель информатики: В рамках изучения темы «Учимся работать на компьютере» мы познакомились с вами с музыкальным редактором «Шарманщик». Давайте, вспомним, что вы умеете делать в этой программе?

Дети: записывать мелодии, вставлять текст песни, проигрывать пьесы, работать с каталогом песенок, пользоваться справкой.

Учитель информатики: А один ваш одноклассник сделал первые пробы музицирования. Давайте послушаем его работу. Звучит компьютерная мелодия.

Учитель информатики:  Ребята, сейчас на конкурсах проектов часто предъявляют жесткие требования  соблюдения авторских прав. Необходимо, использовать собственные фотографии, рисунки, и даже музыку. Один мой ученик выручил творческую проектную  группу, написав музыкальное сопровождение к проекту. Будем надеяться, что ваш одноклассник будет озвучивать школьные проекты.

А знаете ли вы? кто стоял у истоков электронной музыки в нашей стране?

Ответ: это Эдуард Николаевич Артемьев. После окончания консерватории, ему пришлось много учиться, чтобы освоить первый фотоэлектронный синтезатор, созданный инженером Евгением Мурзиным. Теперь Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки. Он написал музыку к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, озвучивал спектакли и телепередачи. Написал оперу «Раскольников» по роману Достоевского. Сейчас мы послушаем его произведение. Можно закрыть глаза, чтобы снять зрительное утомление, помечтать..

 Прослушивание  музыки из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Учитель информатики: Понравилась вам музыка? Другой наш современник композитор Игорь Кефалиди считает, компьютер автоматизирует некоторые рутинные моменты композиторского труда. Именно поэтому, композитору необходимо знать информатику, электротехнику и электронику. А как вы думаете, может ли сам компьютер сочинять музыку? Может, но без чувств, без эмоций. Конечно, же мало иметь технические средства композитору, чтобы написать красивую музыку, необходимо вдохновение.

  1. Как создается песня

Учитель музыки:

Певец Александр Ведерников, исполнявший музыку композитора XX века  Георгия Васильевича Свиридова, спросил у него: «Вот многие любопытствуют – как это так сочиняют композиторы?» Свиридов ответил: « В большинстве случаев – ты не поверишь – все это приходит само, «Как само?»- «Как само?» - «А вот так: как молнией ударило – вся музыка поэмы «Памяти Есенина» в голове зазвучала. Прибежал домой и записал все подряд». «Как это объяснить? Я ее не сочинял – она сама мне явилась.» Музыка, о которой говорит композитор – это кантата «Памяти Есенина». В этом случае со стихов Есенина началась музыкальная интонация. А бывает, что к идее-интонации, т.е. к готовой музыке отыщется стихотворная идея. «Всякий талант неизъясним… Никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений,   эту тесную связь между собственным вдохновением и чужой внешнюю волею.» (А. С. Пушкин)

  1. Актуализация пройденного материала

Учитель музыки:

Давайте, вспомним что такое ритм? (Ответ: сочетание устойчивых и неустойчивых слов). Ритм есть как в музыке, так и в стихах. При исполнении ударные и неударные слоги и звуки должны совпадать. Возьмите в руки методичку, лежащую на столе: проговорим выделенные строчки из стихотворения Есенина вслух, интонируя. (Все вместе выполняют, проговаривают и прохлопывают). Ребята, сейчас вы сами поработаете в лаборатории музыки. Вам нужно будет подготовить музыкальный фрагмент из произведения Свиридова. Далее попробуйте сами  расположить первые три строчки стихотворения С.Есенина в мелодии Г.Свиридова так, чтобы ударения в словах совпали с сильными долями, чтобы все пелось естественно, выразительно и удобно.

Учитель информатики:  Ребята, это нелегкое задание. Но вы обязательно справитесь. Ребята из моей группы, вы сейчас поработаете в роли учителей. Вам нужно будет показать соседу: как ставится тактовый размер, ставятся ноты, как меняется их длительность в музыкальном редакторе. А давайте вспомним, как в редакторе Шарманщик поставить бемоль? Дети отвечают:  <SHIFT>+<  >

А как вставить слова песни? (Ответ: клавиша F4).

Ребята, а как надо поступить, если забыли нужную комбинацию клавиш? (Ответ: нужно посмотреть в справке, нажав клавишу F1.) В компьютерной работе вам нужно будет найти,  как к музыкальному произведению подписывается название и автор произведения. Итак, давайте уточним план ваших действий. (Дети дают ответ)

  1. Выполнение практической работы в парах.

1)Проверка практической работы: учителя проверяют у детей, первых выполнивших задание. Назначаются консультанты – они проверяют у других.

2) Прослушивание всех компьютеров одновременно.

Учитель музыки: давайте, еще раз, прочитаем стихотворение. (Все читают вслух хором). Ребята, есть ли в нем смена настроения, и есть ли смысл в появлении новой интонации (Дети отвечают). А теперь прослушаем первую часть кантаты Свиридова

3) Прослушивание кантаты Г.Свиридова.

4) После прослушивания кантаты Г. Свиридова, дети выполняют задание подобрать картину, подходящую по настроению к музыке. (Показываются слайды с картинами. Ученики поднимают номер картины.)

  1. Домашнее задание:

Учитель информатики: Композитор Шуман Р.-А. сформулировал жизненные правила для музыкантов. Он писал: «Если ты подбираешь на рояле маленькие мелодии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся еще больше – значит, в тебе пробуждается музыкальное сознание. Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот.

Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть ее на инструменте. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, - она также подействует и на других.»

Впереди замечательный праздник, всеми любимый Новый год. Попробуйте придумать новогоднюю мелодию. Это и будет вашим домашним заданием. А на следующем уроке информатики, я дам вам возможность подготовить вашу задумку на компьютере.

  1. Подведение итогов:

Учитель музыки: Итак, мы сегодня познакомились с вами с профессией композитора. Многие успешно выполнили все задания, активно отвечали на вопросы. И нам хочется лучших отметить грамотами. Вручить.

  1.  Рефлексия: Учитель музыки: У вас на компьютере  лежит рисунок солнышка. Изобразите условно ваше настроение от урока: радость, грусть или безразличие.

Источники информации

  1. Т.А. Курушина,  Музыка 1-6 классы, Творчекое развитие учащихся. Конспекты уроков, Волгоград: Издательство Учитель, 2009.- 87 стр.
  2. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, Музыка 5 класс, М.: Баласс, 2012,-111 стр.
  3. http://www.letopis.info/themes/music/kompozitor_kak_professija.html
  4. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Frus.625-net.ru%2Farchive%2Fz0802%2Fkefalidi.htm&tld=ru&lang=ru&text=%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0&l10n=ru&mime=html&sign=6a69714a3a6bf10a3d9549f9a6f6539b&keyno=0
  5. http://natudarje.narod.ru/index.html
  6. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/454324-tvorchestvo-sovremennyh-kompozitorov-kogo-stoit-poslushat.html
  7. http://zaycev.net/artist/132950

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" »

Конспект интегрированного урока в 5 классе (музыка+информатика) «Мир композитора»

Цель урока: познакомить с мастерской современного композитора

Задачи:

Учебный аспект

  1. Познакомить с профессией композитора, закрепить навыки работы с музыкальным редактором «Шарманщик»

  2. Способствовать овладению основ музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Развивающий аспект



  1. Способствовать развитию общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  2. Формировать универсальные умения: умение организовывать свою деятельность, умение работать в паре, умение искать необходимые знания в справочнике.

Воспитательный аспект

  1. Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование)

  2. Воспитывать эстетического отношения к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с литературой и живописью.

  3. Расширять музыкальный и общий культурный кругозор; воспитывать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа, современному музыкальному наследию;

  4. Формировать основы музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

ТСО:

  1. Компьютерная презентация к уроку

  2. Аудиофайлы с произведениями для анализа

  3. Портреты композиторов, портрет Есенина С.

  4. Методичка к практической работе (одна на пару)

  5. Гибкое пианино

  6. Синтезатор

  7. Ноутбук с колонками..



  1. Оргмомент.

Учитель музыки: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы заглянем в мастерскую композитора, чтобы понять, как создается музыка. Давайте ответим на вопрос: Что же создает композитор?

