Конспект урока подготовила Дударева Надежда Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Калуги.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм».
Задачи:
+образовательные
- продолжить формирование понятия о массе;
- познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом;
- тренировать умение заменять крупные единицы измерения мелкими, выполнять обратную операцию.
- развивать умение решать задачи и составлять краткое её условие
- актуализировать знания о величинах и соотношении между единицами измерений длины;
+развивающие
УУД:
*личностные
- развитие смыслообразования в процессе выяснения значимости знаний о единицах массы.
*регулятивные
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- развивать контроль и самоконтроль при проверке заданий;
*познавательные
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умение извлекать информацию;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений;
+коммуникативные
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
+воспитательные
- воспитание аккуратности при работе в тетрадях.
Оборудование:
- учебник;
- презентация;
- программа «Измерение на рычажных весах»;
- различные этикетки продуктов с граммами.
Ход урока
1.Организационный момент
-Сейчас у нас урок математики.
- У вас на столе должны быть: учебник, тетрадь и пенал..
2.Актуализация знаний
- С какими единицами измерения вы работали?
-Перечислите их в порядке возрастания (мм, см, дм, м, км).
Вспомним их.(Слайд 2).
1см = 10 мм;
1дм = 10 см;
1 м = 10 дм;
1 м = 100 см;
1км = 1000 м = 10000 дм = 100000см = 1000000мм.
- Во сколько раз 1 мм меньше, чем 1 см? ( В 10 раз ,т.к 1 см – 10 мм)
- Во сколько раз 1 м меньше, чем 1 км? (В 1000 раз, т.к 1км = 1000 м)
Выразите в данных единицах измерения (Слайд 3):
Ученики выполняют самостоятельно
463 км = …м; (463000 м)
167000 м = …км; (167 км)
7 м 2 дм =… мм.(7200 мм)
3.Проверка домашнего задания
-Проверим домашнее задание на стр. 99 №7.
-Называем ответы примеров под буквой «а» в порядке возрастания. (Учитель спрашивает одного ученика)
396579 + 83624 = 480203 (2)
530217 – 482635 = 47582; (1)
2039455 + 82167 + 714305 = 2835927.(3)
- Проверим примеры под буквой «б».
(Опора на слайде 4: Нахождение произведения круглых чисел:
- выполняем умножение, не глядя на нули;
- приписываем в ответ справа столько нулей, сколько в обоих множителях.
7800 * 7 = 54600;(проговаривается учеником по опоре)
6800 * 90 = 612000;(только ответ)
820 * 800 = 656000;(только ответ)
95000 * 300 = 28500000. (проговаривается учеником по опоре)
- Проверим примеры под буквой «в» .
(Опора на слайде 5: Нахождение частного круглых чисел:
- отбрасываем поровну нули в делимом и делителе;
- выполняем деление;
- записываем результат.
2500 : 50 = 50; (проговаривается учеником по опоре)
3000 : 60 = 50; (только ответ)
20000 : 400 = 50;(только ответ)
35000 : 700 = 50.(проговаривается учеником по опоре)
- Заметили ли что-нибудь особенное, когда решали эти примеры? ( У примеров одинаковые ответы)
Перейдём к № 8.
- В каком из примеров у вас получился ответ 30? Что это за действие? (В 1-ом примере первым выполняется действие умножение 3 * 10 = 30);
- В каком примере и каким действием у вас получился ответ 80?Что это за действие? (Во 2-ом примере вторым действием выполняется умножение 8 * 10 = 80)
- Назовите окончательные ответы этих примеров. (В 1-ом примере ответ равен 35, во 2-ом примере ответ равен 80)
- Чем похожи эти примеры? (Числа и действия в примерах используются одни и те же.)
- А есть ли разница между ними? Какая? (Да. В порядке действий и ответах)
- Сделайте вывод. ( Числа и действия в этих примерах одни и те же, но порядок действий разный, от этого и ответ у примеров получился различный.)
4. Постановка проблемы
(Слайд 6 )
Мама купила полкилограмма масла и 800 г сарделек. Чему равна масса всей покупки?
- Как же решить эту задачу? (Предположения учащихся)
- Полкилограмма – сколько это? (500 г)
;– Что такое грамм? (Это единица измерения массы).
- Грамм - больше или меньше килограмма? (Меньше)
- Что можно купить, попросив взвесить 200 г, 300г? (Конфеты, печенье…)
- Итак, какая тема нашего урока?
-(Единицы массы. Грамм
- Итак, сегодня мы познакомимся с такой единицей измерения массы, как грамм
5.Сообщение нового материала
- Вспомним, что такое масса?
(Слайд 7)Масса – это величина, обозначающая степень тяжести предмета.
- Ребята, а для чего нам нужно знать единицы массы? (Чтобы знать массу предмета)
- Где в повседневной жизни вы уже встречались с измерением массы предметов? (В магазине при покупке продуктов)
- А как нам можно узнать массу предмета? (Взвесить)
– С помощью чего мы производим взвешивание? (Весов)
С давних времен люди испытывали необходимость знать вес разных предметов. Для этой цели были придумали весы.
Чтобы получить единицу веса ученые взвесили при определенных условиях воду. Полученная величина была названа килограммом и составляла 1000 грамм (от греческого «грамма» — надпись, обозначение).
(Слайд 8)Грамм – единица измерения массы меньше килограмма. (Показ этикеток продуктов)
Основной мерой массы является – килограмм. И вот так выглядит его эталон (Слайд: эталон килограмма).
(Слайд 9)А чтобы узнать вес того или иного предмета были изобретены весы. На сегодняшний день существует огромное количество видов весов.
Например, электронные весы. С помощью таких весов удобно измерять очень маленький вес.
Ручные пружинные весы.
-Как вы думаете, для чего нужны такие весы?
Рычажные весы чаще всего используют в торговле.
Вот такие совершенно разные весы придумали люди, чтобы взвешивать самые разные предметы.
- Как вы считаете, все ли предметы можно взвесить в килограммах?(Нельзя маленькие, легкие)
- Что можно взвешивать в граммах? (Ответы учащихся)
- Чаще всего, чтобы что-то взвесить в граммах используют аптечные весы. Их используют в аптеках для приготовления различных лекарств, чтобы правильно соблюдать дозировку того или иного вещества.
Сегодня мы подробно изучим новую единицу массы – грамм, с помощью которой мы как раз и сможем выразить вес маленьких предметов.
(Слайд 10)
Золотник (примерно равен 4 грамм)- старорусская единица измерения массы. Золотник использовался для взвешивания мелких, но дорогих товаров, драгоценных металлов. Предполагается, что слово «золотник» происходит от слова «златник»- названия монеты во времена правления князя Владимира Святославовича.
- Посмотрите на интерактивную доску. На ней изображены весы, это рычажные весы.
- Гири скольких граммов изображены с левой стороны? (1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100)
- Есть ещё маленькие грузики, которые весят меньше 1 грамма.
(Учитель вызывает желающего ученика к компьютеру)
- Положим на одну чашу весов гирю в 100 грамм, а на другую гири в 50, 20, 20 и 10 грамм. Что мы видим? (Весы в равновесии)
- Но ведь количество гирь на чашах весов разное.
- Почему же они в равновесии? (Потому что масса гири в 100 грамм равна сумме масс гирь в 50, 20, 20, 10 грамм, 50+20+20+10= 50)
5.Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встал. И на месте побежали.
6.Закрепление изученного материала
- Теперь откроем учебник на стр.101. Прочитаем, что выделено оранжевой рамкой. (Читает ученик)
- Открываем тетради.
- Записываем : 1 кг = 1000 г (Слайд 11).
(Слайд 12-13)
- Решим задачу, которую мы затруднились решить в начале урока.
Мама купила полкилограмма масла и 800 г сарделек. Чему равна масса всей покупки в килограммах?
- Записываем краткое условие.
Масса масла – полкилограмма
Масса сарделек –800 г
Масса всей покупки - ? кг
-Полкилограмма это сколько? (Если 1 кг = 1000 г, то полкилограмма равно 500 г, т.е 1000 : 2 = 500)
- Значит как найдём массу всей покупки? (500 + 800 =1300 г)
- Теперь переведём граммы в килограммы. Переведём 1300 г в кг. Сколько получилось? (1 кг 300 г)
- Записываем ответ
- Рассмотрим № 1 в учебнике.
- К нему прилагается иллюстрация.
-Что на ней изображено? (Изображены весы, на них кусочек сыра и гиря)
- Записываем краткое условие, Что мы напишем первое? (Масса сыра - 700 г.)
- Что мы напишем второе? (Масса гири - 1 кг)
- Какой поставлен вопрос в задаче? (Какие гири надо положить на первую чашку, чтобы весы были в равновесии?)
- Как запишем краткое условие того, что нужно узнать? (Масса гирь для равновесия - ?)
- Обратите ещё раз внимание на информацию в оранжевой рамке.
- Какие гири вы добавите на чашу весов к сыру, чтобы уравновесить весы? (3 гири по 100 г, 1 гирю по 200 г и 1 гирю по 100 г)
- Докажите, что гири, которые вы выбрали уравновесят весы (700+100+100+100=1000 г или 1 кг;
700+200+100=1000 г или 1 кг)
- Записываем любой ответ.
Подписываем №2
а) 4 кг = 4000 г (Учитель показывает на доске запись и объясняет)
- Для того чтобы килограммы преобразовать в граммы нужно знать, что в 1 кг 1000 г, поэтому выполняется действие умножение, значит 4 мы умножаем на 1000 получается 4000)
б) 39 кг = 39000 г (Учащиеся решают с комментированием)
в) 147 кг = 147000 г (Учитель вызывает к доске ученика)
г) 6 кг 628 г = 6628 г (Учитель показывает на доске запись и объясняет)
- Мы видим, что кроме килограммов в условии нам даны и граммы. Сначала мы переводим килограммы в граммы, а далее складываем полученные и данные в условии. Значит получается 6 кг = 6000 г; 6000 г + 628 г = 6628 г
д) 5 кг 200 г = 5200 г (Учащиеся решают с комментированием)
е) 5 кг 20 г = 5020 г (Учащиеся решают самостоятельно)
ж) 5 кг 2 г = 5002 г (Учитель вызывает к доске ученика)
- Подписываем № 3.
а) 6000 г = 6 кг (Учитель показывает на доске запись и объясняет)
- Теперь нам даны граммы и их нужно преобразовать в килограммы. Как вы думаете, как нужно действовать? ( Если 1 кг 1000 г, то 6000 г надо поделить на 1000 г получим 6 кг.)
в) 70000 г = 70 кг (Учащиеся решают с комментированием)
г) 920000 г = 920 кг г (Учащиеся решают самостоятельно)
д) 1000000 г = 1000 кг г (Учащиеся решают самостоятельно)
- Подписываем № 1 под буквой «б».
- Пишем краткое условие по аналогии с задачей № 1 .(Масса арбуза – 4 кг 800 г, Масса дыни – 5 кг, Масса гири (разница)- ?)
- Надо ли нам переводить что-то в граммы или в килограммы?(Да, 5 кг = 5000 г, 4 кг 800 г – 4800 г)
- Так как же мы решим эту задачу? (5000 г – 4800 г = 200 г)
- Какая же гиря нам нужна для равновесия? ( Гиря в 200 г)
- Записываем ответ.
Резерв
№ 9
- Обратим внимание на пункты таблицы. Дана по горизонтали масса гирь., а по вертикали масса предметов. Последний столбец - число гирь. Нужно мысленно уравновесить массу предметов гирями, выбрав нужные гири. Мы видим, что в первой строке масса предмета равна 26 г, гири нужные для равновесия: 1 гиря 20 г, 1 гиря 5 г и 1 гиря 1 г. Сложив граммы,мы получим 26 г. А всего использовали 3 гири, записывается число 3 в последний столбец.
-Выполняем это задание самостоятельно.
7.Домашнее задание (Слайд 14)
№ 6, № 7, № 10
8. Итог урока
- Что мы сегодня узнали на уроке? (познакомились с единицей массы: грамм и определили соотношение грамма и килограмма.)
- Что вызвало трудности?
- Что такое масса?
- Что такое грамм?
- Что вы запомнили о грамме из исторической справки?
- Какие виды весов вам знакомы?
- Сколько граммов содержится в 1 кг?
- В каких случаях мы используем измерения в граммах?