№ урока 22 Дата 12 февраля 2014 год
Я и Украина.Природоведение
Тема. Население Украины
Цель: сформировать у учащихся представление о населении Украины; продолжать учить работать с картой и учебником; развивать внимание, память, познавательный интерес; воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
1. Итог фенологических наблюдений (облачно с прояснениями, + 6 гр, Ю-В ветер)
—Какой сегодня день? Месяц?
—Какова продолжительность дня и ночи?
—Был ли ветер, когда вы шли в школу?
—Каким было его направление?
—Какова температура воздуха?
—Были ли осадки?
—Какие изменения произошли в жизни растений? Животных? Почему?
—Каких птичек вы встретили по дороге в школу?
—Какие интересные изменения вы заметили сегодня?
—Что хорошее вы сделали для природы?
II. Проверка домашнего задания
1. Блицопрос
Цвет жетонов учитель выбирает на свое усмотрение.
— Какая географическая карта помогает изучать природные зоны Украины?
От чего зависит разнообразие природных зон?
Какие горы есть в Украине?
- Где расположены Крымские горы?
Покажите на физической карте расположение Крымских гор.
К каким по возрасту горам относятся Крымские горы? (Одни из старейших гор в мире)
— Расскажите о природных условиях Крымских гор.
Как называются луга Крымских гор? (Яйлы)
Какая самая высокая вершина Крымских гор? (Роман-Кош — расположилась в массиве Бабуган-яйла.)
Какова ее высота? (Высота горы — 1545 м.)
— Как меняются растения от подножия горы к ее вершине?
- Назовите растения Крымских гор.
Какие животные водятся только в Крымских горах?
Какие заповедники созданы в Крыму? (Крымский и Ялтинский заповедники)
— Какое значение имеют заповедники?
III. Мотивация учебной деятельности
- А в какой стране мы живем? - Столица?
— На каком материке находится Украина?
С какими странами она граничит?
-Какова её площадь?
-Какими морями омывается?
-Ребята наша страна с незапамятных времён славилась своими плодородными полями и богатыми лесами, своими чудесными городами, сёлами, замками и златоглавыми храмами. А благодаря кому все это процветает? (благодаря людям)
— Страна — это не только территория. Главное в любой стране — люди.
IV. Сообщение темы урока
— Тема сегодняшнего урока — «Население Украины» (слайд 1)
Стих читает подготовленный ученик.
Ми дітвора українська,
Хлопці й дівчата,
Хоч не міцні у нас ще руки,
Та душа завзята.
Бо козацького ми роду,
Славних предків діти,
І у школi всі вчимося,
Рідний край любити.
І для краю працювати,
І для краю жити,
І за рідний край в потребі
Життя положити.
Ми малі, та всі ми друзі,
Ми одна родина,
А найбільша наша мати –
Рідна Україно.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Рассказ учителя
— Главное в любой стране — люди. Именно они могут превратить пустыню
в цветущий сад, целинные земли — в плодородные поля, непроходимые чащи —в светлые и богатые леса. Площадь Украины занимает первое место в Европе, по численности населения – пятое.
Численность населения Украины на конец 2013 года составляет 45 553 000 человек, а в 2003 было 48 003 500 человек. (слайд 2).( уменьшилось на __________)
Большинство народа Украины – украинцы.
-Ребята как вы думаете почему количество населения уменьшается с каждым годом?
(экология, смертность превышает рождаемость, умирает 2000 человек, а рождается 1350 человек, Украина занимает 17 место среди вымирающих стран после Центральной Африки и Афганистана)
Украинская нация — вторая по численности среди славян и одна из крупнейших в Европе. Помимо украинцев в Украине проживают и представители других национальностей: русские, белорусы, крымские татары, молдаване, болгары, венгры, румыны, поляки, евреи, греки, армяне, цыгане, азербайджанцы, грузины, немцы, гагаузы и другие национальности. Всего в Украине живут представители более 100 национальностей и народностей.(слайд 3)
2.Сообщение ученика
Мы привыкли говорить об украинском народе как о едином целом, Однако в нем существуют группы, которые сохраняют самобытность в культуре, быту и языке. Так, в Черновицкой области проживает сразу три такие группы: гуцулы, бессарабы и русины. В Полесье — полищуки. А в Тернопольскои, Львовской и Николаевской областях издавна живут лемки и бойки.
3.Учитель:Все жители Украины должны знать и любить государственный язык украинский, общаться на нем. Они должны изучать украинские обычаи, любить, охранять и приумножать богатства Украины. А также изучать язык и культуру того народа, к которому принадлежат, беречь их.
Люди всех народов должны уважать друг друга, жить дружно и работать вместе на благо Украины.
Физкультминутка
Встали дружно, подтянулись.
Вправо, влево повернулись.
Раз – присели, два – привстали.
Три – друг к другу повернулись,
Нежно, нежно улыбнулись
-Ребята если вы по жизни будете идти рука об руку, дружно, уважая, помогая, совместно действуя - наша страна будет процветать и развиваться!
4.Работа с учебником «Население Украины» (учебник, с. 138—140)
Беседа по содержанию
Используя метод просматривания, ответьте мне на такой вопрос, (маленькая подсказочка, стр. 139, 5-й абзац)
- Сколько областей в Украине?
- Какая республика входит в состав Украины?
-Назовите самые крупные города Украины? (абзац 2, стр.140)
5.Обобщение и систематизация знаний.
Территория Украины разделена на области. Каждая область имеет свои границы и город — областной центр. В Украине — 24 области. Название области происходит от названия областного центра. Например, город Полтава — областной центр Полтавской области. Только в Волынской области областным центром является город Луцк, а в Закарпатской - город Ужгород. Киев - это областной центр и столица государства. В состав Украины входит также Республика Крым, её столица - город Симферополь.
(слайд 4,5)
VI. Закрепление и обобщение знаний
В городах живут городские жители, а в селах сельские. Города строятся там, где есть месторождения полезных ископаемых, железная или шоссейная дорога. В городах люди работают на заводах и фабриках, в разных учреждениях. В сёлах - занимаются растениеводством и животноводством.(ученик).
Каждая область заселена по – разному это зависит от климатических условий и экономического развития области.(слайд 6)
В этих областях развита промышленность – добыча угля, нефти, металлургия, и т.д.
На Полесье сёла небольшие. Они располагаются на возвышениях, сухих местах. В зоне лесостепи сёла более многолюдные, расположенные возле речных долин. В степях сёла иногда тянутся вдоль рек по нескольку километров. А в Карпатах отдельные усадьбы разбросаны по склонам гор на значительном расстоянии друг от друга.
Самые большие города Украины – Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Запорожье, Львов и другие областные центры.
1. Практическая работа
Самостоятельная работа в тетради на печатной основе (с. 51, № 1)
Работа в парах
— Разгадайте кроссворд (М 2).
VII. Итог урока (слайд 7)
Игра «Чистая доска» (интерактивная технология)
- Каков состав населения Украины?
- Государственный язык Украины?
- Сколько административных областей в Украине?
—Какие большие города Украины вы знаете?
— Какая республика входит в состав Украины?
— Какова численность населения Украины?
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст учебника (с. 138-140), отвечать на вопросы к тексту.
Творческое задание ***
* нарисовать плакат под названием «Сохраним природу Украины вместе!»
* устное - сообщение «Как мы оберегаем природу своей малой родины?»