Дети:- Музыку, песни, романсы, симфонии, оперы, балеты, кантаты

Учитель музыки: Может ли написание музыки стать профессией? Конечно, может, только тут не все так просто. Для того чтобы стать профессиональным композитором, нужно много учиться. Сначала музыкальная школа или училище, затем консерватория. Настоящий профессионал хорошо должен изучить такие предметы, как гармония, оркестровка, история музыкального искусства, полифония, превосходно разбираться в творениях классиков, современной и народной музыке. Но и этого не достаточно, чтобы стать действительно хорошим композитором. В этой профессии, как и в любой другой в искусстве, невозможно обойтись без таланта. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Подобная работа требует полной самоотдачи, иногда на создание одного произведения могут уйти годы или даже десятилетия неимоверных усилий автора. Без души и без таланта в данной профессии невозможно добиться больших успехов.


Учитель музыки: -А каких композиторов- песенников Вы сможете назвать?

Дети: Юрий Крылатов, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Яков Дубравин, Степан Соснин.

Учитель музыки: Давайте вспомним песню «Всюду музыка живет».



  1. Изучение новой темы

    1. Компьютер – помощник композитора.

Учитель информатики: Как вы думаете, ребята, какие помощники есть у современного композитора?

Дети: синтезатор – электронный музыкальный инструмент, MIDI-клавиатура, цифровое пианино, компьютер с музыкальными редакторами, технические средства воспроизведения….

Учитель информатики: а вот перед вами еще одно техническое устройство: гибкое резиновое пианино. Как вы думаете, какие у него преимущества перед обыкновенным пианино?

Дети: компактность, удобство в перевозке, имитация разных музыкальных инструментов. А главное: возможность сохранения музыкальной информации.

Демонстрация возможностей инструмента.

Учитель информатики: В рамках изучения темы «Учимся работать на компьютере» мы познакомились с вами с музыкальным редактором «Шарманщик». Давайте, вспомним, что вы умеете делать в этой программе?

Дети: записывать мелодии, вставлять текст песни, проигрывать пьесы, работать с каталогом песенок, пользоваться справкой.

Учитель информатики: А один ваш одноклассник сделал первые пробы музицирования. Давайте послушаем его работу. Звучит компьютерная мелодия.

Учитель информатики: Ребята, сейчас на конкурсах проектов часто предъявляют жесткие требования соблюдения авторских прав. Необходимо, использовать собственные фотографии, рисунки, и даже музыку. Один мой ученик выручил творческую проектную группу, написав музыкальное сопровождение к проекту. Будем надеяться, что ваш одноклассник будет озвучивать школьные проекты.

А знаете ли вы? кто стоял у истоков электронной музыки в нашей стране?

Ответ: это Эдуард Николаевич Артемьев. После окончания консерватории, ему пришлось много учиться, чтобы освоить первый фотоэлектронный синтезатор, созданный инженером Евгением Мурзиным. Теперь Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки. Он написал музыку к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, озвучивал спектакли и телепередачи. Написал оперу «Раскольников» по роману Достоевского. Сейчас мы послушаем его произведение. Можно закрыть глаза, чтобы снять зрительное утомление, помечтать..

Прослушивание музыки из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Учитель информатики: Понравилась вам музыка? Другой наш современник композитор Игорь Кефалиди считает, компьютер автоматизирует некоторые рутинные моменты композиторского труда. Именно поэтому, композитору необходимо знать информатику, электротехнику и электронику. А как вы думаете, может ли сам компьютер сочинять музыку? Может, но без чувств, без эмоций. Конечно, же мало иметь технические средства композитору, чтобы написать красивую музыку, необходимо вдохновение.

    1. Как создается песня

Учитель музыки:

Певец Александр Ведерников, исполнявший музыку композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова, спросил у него: «Вот многие любопытствуют – как это так сочиняют композиторы?» Свиридов ответил: « В большинстве случаев – ты не поверишь – все это приходит само, «Как само?»- «Как само?» - «А вот так: как молнией ударило – вся музыка поэмы «Памяти Есенина» в голове зазвучала. Прибежал домой и записал все подряд». «Как это объяснить? Я ее не сочинял – она сама мне явилась.» Музыка, о которой говорит композитор – это кантата «Памяти Есенина». В этом случае со стихов Есенина началась музыкальная интонация. А бывает, что к идее-интонации, т.е. к готовой музыке отыщется стихотворная идея. «Всякий талант неизъясним… Никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чужой внешнюю волею.» (А. С. Пушкин)

  1. Актуализация пройденного материала

Учитель музыки:

Давайте, вспомним что такое ритм? (Ответ: сочетание устойчивых и неустойчивых слов). Ритм есть как в музыке, так и в стихах. При исполнении ударные и неударные слоги и звуки должны совпадать. Возьмите в руки методичку, лежащую на столе: проговорим выделенные строчки из стихотворения Есенина вслух, интонируя. (Все вместе выполняют, проговаривают и прохлопывают). Ребята, сейчас вы сами поработаете в лаборатории музыки. Вам нужно будет подготовить музыкальный фрагмент из произведения Свиридова. Далее попробуйте сами расположить первые три строчки стихотворения С.Есенина в мелодии Г.Свиридова так, чтобы ударения в словах совпали с сильными долями, чтобы все пелось естественно, выразительно и удобно.

Учитель информатики: Ребята, это нелегкое задание. Но вы обязательно справитесь. Ребята из моей группы, вы сейчас поработаете в роли учителей. Вам нужно будет показать соседу: как ставится тактовый размер, ставятся ноты, как меняется их длительность в музыкальном редакторе. А давайте вспомним, как в редакторе Шарманщик поставить бемоль? Дети отвечают: SHIFT+

А как вставить слова песни? (Ответ: клавиша F4).

Ребята, а как надо поступить, если забыли нужную комбинацию клавиш? (Ответ: нужно посмотреть в справке, нажав клавишу F1.) В компьютерной работе вам нужно будет найти, как к музыкальному произведению подписывается название и автор произведения. Итак, давайте уточним план ваших действий. (Дети дают ответ)

  1. Выполнение практической работы в парах.

1)Проверка практической работы: учителя проверяют у детей, первых выполнивших задание. Назначаются консультанты – они проверяют у других.

2) Прослушивание всех компьютеров одновременно.

Учитель музыки: давайте, еще раз, прочитаем стихотворение. (Все читают вслух хором). Ребята, есть ли в нем смена настроения, и есть ли смысл в появлении новой интонации (Дети отвечают). А теперь прослушаем первую часть кантаты Свиридова

3) Прослушивание кантаты Г.Свиридова.

4) После прослушивания кантаты Г. Свиридова, дети выполняют задание подобрать картину, подходящую по настроению к музыке. (Показываются слайды с картинами. Ученики поднимают номер картины.)

  1. Домашнее задание:

Учитель информатики: Композитор Шуман Р.-А. сформулировал жизненные правила для музыкантов. Он писал: «Если ты подбираешь на рояле маленькие мелодии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся еще больше – значит, в тебе пробуждается музыкальное сознание. Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот.

Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть ее на инструменте. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, - она также подействует и на других.»

Впереди замечательный праздник, всеми любимый Новый год. Попробуйте придумать новогоднюю мелодию. Это и будет вашим домашним заданием. А на следующем уроке информатики, я дам вам возможность подготовить вашу задумку на компьютере.

  1. Подведение итогов:

Учитель музыки: Итак, мы сегодня познакомились с вами с профессией композитора. Многие успешно выполнили все задания, активно отвечали на вопросы. И нам хочется лучших отметить грамотами. Вручить.

  1. Рефлексия: Учитель музыки: У вас на компьютере лежит рисунок солнышка. Изобразите условно ваше настроение от урока: радость, грусть или безразличие.

Источники информации

  1. Т.А. Курушина, Музыка 1-6 классы, Творчекое развитие учащихся. Конспекты уроков, Волгоград: Издательство Учитель, 2009.- 87 стр.

  2. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, Музыка 5 класс, М.: Баласс, 2012,-111 стр.

  3. http://www.letopis.info/themes/music/kompozitor_kak_professija.html

  4. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Frus.625-net.ru%2Farchive%2Fz0802%2Fkefalidi.htm&tld=ru&lang=ru&text=%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0&l10n=ru&mime=html&sign=6a69714a3a6bf10a3d9549f9a6f6539b&keyno=0

  5. http://natudarje.narod.ru/index.html

  6. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/454324-tvorchestvo-sovremennyh-kompozitorov-kogo-stoit-poslushat.html

  7. http://zaycev.net/artist/132950


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора"

Автор: Дерябина Ирина Геннадьевна, Горчакова Тамара Семеновна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102166

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства