- Откройте учебники на страницы 118-ой. - Сейчас мы разделимся на три группы по рядам. 1 группа будет называться «Ботаники». 2 группа будет называться «Зоологи». 3 группа будет называться «Экологи». - Каждая группа по очереди будет читать свой текст, в учебнике и отвечать на вопросы. - После этого мы прослушаем группы, которые подготовили нам рассказы по своей теме. - Ребята, сядьте, как слушатели и приготовьтесь внимательно слушать. После прочтения будьте готовы ответить на вопросы. - Ребята, вы очень внимательно слушали. Теперь ответьте на вопросы. - Как часто выпадают дожди в пустыни? (Очень редко) - Почему всё меньше растений в пустыни? (Потому что дождь очень редко выпадает) - Как получилась пустыни? (Из-за того, что очень редко выпадает дождь, растений все меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню) - В России пустыни или полупустыни? (Полупустыни) - Какую площадь занимают пустыни? Где они расположены? (Очень маленькую. По берегам Каспийского моря) - До какой температуры поверхность земли в пустыни может нагреваться летом? (Днем до + 70 градусов, в тени поднимается выше 40 градусов) - Какие ночи в пустыни? Почему? (Ночи прохладные. Потому что, песок и глина быстро остывают) - Ребята, мы с вами познакомились с пустыней с точки зрения ботаников. - А сейчас нам прочитают текст 2 группа «Зоологи». - Будьте внимательны, после прочтения текста будьте готовы ответить на вопросы. - Все внимание на страницу 122- ю. - Вы очень внимательно слушали, теперь ответьте на вопросы. - Какое самое известное растение пустыни? (Верблюжья колючка) Сл. 7 - Посмотрите, как выглядит верблюжья колючка. - Как с помощью верблюжьей колючки добывают воду? (Она пускает свои корни на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду) - Какие растения выполняют важную «работу»? Назовите их. (Колосняк, джузгун) - Какую «работу» они выполняют? (Корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра) - Какие животные обитают в пустыни? (Тушканчики, песчанки, ушастый ёж, корсак, сайгаки) Сл. 8 - Посмотрите как выглядят эти животные. - А кто обитает помимо животных в пустыне? (Пресмыкающиеся) - Перечислите их. (Песчаный удав, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая) Сл. 9 - Посмотрите как выглядят эти пресмыкающиеся. - Где прячутся животные днем? (В своих норах) - А ночью что делают? (Выходят на поиски пищи) - Без чего животные пустыни могут подолгу обходиться? (Без воды) - Ребята, мы с вами познакомились с пустыней с точки зрения зоологов. - А сейчас нам прочитают текст 3 группа «Экологи». - Будьте внимательны, после прочтения текста будьте готовы ответить на вопросы. - Все внимание на страницу 123- ю. - Вы очень внимательно слушали, теперь ответьте на вопросы. - Как в пустыни появились поля, сады, виноградники, ведь там нет воды? (Люди построили каналы, во многие районы подвели воду) - Какие экологические проблемы нужно решать? (Неумеренное орошение почвы; Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. Причина этого – перевысап; Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески) - Какие животные под угрозой исчезновения? Почему? (Сайгак. Потому что браконьеры истребляют этот вид животных) - Какой создали заповедник для сохранения природы полупустынь и пустынь? («Чёрные Земли») - Сейчас мы прочитаем про этот заповедник на странице 125-ой. - Почему называют черные земли? (Потому что зимой не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной) - Какого растения в заповеднике растет много? (Полынь с темными веточками, она добавляет в пейзаж черноты) - В каком году создан заповедник? (В 1990 году) - Какое озеро находится в заповеднике? (Озеро Маныч-Гудило) Сл. 10 - Посмотрите, как выглядит это озеро. |