kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахское устное народное творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения для казахстанских школ с русским языком обучения. Наш урок посвящён устному народному творчеству казахского народа. Мы вспомним и повторим то, что изучили на уроках. Окунёмся в чудесный мир казахского народного фольклора. Работать будем в группах. За быстрый и правильный ответ группа получает карточку с изображением батыра на коне.Было дано опережающее задание. Урок способствует воспитанию глубокого уважения к казахскому фольклору, интереса, желания узнать больше о казахской литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казахское устное народное творчество. »

Урок литературного чтения.

Тема. Казахское устное народное творчество.


Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о таких видах казахс­кого фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, волшебные сказки.


Задачи: 1. Систематизировать знания о пословицах, поговорках, загадках, сказках.

2. Способствовать развитию логического мышления в разгадыва­нии ребусов, загадок, кроссвордов; развитию устной выразительной речи в инсценировании сказок; развитию фантазии и творчества.

3. Способствовать воспитанию глубокого уважения к казахскому фоль­клору, интереса, желания узнать больше об этом жанре литературы.


Оборудование: карточки с пословицами, листы бумаги и карандаши, кроссворд, ребусы.


1. Организационный момент


2. Сообщение цели урока.

Ребята, сегодня наш урок посвящён устному народ­ному творчеству казахского народа. Мы вспомним и повторим то, что изучили на уроках; окунемся в чудесный мир казахского народного фольклора. Работать будем в группах, каждая группа получит задания. Надеюсь все группы будут выполнять все задания без ошибок, быстро и инте­ресно. А оценивать будем так: за быстрый и правильный ответ команды полу­чат карточку с изображением батыра на коне. В конце урока мы подсчитаем количество карточек в каждой команде.

Итак, начинаем. Дома вы читали казахские народные сказки, под­готовили пословицы, загадки.


2. Обобщение и закрепление.

Задание №1

Рассказать, что такое устное народное творчество?

Представители ко­манд рассказывают об этом.

Устное народное творчество - это произведения, созданные кол­лективным творчеством народа, все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. В этих произведениях заключена мудрость многих поколений. К видам устного народного творчества относятся песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки, скороговорки, айтысы, сказы и сказания.

В каждом народном произведении - вера в правду и справедли­вость, торжество победы добра над злом. Народ смеется над глупымии жадными, богатыми и злыми. И с теплом относится к умным, наход­чивым героям.


Задание №2

Учащийся, получивший опережающее задание, рассказывает стихотворение:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Будь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья!


Учитель: Прочитайте пословицу на казахском языке, переведите и объясните смысл.


1.Жақсы сөз - жарым ырыс. Жақсы лебіз жанға тыныс.

Умные речи приятно и слушать.

2.Бір қарлығаш келгенмен жаз болмайды.

Одна ласточка не делает весны.

3.Істі тындыр, алаңсыз қыдыр.

Кончил дело - гуляй смело.


Учитель: Молодцы, ребята! Замечательные пословицы и вы правиль­но объяснили их смысл.


Задание №3.Собрать рассыпанные казахские пословицы и про­читать их.

1. Только делами благими рождается доброе имя.

2. Хотя ты друга нового найдешь, старый друг по-прежнему хорош.

3. Человека украшает не одежда, а знания.

4. Учись у мудреца и сторонись глупца.

5. Если не нашел счастья дома, не обретешь его и на чужбине.

6. Труд прославляет, лень с пути сбивает.


Учитель: К устному народному творчеству относятся и поговорки - маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление.


Задание №4 Каждой команде даются зашифрованные поговорки.

Кто первый расшифрует? (Ребусы изображены на магнитных досках)

1. Бросивший друга без друзей останется.

2. Одежда хороша новая, а друг старый.

3. Людская речь острей, чем меч.


Учитель: Какие вы умницы, выполнили очень сложное задание. А дальше вас ждет другое испытание, очень интересное - загадки. Что такое загадки?


Ученик: Загадка - краткое иносказательное образное, зачастую поэтичное описание предмета или явления, которые нужно отгадать; жанр фольк­лора, возникший в древности. Загадки имели магический смысл, были связаны с поверьями и обрядами, запрещавшими называть некоторые вещи своими именами. Это такое изображение предмета, которое нуж­дается в разгадке, истолковании.


Задание №5 Сейчас мы проверим, как вы умеете разгадывать загадки. Каждая группа получает конверт с 3 казахски­ми загадками. За 5 минут нужно их разгадать и зарисовать.

Был сначала дыни ломтик,

А потом уж целый круг.

Может, кто-нибудь припомнит,

С чем случилось это вдруг? (Луна.)


Черная корова стоит,

Красный теленок ее лижет. (Костер и котелок,)


Словно сахар, белый-белый,

Но никто его не ест.

С неба сыплет он несмело,

Но засыпан весь окрест. (Снег.)


У него две пары глаз.

С ним дружить –

Немало проку:

Все, что далеко от нас,

От него - неподалеку. (Бинокль.)


Души и языка нет,

А говорит разумно. (Книга.)


У одной мышки 2 хвоста. (Иголка и нитка.)


Трехглазый, одноногий,

Стоит у дороги.

Глазами моргает,

Всем помогает. (Светофор.)


Красна, сладка, душиста.

Растет низко, к земле близко. (Земляника.)


Белый баран ушел.

Черный остался. (День-ночь, зима-весна.)


Учитель: Внимание! Самая интересная часть! Назовите человека, героя казахских сказок, хитрого, умного, веселого? (Алдар Кесе)


Появляется Алдар Кесе. Здоровается, предлагает разгадать крос­сворд.

По горизонтали:

1. За кем гонялся сын хана Ольмес? (Сайга)

2. Что дали Сарсембаю за шкуру овцы? (Монетки)

3. Кто принимал облик золоторогой сайги? (Айбарша)

4. Как звали ведьму? (Жалмауыз)

5. Что за огонек увидел мальчик? (Костер)

6. Какой выкуп предлагал мальчик? (Камешки)


Учитель: Прочитайте слово, зашифрованное в вертикальной колонке? СКАЗКИ

Алдар Кесе: Сейчас мы поговорим о казахских народных сказках. Какие ассоциации возникают у вас со словом "сказка"? О каких сказ­ках здесь говорится?

- "Красавица Айбарша, живущая под луной", "Купленный сон".

- Какие это сказки?

- Волшебные.

- Что их объединяет?

- Герои - простые бедные люди, которые совершают добрые дела. Сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло.

- Какие сказки вы еще знаете, в которых главные герои - люди?

- "Добрый и злой", "Бедняк Ахмет и несправедливые советники хана".

- А что такое "сказка"?


Ученик: Сказка - один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или в стихах (реже), в которых идет речь о вы­мышленных событиях, иногда фантастического характера. Народные сказки - одна из самых древних и распространенных форм устного народного творчества у всех народов. По своему содержанию народ­ные сказки очень разнообразны- волшебные, бытовые, о животных, бо­гатырские и т.д. Сказка преследует либо поучительные цели, либо ска­зывается для развлечения слушателей - взрослых и детей.


Задание №6 Сейчас каждая группа будет инсценировать отрывки из разных сказок. Задача других групп: определить, из какой сказки отрывок, назвать всех героев, кратко пересказать содержание.


*** Поехали богатые советники искать вора и первым делом броси­лись на базар. Взяли они Ахмета и повели к хану.

- Вот, - кричали они, - вор, укравший твоих баранов! Выслушал их хан и сказал:

- Вы не только скупы и жадны, но и несправедливы. Не крал он никаких баранов. А вот ваше "милосердие", - и он вынул чашечку про­са и кусочек хлеба. - Вы не только не накормили его, но даже ночевать не пустили.

("Бедняк Ахмет и несправедливые советники хана".)


*** Однажды, когда Сарсембай пас отару, выскочил из-за кустов волк и говорит:

- Дай барана! Не дашь одного - задеру 10.

- Но ведь отара не моя. Бай убьет меня за убыток.

- Иди к баю, проси для меня барана.

Пошел сирота к хозяину, рассказал ему обо всем. Выслушал бай и говорит:

- Завяжи волку глаза платком. Какого барана ухватит, тот и его. ("Купленный сон")


*** - Дети мои, - сказал старик, - я друг хана Курдуса, сторожу этот город. Сейчас я должен удалиться, но через 40 дней вернусь. А вы подождите меня, гуляйте, отдыхайте, но только не заходите вон в тот золотой дворец.

Прошло несколько дней. Друзья обошли весь город, все сады. И тогда ханский сын сказал:

- Верно ли будет, если мы так и не узнаем, что в этом золотом дворце? Здесь какая-то тайна, и нам надо ее открыть.

("Красавица Айбарша, живущая под луной")


Учитель: Спасибо всем, кто так быстро и инте­ресно передали нам содержание сказок. А какие сказки о животных вы читали? ("Черепаха", "Медведь и комар")


Задание №7 А теперь веселое задание: Вы сами будете в роли сказителей.

Внимательно слушайте друг друга.

Продолжить содержание, придумать очень веселую и смеш­ную сказку-небылицу. Алдар-Кесе будет начинать, а вы продолжите.


Алдар –Касе: Сказку сказывать пора:

Козочка была пестра,

А фазаны красными,

Ну, а перья на хвосте

Длинными да разными.

Как-то на свою беду

Сел фазан на гладком льду:

Ноженьки разъедутся

И никак не съедутся...


1. Купила Лиса себе модные сапожки ...

2. Надоело Сове спать днем, и она ...

3. Пришел однажды Волк к Зайцу и говорит: ...

Дети выслушивают сказки-небылицы.


4. Итог: Подсчитывают коли­чество карточек в каждой команде, объявляют результаты.

Алдар Кесе всем участникам вручает книжки с пословицами и загадками.


Учитель: Вот и закончился наш урок, я надеюсь что вы не только вспомнили, что знали об устном народном творчестве казахского наро­да, но и узнали много нового, полезного для себя.

- Вы были молодцы! Всем спасибо!


5 Рефлексия. Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно… Я понял, что…

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни…

Трудно было…

Я почувствовал… Я научился …

Я смог …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Казахское устное народное творчество.

Автор: Малюжец Валентина Николаевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытый урок: " Устное народное творчество " "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "140498"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Сценарий  проведения КВН на тему "Устное народное творчество и традиции казахского народа" работа с дошкольниками"
    ["seo_title"] => string(124) "stsienarii-proviedieniia-kvn-na-tiemu-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-i-traditsii-kazakhskogho-naroda-rabota-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "308488"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458585748"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок-практикум по устному народному творчеству в форме экономической  игры «Биржа знаний»"
    ["seo_title"] => string(82) "urokpraktikumpoustnomunarodnomutvorchiestvuvformieekonomichieskoiighrybirzhaznanii"
    ["file_id"] => string(6) "302202"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457088437"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему «Природа в устном народном творчестве»"
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_na_temu_priroda_v_ustnom_narodnom_tvorchestve"
    ["file_id"] => string(6) "484917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541933756"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок на тему: Устное народное творчество казахского народа "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-na-tiemu-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "125803"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415049784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства