Тема «Природа в устном народном творчестве»
Цели обучения:
5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора, определять тему;
5.1.4.1- определять основную мысль текста на основе вопросов;
5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей;
5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу
Цель урока: Обеспечить формирование интереса к изучению русского языка.
Навыки использования ИКТ На данном уроке ИКТ не используется
I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.Деление на 2 группы.
II. Актуализация знаний.
Учитель предлагает послушать загадку и отгадать, о чем будет идти речь на данном уроке.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица:
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
, (Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока
Г. Группам дается задания.
1 задание: Прочитать тексты о загадках, пословицах, поговорках и составляют кластеры.
1 группа: Загадки, пословицы, поговорки, сказки - это произведения фольклора - устного народного творчества (халық ауыз эдебиеті).
В загадке называется не сам предмет, о котором загадка, а другой, похожий на него; рисуются яркие признаки того предмета, о котором загадка, по которым его можно узнать.
Например: Льётся речка — мы лежим, лёд на речке — мы бежим.
2 группа: Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Пословицы содержат народную правду о жизни, о людях. В них ценятся дружба, ум, трудолюбие, мастерство человека, высмеиваются лень, ложь и др.Сравните: Не спеши языком — а торопись делом. Поговорка - это яркое и меткое народное выражение.
В ней даётся оценка человеку, его поступкам, событиям.
Например, о хороших друзьях говорят: Их водой не разольёшь; живут душа в душу.
2 задание:
1 | 2 |
1. Выпишите загадки и отгадайте их. | 1. Выпишите пословицы и поговорки. |
2. Как на родном языке звучат сова-отгадки? | 2. Объясните устно, чему учит каждая пословица и поговорка. |
3 задание: Работа в группах. Найдите в каждом тексте пословицы. Подготовьте устное сообщение о них, раскрыв их смысл. Дополните полученный текст информацией о казахских пословицах, посвящённых зимним месяцам. Составьте 2 «тонких» вопроса к тексту. (Деятельность учащихся) Поисковое чтение текста о происхождении слова декабрь, январь, февраль. Учитель на базе текста о зимних месяцах использует прием
«Атака вопросами.
А. Название декабрь родственно слову дециметр. Оба эти слова образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году. В декабре солнце поворачивает на лето и зима на мороз. «Декабрь год кончает, зиму начинает» - говорит пословица. Б. В старину на Руси январь называли сечень, так как он рассекает (делит) зиму на две половины. Древние римляне назвали этот месяц Януарис в честь Януса - бога солнца и счёта. На пальцах правой руки Януса было написано число 300, на пальцах левой - число 65. 365 - это общее число дней в году. Январь, по пословице, - году начало, зиме серёдка. В. Название месяца февраль - латинское по происхождению. В Древнем Риме он заканчивал год, поэтому в конце месяца устраивался большой праздник, на котором римляне приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца. А древнерусское его название - лютый. Ведь в феврале стоят лютые (жестокие, свирепые) морозы, метут метели, выпадает много снега. Русская пословица говорит: «Вьюги да метели под февраль полетели».
(К)Речевая разминка. Попробуйте проговорить скороговорки в быстром темпе.
1. Подарили Вареньке валенки,
Валеньке - варежки,
Саньке - санки,
Сеньке - что и Саньке.
2. Вёз на горку Саня за собою
сани. Ехал с горки Саня,
а на Сане сани.
IV. Закрепление изученного материала.
(К.,И) Подскажите словечко!
- Крепкую дружбу и топором не (?).
- Откладывай безделье, да не откладывай (?).
- Не рой другому яму -сам (?).
- Правда в огне не горит и в воде не (?).
(Г) Прочитайте текст. Попробуйте превратить его в загадку. Обратите внимание, с чем сравнивается снежинка, какие её признаки называются. Запишите свою загадку.
Посыпались с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами. Снежинки лепятся друг к другу, хлопьями ложатся на землю.
(К) Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки и переведите их на родной и английский языки.
- Сам не бежит, а стоять не велит.
- Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
- На всех садится, никого не боится. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.
- Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки - над миром пушинки.
(Г).Вспомните пословицы по трём словам.
- Камень, лежачий, вода.
- Волк, лес, смотрит.
- Слово, воробей, не поймаешь.
- Труд, рыбка, пруд.
- Два зайца, погонишься.
- Труд, лень, портит.
(К)Спишите пословицы. Объясните их смысл. Придумайте. Спишите пословицы. Объясните их смысл. Придумайте и опишите устно ситуации, в которых можно было бы их использовать.
1) Не было бы снегу, не было бы следу. 2) Много снега - много хлеба, много воды - много травы. 3) Готовь сани летом, а телегу -весной. 4) Любишь кататься - люби и саночки возить.
(К) (Деятельность учащихся)Ученики прочитают рассказ и ответят на вопрос в тексте.
Семеро одного не ждут
Как-то раз мы всем классом собрались в поход. Все ребята пришли, а Санжара не было. Мы его подождали немного, но не дождались, пошли в поход без него. На другой день все весело делились впечатлениями о походе. Один Санжар молчал. Ему стало завидно. «Почему вы меня не подождали?» - спросил он. Как мы ему ответили?
Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.
Составление синквейна к слову пословица.
Подведение итогов.
Ф Учитель предлагает оценить свою работу по схеме:
Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете применять для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.
Учитель анализирует листы рефлексии. После урока можно поговорить с некоторыми учениками и услышать «Голос ученика».
Вопросы:
- Как ты себя чувствовал на уроке?
- Все ли слова понятны на русском языке?
- Что нужно сделать мне, чтобы ты чувствовал себя уверенно на уроке?
-Чью поддержку ты чувствовал на уроке?