Урок окружающего мира-1 класс
Тема: Как зимой помочь птицам?
Цели: Познакомить с зимующими птицами нашего края.
Расширить представления детей о жизни зимующих птиц.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»-1 класс, рабочая тетрадь.
Видеофрагмент о птицах
Презентация «Птицы зимой» Картинки птиц.
Кормушки для птиц. Раздаточный материал: семена для птиц.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Встали, подровнялись, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу
Тут воробышки, синички
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу! В добрый час!
Ребята, посмотрите внимательно на экран. О ком сегодня пойдет речь на уроке?
Дети: О птицах.
Учитель: Прочитайте тему урока
Дети: Как зимой помочь птицам?
2. Тема урока.
Учитель: Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Давайте на минуту представим себе, что мы в лесу
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
(К доске выходят дети в шапочках птиц)
Сценка.
Журавль: Здравствуй, скворушка!
Скворец: Что ты такой печальный?
Журавль: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Какой -то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а потом зима, какой-то трескучий мороз.
Может быть это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Везде одно лето.
Учитель: Ребята, а почему скворец и журавль утверждают, что нет на земле зимы?
Дети : Потому что они перелетные. На зиму они улетают
(На экране запись)
Птицы
Перелетные зимующие
(Стук в дверь)
Учитель: Кто там?
Голос за дверью. Вам письмо!
(Учитель читает письмо)
СОС! СОС!СОС! Спасите от смерти! На помощь!
Кто послал ее?
Дети: Птицы
Учитель: Чтобы им помочь, надо знать какие у нас зимуют птицы?
Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.
Погода замечательная. Мороз и солнце.
День чудесный! В лесу тихо.
Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
(Показ слайдов)
1.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
2. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица (воробей)
3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Жители добрых еловых лесов
Даже в морозы выводят птенцов.( клесты)
5.Черный жилет,
Красный берет.
Нос- как топор,
Хвост, как упор.(дятел)
Учитель: А еще каких птиц вы встречали зимой?
Дети: Сороку, ворону, голубей, свиристелей, поползней
3.Работа с учебником с.54
Учитель: Рассмотрите рисунок. Какие птицы прилетели?
Задание: Раскрась птиц.
Учитель: Когда птицы нуждаются в заботе человека
Дети: Зимой
Учитель: Почему?
Дети: Им трудно достать корм
Учитель: Отгадайте, как мы им можем помочь?
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка)
Дети: Можно сделать кормушки
Учитель: А кто уже сделал кормушки?
(Дети поднимают руки)
Учитель : Посмотрите на слайд.
Вот такие еще можно изготовить кормушки для птиц.
4.Работа по учебнику с.55
Рассмотрите кормушки в учебнике
Задание:
Закрась кружки красным карандашом тех птиц, которые прилетают к твоей кормушке
5.Работа по учебнику с.55
Учитель: Каких птиц вы видите на нижнем рисунке?
Дети :Дрозды
Учитель: А у них какие столовые? Прочитайте текст.
Физминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
А.Барто.
6.Практическая работа
Учитель: Ребята, каким кормом можно подкармливать птиц?
Задание: Рассмотрите образцы семян, лежащих на парте в конверте.
Давайте посмотрим на таблицу чтобы знать, какие птицы что любят(слайд)
Семена для птиц
Подсолнечник
(все птицы) Овса
(овсянки, синицы) Арбуза
(синицы, поползни)
Пшена, проса
(воробьи, синицы) Тыквы, дыни, кабачков
(поползни, синицы, воробьи) Кедровых орешков
(поползни, дятлы)
Рябины, калины
(снегири, свиристели) Льна
(все птицы) Клевера
(воробьи, синицы)
Учитель: Теперь вы знаете чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Посмотрите сценку
Сценка
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята 1 класса птицам кормушки сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало ! До вечера семена раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое. У нас от соленого животы болят.
Клест: Остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, где калина? Где арбузные семечки?
Учитель: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
(Стихотворение читает ученик_
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.
Учитель: А когда птицы сыты, они и зимой петь могут.
Показ снегиря ( пение)
7. Итог урока
Учитель: Ребята, что нового о птицах вы узнали?
Какие птицы у нас остаются зимовать?
Когда вы придете домой, что сделаете первым делом?
Дети : Покормим птиц
Учитель: Я вам всем отдаю семена, чтобы вы покормили своих пернатых друзей. И на память о нашем уроке птиц.
Дополнительные задания:
1Игра «Узнай птицу»
( учитель показывает картинку птицы )
Задание:
1 ряд -называют птицу
2 ряд -называют зимующие или перелетные птицы.
3 ряд- чем надо кормить зимой эту птицу.
2. Игра «Кто больше назовет зимующих птиц»