Учебные материалы: ПК, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CDpc), А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
У. Отгадайте загадки: (слайды 4-7)
1.Муравей:
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица).
2. Мудрая черепаха:
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... (синичка).
3. Муравей:
Серый маленький комочек
- Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш ...(воробей)
4. Мудрая черепаха:
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...(стриж).
У. О ком были загадки?
Д. О птицах.
У. Вспомните, кого называют птицами?
Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
У. На какие группы можно разделить птиц из загадок? (I - домашние и дикие; II - перелётные и зимующие).
III.Cамоопределение к деятельности.
У. Догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Д. Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. (Ответы детей).
IV.Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя, демонстрация презентации.
У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод. (слайд 8)
2. Рассказ учителя, продолжение демонстрации презентации.
У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. (слайды 9-10).
(Дети читают стихотворения).
У: Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробьи держатся ближе остальных птиц к жилью людей. Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряют гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.
Сорока — всеядная птица. В зимнем лесу можно услышать, как щебечут синички, пищухи, поползни, сойки, стучит дятел. Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.
Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель “сви-ри-ри-ри-ри” напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.
Снегирь-самец — красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами. Поползень. Верх головы серый, брюхо белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спина голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, хвост короткий. Живет в лесах, парках, садах со старыми деревьями. Питается насекомыми, семенами, желудями и орехами. Кормится на стволах деревьев, двигаясь вниз головой, достает мелких насекомых из трещин коры. Запасает на зиму семена в трещинах коры. Посещает кормушки, в парках может брать корм с ладони. Большие синицы находят в складках древесной коры убитых морозом насекомых. К зимним стаям больших синиц присоединяются другие виды синиц, пищухи и поползни. Песенка синицы — признак приближения весны. Услышать её можно в первый солнечный день февраля. (слайды 11-23).
V. Физкультминутка.
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Показ видеоролика про птиц. (эл.приложение к учебнику).
Выполнение задания.
№1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями).
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа.
У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать. (слайды 24-25).
1. Муравей:
...Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...
2. Мудрая черепаха:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.
Д. Птицам зимой трудно, голодно.
У. Отгадайте загадку.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)
Муравей читает стихотворение.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
У. Что делают люди, чтобы помочь птицам пережить холода?
Д. Делают кормушки и подкармливают птиц.
Продолжение демонстрации презентации 27-28 слайды.
У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку ?(Ответы детей).
3. Беседа.
У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать?
Д. Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку. (слайд 29).
У. Любой ли корм можно давать птицам? Какой корм подходит для птиц? (Ответы детей).
VII. Рефлексия.(звучит музыка –щебет птиц).
1. Собрать пазл. (картинки птиц)
2. Составить слова из слогов.(названия птиц).
3. Работа с тестами (эл.приложенние).
Учащиеся по очереди выполняют задания: А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.
У. Оцените свои достижения. (Ученики показывают смайлик).
VIII. Итог.
У. Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить: