kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комбинированный урок на тему "Пустыни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок в 4 классе по окружающему миру

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок на тему "Пустыни"»

Урококружающего мира в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)



Тема

Пустыни

Педагогическая цель

Развивать у учащихся  представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, развивать речь учащихся, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, умение выслушивать мнение товарищей.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Личностные результаты

Формирование познавательного интереса к предмету, личностное развитие обучающихся; развивание практических навыков исследовательской деятельности, анализирование наблюдаемых явлений, формулирование выводы.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты, контролировать свое время и управлять им.

Познавательные: развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых

высказываний.

Основные понятия и термины

Пустыни, растения, животный мир.

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация; учебники, тетради.














Технологическая карта урока

Этапы урока


Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников при готовности к сотрудничеству

Приветствие.



Эмоциональный настрой.





Проверка готовности к уроку.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.



Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!


- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники, тетради, дневники, пеналы.

- Также, не забывайте, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах.

Снова пришёл долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё  одна природная зона России.

Приветствует учащихся; создает эмоциональный настрой; активизирует внимание; проверяет готовность класса к уроку.

Приветствуют учителя; организуют рабочее место; настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся.


Решение теста.





















































Перед тем, как отправиться в эту природную зону, мы должны убедиться, что мы хорошо знаем особенности природной зоны степей.

- Вспомните, что изучали на предыдущем уроке.

- У вас на партах лежат тесты. Возьмите их. Подпишите свою фамилию и имя.

- Вы должны решить тест самостоятельно. Правильный ответ отвести в кружок.

- Выполняйте ручкой, а взаимопроверку выполните карандашом.

- Кто справился, тот ставит руку на локоть.

- На выполнение задания вам отводится 4 минуты. Приступайте к заданию.

Тест «Зона степей»

1.Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2.На карте природных зон зона степей закрашена … цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это…

а) сплошной травянистый покров;

б) отсутствие сплошного травянистого покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся…

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное

заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас

оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика- лемминг- песец;

б) водоросли- рачки- сайка- гагарка;

в) растения- заяц-беляк- рысь;

г) зерно- суслик- орёл-беркут.

8. Основным занятием населения степей является…

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие растения и животные степей:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.

- Предлагаю провести взаимопроверку.

- Обменяйтесь в парах - карточками.

- За каждый правильный ответ 1 балл.

Оценка «5» - 8 баллов;

Оценка «4» -7-6 баллов;

Оценка «3» 5-4 балла;

Оценка «2» 3- 0 баллов.

Поднимите руки, кто заработал «5».

У кого результаты ниже, ждём ваших достижений.

- Молодцы, все справились с заданием!

- Передаем листочки с последней парты на первую.

Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении.

Выполняют данные учителем задания; отвечают на вопросы; делают выводы. Оценивают деятельность друг друга.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников принятие ими темы и целей урока.


Работа с ребусом.






- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.

- А какая природная зона России поможет нам раскрыть тайны вы узнаете, когда разгадаете ребус:

Сл. 3

П   ' т ' 

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Пустыни».

- Какие задачи поставим перед собой? Откройте учебник на странице 118- ой и прочитайте.

1. Рассмотрим фотографии и представим себе пустыню.

2. Узнаем, чем она отличается от степи.

3. Опишем пустыню по фотографиям.

Подводит учащихся к формулированию новой темы, с помощью разгадывания ребуса.

Отвечают на вопросы, формулируют новую тему с помощью ребуса.

IV. Изучение нового знания.

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

























































Беседа о пустыни.



























Работа с картой.


- Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России.

- О какой природной зоне идёт речь в стихотворении?

Сл. 4

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

И плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.


- Вот как выглядит пустыня.

Сл. 5

- Какой вы увидели пустыню? (Ответы учащихся)

Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо.  Кажется, что тебя окружают пустота и жара.

- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница.

(Вопросы для работы по карте на Сл. 6)

  1. Географическое положение зоны пустынь

относительно других природных зон и сторон

горизонта.

  1. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

  2. Поверхность земли в пустыне.

 - Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы - постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (см. фото в учебнике).  

- Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и её обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днём до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов.  А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне  выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до - 12 градусов, и длится зима 2-3 месяца.

Сообщают основную идею изучаемого материала. Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.
















Показывает положение пустыни. Рассказывает о пустыни. Демонстрирует фото пустыни.

Слушают учителя; рассматривают рисунки в учебнике; задают вопросы; решают предложенные задания.

















Внимательно смотрят положение пустыни. Слушают рассказ о пустыни. Задают вопросы.

Чтение текста о пустыни.















































































Чтение текста про заповедник «Чёрные земли"







- Откройте учебники на страницы 118-ой.

- Сейчас мы разделимся на три группы по рядам.

1 группа будет называться «Ботаники».

2 группа будет называться «Зоологи».

3 группа будет называться «Экологи».

- Каждая группа по очереди будет читать свой текст, в учебнике и отвечать на вопросы.

- После этого мы прослушаем группы, которые подготовили нам рассказы по своей теме.

- Ребята, сядьте, как слушатели и приготовьтесь внимательно слушать. После прочтения будьте готовы ответить на вопросы.

- Ребята, вы очень внимательно слушали. Теперь ответьте на вопросы.

- Как часто выпадают дожди в пустыни? (Очень редко)

- Почему всё меньше растений в пустыни? (Потому что дождь очень редко выпадает)

- Как получилась пустыни? (Из-за того, что очень редко выпадает дождь, растений все меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню)

- В России пустыни или полупустыни? (Полупустыни)

- Какую площадь занимают пустыни? Где они расположены? (Очень маленькую. По берегам Каспийского моря)

- До какой температуры поверхность земли в пустыни может нагреваться летом? (Днем до + 70 градусов, в тени поднимается выше 40 градусов)

- Какие ночи в пустыни? Почему? (Ночи прохладные. Потому что, песок и глина быстро остывают)

- Ребята, мы с вами познакомились с пустыней с точки зрения ботаников.

- А сейчас нам прочитают текст 2 группа «Зоологи».

- Будьте внимательны, после прочтения текста будьте готовы ответить на вопросы.

- Все внимание на страницу 122- ю.

- Вы очень внимательно слушали, теперь ответьте на вопросы.

- Какое самое известное растение пустыни? (Верблюжья колючка)

Сл. 7

- Посмотрите, как выглядит верблюжья колючка.

- Как с помощью верблюжьей колючки добывают воду? (Она пускает свои корни на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду)

- Какие растения выполняют важную «работу»? Назовите их. (Колосняк, джузгун)

- Какую «работу» они выполняют? (Корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра)

- Какие животные обитают в пустыни? (Тушканчики, песчанки, ушастый ёж, корсак, сайгаки)

Сл. 8

- Посмотрите как выглядят эти животные.

- А кто обитает помимо животных в пустыне? (Пресмыкающиеся)

- Перечислите их. (Песчаный удав, ящерица-круглоголовка, ящурка быстрая)

Сл. 9

- Посмотрите как выглядят эти пресмыкающиеся.

- Где прячутся животные днем? (В своих норах)

- А ночью что делают? (Выходят на поиски пищи)

- Без чего животные пустыни могут подолгу обходиться? (Без воды)

- Ребята, мы с вами познакомились с пустыней с точки зрения зоологов.

- А сейчас нам прочитают текст 3 группа «Экологи».

- Будьте внимательны, после прочтения текста будьте готовы ответить на вопросы.

- Все внимание на страницу 123- ю.

- Вы очень внимательно слушали, теперь ответьте на вопросы.

- Как в пустыни появились поля, сады, виноградники, ведь там нет воды? (Люди построили каналы, во многие районы подвели воду)

- Какие экологические проблемы нужно решать? (Неумеренное орошение почвы; Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. Причина этого – перевысап; Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески)

- Какие животные под угрозой исчезновения? Почему? (Сайгак. Потому что браконьеры истребляют этот вид животных)

- Какой создали заповедник для сохранения природы полупустынь и пустынь? («Чёрные Земли»)

- Сейчас мы прочитаем про этот заповедник на странице 125-ой.

- Почему называют черные земли? (Потому что зимой не бывает снега и местность действительно выглядит чёрной)

- Какого растения в заповеднике растет много? (Полынь с темными веточками, она добавляет в пейзаж черноты)

- В каком году создан заповедник? (В 1990 году)

- Какое озеро находится в заповеднике? (Озеро Маныч-Гудило)

Сл. 10

- Посмотрите, как выглядит это озеро.

Ставит целевую установку. Делит учащихся на три группы по рядам. Корректирует ответы учащихся.































































Внимательно слушают учителя. Распределяются на три группы. Читают текст в учебнике.




Физминутка





Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.


Обучающиеся повторяют движения за учителем.




Рассказы «ботаников», «зоологов», «экологов»



Рассказ ботаников:

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок)

У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.

Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок).

Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).

В пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

Рассказ зоологов:

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, Чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков).

Все быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно кет зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки).

Они им нужны для того, |чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки).

Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки).

Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, священные скарабеи (рисунки).Карточки животных закрепляются на стенной карте. Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде:

Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий сок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира, Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду, О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.


Рассказ экологов:

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.




Работа в рабочих тетрадях на стр. 39 № 1.



- Откройте рабочие тетради на странице 39- ой.

Прочитайте задание под номером 1.

- Что вам необходимо сделать? (Поставить знак «+» около высказываний, с которыми ты согласен)

- Кому не понятно задание? Приступайте к самостоятельному выполнению задания.

  • У растений пустыни длинная мощная корневая система.

  • В пустыне идут дожди.

  • В пустыне бывают песочные бури.

  • Днём многие животные пустыни зарываются в песок.

  • Животные пустыни не могут долго обходиться без воды.

  • Ночи в пустыне прохладные.

  • У растений пустыни крупные, широкие листовые пластины.

  • Многие животные выходят на охоту ночью.

  • Культурные растения страдают от неумеренного полива.

  • В заповеднике «Чёрные земли» есть участки полупустынь и пустынь.

- Проведем проверку. Я читаю утверждения, а вы поднимаете ладошку, если это верное утверждение, если неверное утверждение, то вы поднимаете кулачок.

Ставит целевую установку. Корректирует ответы учащихся. Следит за выполнением самостоятельной работы учащихся.

Внимательно слушают учителя. Самостоятельно работают в рабочих тетрадях, выполняют задание.

V.Закрепление изученного

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.







Обобщающая беседа.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

- Ребята, покажите на карте зоны полупустынь и пустынь.

- Дайте краткую характеристику зоны пустынь по плану.

План:

  1. Название, изображения на карте.

  2. Особенности природы (Условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе)

  3. Использование природы данной зоны человеком.

  4. Экологические проблемы и охрана природы.

-  Ребята, чему мы с вами научились?

- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу.

-  С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?

Проводит беседу с учащимися с целью обобщения и систематизации изученных знаний.

Отвечают на вопросы учителя; обобщают и систематизируют полученные на уроке знания.

VI. Подведение итогов урока

Цель:подведение итогов учебного занятия; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.




Выставление оценок.



Рефлексия








- Сегодня на уроке активно работали …, я вам поставлю 5.


На уроке я узнал(а)…….

Мне было…….

Теперь я умею…..

Оцените свою работу на уроке.

Благодарю за работу

На уроке я узнал(а)…….

Мне было…….

Теперь я умею…..

Оцените свою работу на уроке.

Благодарю за работу

Мобилизиует учащихся на рефлексию собственной деятельности на уроке.

Проводят самооценку собственной работы на уроке.

VII. Домашнее задание

Цель: сообщить задание, разъяснить методику его выполнения.

Беседа

- Ребята, как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание?

Домашним заданием вам будет прочитать и пересказать текст на страницах 118 -125.

- Урок окончен!

- Спасибо за урок, до свидания, ребята!

Оглашает учащимся домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комбинированный урок на тему "Пустыни"

Автор: Евсеева Анастасия Владимировна

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Я и Украина по теме Население Украины "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-ia-i-ukraina-po-tiemie-nasielieniie-ukrainy"
    ["file_id"] => string(6) "135111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416852256"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация для урока Я и Украина по теме Население Украины "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-dlia-uroka-ia-i-ukraina-po-tiemie-nasielieniie-ukrainy"
    ["file_id"] => string(6) "135119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416853099"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока Обобщение по теме «Односоставные предложения». "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971662"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(33) "urokodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458760544"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация к уроку окружающего мира " Пустыни" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-pustyni"
    ["file_id"] => string(6) "187365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426507371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства