kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Природа в устном народном творчестве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  «Природа в устном народном творчестве»

Цели обучения:

5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора, определять тему;

5.1.4.1- определять основную мысль текста на основе вопросов;

5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей;

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу

Цель урока: Обеспечить формирование интереса к изучению русского языка.

Навыки использования ИКТ На данном уроке ИКТ не используется

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.Деление на  2 группы.

II. Актуализация знаний.

Учитель предлагает послушать загадку и отгадать, о чем   будет идти речь на данном уроке.

 Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица:

 Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

, (Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока

Г. Группам дается задания.

1 задание: Прочитать тексты о загадках, пословицах, поговорках и составляют кластеры.

1 группа: Загадки, пословицы, поговорки, сказки - это произведе­ния фольклора - устного народного творчества (халық  ауыз эдебиеті).

В загадке называется не сам предмет, о котором загадка, а другой, похожий на него; рисуются яркие признаки того предмета, о котором загадка, по которым его можно узнать.

Например: Льётся речка — мы лежим, лёд на речке — мы бежим.

2 группа: Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее по­учительный смысл. Пословицы содержат народную правду о жизни, о людях. В них ценятся дружба, ум, трудолю­бие, мастерство человека, высмеиваются лень, ложь и др.Сравните: Не спеши языком — а торопись делом. Поговорка - это яркое и меткое народное выражение.

 В ней даётся оценка человеку, его поступкам, событиям.

На­пример, о хороших друзьях говорят: Их водой не разольёшь; живут душа в душу.

2 задание:

1

2

1. Выпишите загадки и отгадайте их.

1. Выпишите пословицы и поговорки.

2. Как на родном языке звучат сова-отгадки?

2. Объясните устно, чему учит каждая пословица и поговорка.

3 задание: Работа в группах. Найдите в каждом тексте пословицы. Подготовьте устное сообщение о них, раскрыв их смысл. Дополните полученный текст информацией о казахских пословицах, посвящённых зимним ме­сяцам. Составьте 2 «тонких» вопроса к тексту.                         (Деятельность учащихся) Поисковое чтение текста о происхождении слова декабрь, январь, февраль. Учитель на базе текста о зимних месяцах использует прием 

«Атака вопросами.

 А. Название декабрь родственно слову дециметр. Оба эти слова образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году. В декабре солнце поворачивает на лето и зима на мороз. «Декабрь год кончает, зиму начинает» - говорит пословица.                                                                           Б. В старину на Руси январь называли сечень, так как он рассекает (делит) зиму на две половины. Древ­ние римляне назвали этот месяц Януарис в честь Януса - бога солнца и счёта. На пальцах правой руки Януса было написано число 300, на пальцах левой - число 65. 365 - это общее число дней в  году. Январь, по пословице, - году начало, зиме серёдка.                             В. Название месяца февраль - латинское по происхождению. В Древнем Риме он закан­чивал год, поэтому в конце месяца устраи­вался большой праздник, на котором римля­не приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца. А древ­нерусское его название - лютый. Ведь в фев­рале стоят лютые (жестокие, свирепые) мо­розы, метут метели, выпадает много снега. Русская пословица говорит: «Вьюги да мете­ли под февраль полетели».                                                                          

(К)Речевая разминка. Попробуйте проговорить скороговорки в быстром темпе.

1.   Подарили Вареньке валенки,
Валеньке - варежки,
Саньке - санки,

Сеньке - что и Саньке.

2.   Вёз на горку Саня за собою
сани. Ехал с горки Саня,

а на Сане сани.

IV. Закрепление изученного материала.

(К.,И) Подскажите словечко!

  1. Крепкую дружбу и топором не (?).
  2. Откладывай безделье, да не откладывай (?).
  3. Не рой другому яму -сам (?).
  4. Правда в огне не горит и в воде не (?).

(Г) Прочитайте текст. Попробуйте превратить его в загадку. Обратите внимание, с чем сравнивается снежинка, какие её признаки называются. Запишите свою загадку.     

          Посыпались с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами. Снежинки лепятся друг к другу, хлопьями ложатся на землю.

(К)  Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки и переведите их на родной и английский языки.

  1. Сам не бежит, а стоять не велит.
  2. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
  3. На всех садится, никого не боится. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.
  4. Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки - над миром пушинки.

(Г).Вспомните пословицы по трём словам.

  1. Камень, лежачий, вода.
  2. Волк, лес, смотрит.
  3. Слово, воробей, не поймаешь.
  4. Труд, рыбка, пруд.
  5. Два зайца, погонишься.
  6. Труд, лень, портит.

(К)Спишите пословицы. Объясните их смысл. Придумайте. Спишите пословицы. Объясните их смысл. Придумайте и опишите устно ситуации, в которых можно было бы их использовать.

 1) Не было бы снегу, не было бы следу. 2) Много снега - много хлеба, много воды - много травы. 3) Готовь сани летом, а телегу -весной. 4) Любишь кататься - люби и саночки возить.                                              

(К) (Деятельность учащихся)Ученики прочитают рассказ и ответят  на вопрос в тексте.

                     Семеро одного не ждут

Как-то раз мы всем классом собрались в поход. Все ребята пришли, а Санжара не было. Мы его подождали немного, но не дождались, пошли в поход без него. На другой день все весело делились впечатлениями о походе. Один Санжар молчал. Ему стало завидно. «Почему вы меня не подождали?» - спросил он. Как мы ему ответили?

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Составление синквейна к слову пословица.

Подведение итогов.

Ф Учитель предлагает оценить свою работу по схеме:

Оценивание 

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете применять для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Учитель анализирует листы рефлексии. После урока можно поговорить с некоторыми учениками и услышать «Голос ученика».

Вопросы:

- Как ты себя чувствовал на уроке?

- Все ли слова понятны на русском языке?

- Что нужно сделать мне, чтобы ты чувствовал себя уверенно на уроке?

-Чью поддержку ты чувствовал на уроке?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Природа в устном народном творчестве»»

Раздел: Климат и природа

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя:


Класс: 5 "____" класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

7 урок Тема «Природа в устном народном творчестве»

Цели обучения:

5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора, определять тему;

5.1.4.1- определять основную мысль текста на основе вопросов;

3.1- соблюдать орфоэпические нормы;

5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей;

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Отгадывать загадки, предложенные в учебнике;

правильно употреблять существительные с прилагательными;

передавать события, соблюдая последовательность;

участвовать в диалогах;

находить в предложении прилагательные и записывать их;

оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия.

Большинство учащихся смогут:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными в единственном числе;

составлять предложения, используя данные слова;

подготовить сообщения о пословицах, дополняя казахскими пословицами;

составлять «тонкие» вопросы к тексту;

;

Некоторые учащиеся смогут:

переделывать предложенные предложения в загадки;

проговаривать скороговорки;

придумывать и описывать ситуации, о которых речь идет в пословицах;

Языковая цель

Полиязычие:

Загадка-жұмбақ, поговорка-мәтел,пословица-мақал,

Основные термины и словосочетания

Тройка, красивее;

Цель урока:

Обеспечить формирование интереса к изучению русского языка.

Привитие ценностей

Прививание любви к устному народному творчеству.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: казахский язык, познание мира

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ не используется

Предварительные знания

Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста, используя глаголы нужного времени.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.Деление на 2 группы.

II. Актуализация знаний.

Учитель предлагает послушать загадку и отгадать , о чем будет идти речь на данном уроке.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица:

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

, (Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока.

Учебник. Часть 1





Страница 23

Середина урока

Г. Группам дается задания.

1 задание: Прочитать тексты о загадках, пословицах, поговорках и составляют кластеры.

1 группа: Загадки, пословицы, поговорки, сказки - это произведе­ния фольклора - устного народного творчества (халық ауыз эдебиеті).

В загадке называется не сам предмет, о котором загадка, а другой, похожий на него; рисуются яркие признаки того предмета, о котором загадка, по которым его можно узнать.

Например: Льётся речка — мы лежим, лёд на речке — мы бежим.

2 группа: Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее по­учительный смысл. Пословицы содержат народную правду о жизни, о людях. В них ценятся дружба, ум, трудолю­бие, мастерство человека, высмеиваются лень, ложь и др.Сравните: Не спеши языком — а торопись делом. Поговорка - это яркое и меткое народное выражение.

В ней даётся оценка человеку, его поступкам, событиям.

На­пример, о хороших друзьях говорят: Их водой не разольёшь; живут душа в душу.

2 задание:

1

2

1. Выпишите загадки и отгадайте их.

1. Выпишите пословицы и поговорки.

2. Как на родном языке звучат сова-отгадки?

2. Объясните устно, чему учит каждая пословица и поговорка.

3 задание: Работа в группах. Найдите в каждом тексте пословицы. Подготовьте устное сообщение о них, раскрыв их смысл. Дополните полученный текст информацией о казахских пословицах, посвящённых зимним ме­сяцам. Составьте 2 «тонких» вопроса к тексту. (Деятельность учащихся) Поисковое чтение текста о происхождении слова декабрь, январь, февраль. Учитель на базе текста о зимних месяцах использует прием «Атака вопросами.

А. Название декабрь родственно слову дециметр. Оба эти слова образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году. В декабре солнце поворачивает на лето и зима на мороз. «Декабрь год кончает, зиму начинает» - говорит пословица. Б. В старину на Руси январь называли сечень, так как он рассекает (делит) зиму на две половины. Древ­ние римляне назвали этот месяц Януарис в честь Януса - бога солнца и счёта. На пальцах правой руки Януса было написано число 300, на пальцах левой - число 65. 365 - это общее число дней в году. Январь, по пословице, - году начало, зиме серёдка. В. Название месяца февраль - латинское по происхождению. В Древнем Риме он закан­чивал год, поэтому в конце месяца устраи­вался большой праздник, на котором римля­не приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца. А древ­нерусское его название - лютый. Ведь в фев­рале стоят лютые (жестокие, свирепые) мо­розы, метут метели, выпадает много снега. Русская пословица говорит: «Вьюги да мете­ли под февраль полетели». (К)Речевая разминка. Попробуйте проговорить скороговорки в быстром темпе.

1. Подарили Вареньке валенки,
Валеньке - варежки,
Саньке - санки,

Сеньке - что и Саньке.

2. Вёз на горку Саня за собою
сани. Ехал с горки Саня,

а на Сане сани.

IV. Закрепление изученного материала.

(К.,И) Подскажите словечко!

  1. Крепкую дружбу и топором не (?).

  2. Откладывай безделье, да не откладывай (?).

  3. Не рой другому яму -сам (?).

  4. Правда в огне не горит и в воде не (?).

(Г) Прочитайте текст. Попробуйте превратить его в загадку. Обратите внимание, с чем сравнивается снежинка, какие её признаки называются. Запишите свою загадку.


Посыпались с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами. Снежинки лепятся друг к другу, хлопьями ложатся на землю.

(К) Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки и переведите их на родной и английский языки.

  1. Сам не бежит, а стоять не велит.

  2. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

  3. На всех садится, никого не боится. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.

  4. Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки - над миром пушинки.

(Г).Вспомните пословицы по трём словам.

  1. Камень, лежачий, вода.

  2. Волк, лес, смотрит.

  3. Слово, воробей, не поймаешь.

  4. Труд, рыбка, пруд.

  5. Два зайца, погонишься.

  6. Труд, лень, портит.

(К)Спишите пословицы. Объясните их смысл. Придумайте. Спишите пословицы. Объясните их смысл. Придумайте и опишите устно ситуации, в которых можно было бы их использовать.

1) Не было бы снегу, не было бы следу. 2) Много снега - много хлеба, много воды - много травы. 3) Готовь сани летом, а телегу -весной. 4) Любишь кататься - люби и саночки возить. (К) (Деятельность учащихся)Ученики прочитают рассказ и ответят на вопрос в тексте.

Семеро одного не ждут

Как-то раз мы всем классом собрались в поход. Все ребята пришли, а Санжара не было. Мы его подождали немного, но не дождались, пошли в поход без него. На другой день все весело делились впечатлениями о походе. Один Санжар молчал. Ему стало завидно. «Почему вы меня не подождали?» - спросил он. Как мы ему ответили?

Учебник. Часть 1

Флипчарты, маркеры
















Стр. 24






Стр. 24








Стр. 25

























































Стр. 26



Конец урока


Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

Составление синквейна к слову пословица.

Подведение итогов.

Ф Учитель предлагает оценить свою работу по схеме:

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …


УС.Подберите и запишите 5 пословиц на одну из тем: «Дружба», «Труд», ■ «Человек и его характер», «Родина». 2*. Подготовьте устный рассказ по одной пословице.

Учебник. Часть 1


Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете применять для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.


Детям можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.

Детям, допускающим отклонения от каллиграфических норм, можно предложить дополнительный рабочий лист.

Детям, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Учитель анализирует листы рефлексии. После урока можно поговорить с некоторыми учениками и услышать «Голос ученика».

Вопросы:

- Как ты себя чувствовал на уроке?

- Все ли слова понятны на русском языке?

- Что нужно сделать мне, чтобы ты чувствовал себя уверенно на уроке?

-Чью поддержку ты чувствовал на уроке?

Физкультурная минутка.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему «Природа в устном народном творчестве»

Автор: Сапаргалиева Каламкас Муратбаевна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Устное народное творчество на Дону « Сказка  Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-donu-skazka-taniusha-i-machiekha-konspiekt-uroka-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161973"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422290978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-niebie-viechnosti-svierkai-pushkin-i-tukai"
    ["file_id"] => string(6) "126118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415117166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока русской литературе на тему В.Катаев. "Цветик-семицветик""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokarusskoilitieraturienatiemuvkataievtsvietiksiemitsvietik"
    ["file_id"] => string(6) "290397"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454948952"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-kakiie-slova-otviechaiut-na-vopros-kto-a-kakiie-na-vopros-chto"
    ["file_id"] => string(6) "137325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417337542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства