Просмотр содержимого документа
«Килограмм - единица массы.»
Открытый урок по математике
Учитель: Парамонова Л. А.
Тема урока: Килограмм
Цели урока: исследовать представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, исследовать освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Личностные результаты
1) формировать способность оценивать собственные математические знания и умения
2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
4) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать учебную задачу
оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля
совместно с учителем составлять план решения задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии)
3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
4)перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
4) строить осознанно высказывание в устной форме
Предметные результаты
1) научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе
2) научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу
3) развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи
4) грамотно использовать в речи математические термины и понятия
Ход урока
1.Оргмомент
- Доброе утро ребята!
- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)
- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)
- Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными. Словарь Ожегова.
А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.
2. Разминка. Настрой на урок.
- Перед началом исследования проведём разминку.
Какой месяц? (Февраль)
Какое время года? (зима)
Какой день недели? (пятница)
А какой сегодня праздник? (9 февраля – День гражданской авиации)
Что такое гражданская авиация? (Воздушные средства передвижения, воздушный флот.)
Что относится к гражданской авиации? ( Самолеты, вертолеты)
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по математическим островам.
Пристегнулись покрепче и полетели….
(На доске карта с математическими островами. Самолет)
3. Фронтальная работа. Первый остров – повторение.
А) Минутка чистописания
Какое сегодня число? ( 9). Прописываем.
Наверху рисуй кружок, Вниз – дугу наискосок.
Начинай писать с кружка, Да не делай уголка.
У девятки нет углов: Круг, дуга – знак готов!
Что вы знаете о числе 9? (нечетное, однозначное число, соседи 8 и 10, состав чисел 4 и 5, 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6 )
б) Математический диктант
- Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9) - запишите число, которое на 1 меньше 7. (6) - 9 уменьшить на 2. Записать(7)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3) - 5 увеличить на 3.(8)
Проверка. Оценка. Самолетик.
4.Проблемная ситуация. Открытие нового материала.
А) - Летим, ребята, дальше. И наш новый остров как называется? (Новый материал). Второй остров - Новый
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые).
?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?
(Затруднение??? или предположения???)
Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки)
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- А как же называется такое свойство предметов?
Введение понятия «масса»
На доске выставляется слово МАССА.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? ( Двойная буква с). Сколько здесь слогов? ( 2)
Б) Введение инструмента для измерения массы.
Знакомство с весами.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
(На доску вывешивается слово «весы» )
- Давайте прочитаем это слово по слогам.
Сколько здесь слогов? (2)
Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
Цели: исследовать единицу измерения массы – килограммом,
Исследовать применение килограмма в жизни.
Физкультминутка
Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии;
левая чаша весов опустилась;
правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
Использование электронного приложения Моро
5. Закрепление изученного материала
Третий - Остров решения задач. Работа с учебником
Что видите на рисунке? (Весы, гири.)
-Для чего нужны гири?
-Чтобы взвешивать массу на весах, где нет шкалы.
Составим задачу.
На одной чаше весов гиря 5 кг, на другой морковь и гиря в 1 кг. Определить массу моркови.
Что нужно, чтобы определить массу моркови?
5-1=4 кг Ответ: 4 кг.
Четвертый - Остров исследований. Карточка.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. - Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой , выберите и подчеркните товар.
Ананас 3кг, линейка 15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. -Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? -Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку по образцу
Оценивание .Самолетики.
Физминутка музыкальная « Самолет»
7.Остров «Решения примеров»
Карточки которые дети могут решить
Геометрический остров
Итог урока. Рефлексия.
Что мы исследовали? ( массу предметов)
Назовите единицу массы?( килограмм)
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры.
- Чему еще учились на уроке?
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
- Ребята, вам понравился наш урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами? На занятии кружка здоровья мы с вами пойдём в медицинский кабинет и измерим свой вес.
Нынче на уроке в классе Все узнали мы о массе. Знаем я, ты, он, она: Масса есть величина. И совсем это не сложно, И уже нельзя забыть, Что измерить массу можно, И, коль захотим, сравнить!