(К) Создание положительного эмоционального настроя. – Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и морозно, а в нашем классе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу, делать это как можно чаще и дарить окружающим хорошее настроение! - Ребята, путешествие в космос, которое мы начали на прошлых уроках продолжается. Попробуйте отгадать загадку: (К) Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. (Земля.) - Что такое Земля? (Земля-это планета больших размеров ). -Какой формы Земля? (Земля имеет форму шара). - Правильно, ребята. Планета Земля очень большая. Как вы думаете, можно ли увидеть нашу планету полностью, находясь на ее поверхности? -Что нужно сделать, чтобы увидеть всю Землю? -Правильно ответить на наш вопрос поможет нам следующая загадка: (К) На нем уместилась вся наша Земля: Моря, океаны, леса и поля. И Северный полюс там тоже найдешь, А если захочешь - в руках унесешь. ( Глобус.) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Что такое глобус? Давайте поразмышляем. На что он похож? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? На какие вопросы бы хотели ответить? - Попытаемся ответить на все интересующие вас вопросы. - Сегодня на уроке мы будем в роли ученых- исследователей, нам предстоит изучить глобус, а активность, внимание, взаимопомощь будут залогом успешного выполнения данного задания. (Д) - Я предлагаю вам рассмотреть и назвать предметы, лежащие на столе, сравнить, чем они похожи на настоящие предметы и чем отличаются? (Высказывание предположений, например, этот игрушечный автомобиль – уменьшенная форма настоящего автомобиля, это кукла. Она тоже уменьшенная форма настоящего). Вывод: уменьшенная форма какого-либо предмета – это модель. (Г) - Ребята, любите ли вы играть с пазлами? - У каждой группы на столе есть именно такой пакетик. Попробуйте все вместе , сообща, собрать из них картинку. Что у вас получилось? (Земля в уменьшенной форме) (К, Г) Работа с иллюстрациями в учебнике. - Откройте учебники: стр. 59 - Рассмотрите иллюстрации. - Что изображено? Можно ли их назвать эти предметы настоящими? - Почему? Чем являются уменьшенные копии предметов? Рассмотрите модели предметов и перечислите их. Модели каких предметов вы ещё можете назвать? – Ребята, кто первый увидел Землю из космоса? Посмотрите, какой видят её космонавты из космоса. (Иллюстрации представлены на доске, фотография – в учебнике ) – Как вы считаете, видно ли всю Землю сразу? (Нет.) – Почему? (Она большая, и на одном фото со всех сторон ее невозможно показать.) – Как же нам увидеть такую большую Землю сразу, ведь мы не можем ее уменьшить? Выслушать детей, подвести их к выводу: для этого необходимо создать модель. Такой моделью является глобус — уменьшенная копия Земли. – Что такое модель? Прочитайте в Словаре учебника на с. 59. – Что означает слово «глобус»? (В переводе с латинского означает шар.) - Рассмотрите глобус. Почему глобус имеет форму шара? Вывод (совместно): Земля имеет форму шара, поэтому глобус в форме шара. - Научимся произносить слово глобус на казахском языке- жер шары и на английском - globe - Посмотрите , какие цвета есть на глобусе? – Какие цвета вы видите на нашей планете? (Голубой, белый, синий, коричневый.) – Что обозначает каждый цвет? (Голубой и синий – моря, океаны, озера; коричневый, жёлтый, зелёный – суша;) – Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды.) – А почему на снимке из космоса наша планета голубая? (Вода занимает больше половины земного шара.) (70%) -Почему воду на картах и моделях Земли окрашивают синим, а не зеленым или красным цветом? -А знаете ли вы, что первое кругосветное путешествие совершил мореплаватель Фернан Магелан. . Если бы Земля была плоской, то мореплаватели не смогли бы вернуться туда же, откуда начали путешествие. Именно это путешествие доказало, что Земля имеет форму шара. -А знаете ли вы, что есть наука, которая изучает особенности строения Земли, и многое другое, что касается нашей планеты называется Географией. А учёных называют географами. Просмотр видео (Г) – Ребята, как называется наша страна, где мы живём? - Найдите на глобусе Казахстан и на это место прикрепите флаг Казахстана. (К) Динамическая пауза. На ноге стоит одной, (стоим на одной ноге) Крутит-вертит головой. (круговые вращения головой) Нам показывает страны, (основная стойка, руки в стороны) Реки, (присев, волнообразные движения руками) горы, (стойка на носочках, потянулись вверх) океаны. (широко руки в стороны) Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! (К, Э) Практическая работа Задание 1 группы: Найдите на глобусе места, окрашенные синим цветом. Прикрепите к ним стикеры синего цвета. Задание 2 группы: Найдите на глобусе места, окрашенные жёлтым цветом. Прикрепите к ним стикеры жёлтого цвета. Задание 3 группы: Найдите на глобусе места, где могут проживать люди. Прикрепите к этим местам бумажные модели человечков. Защита проектов (Г,И)Экспериментальное моделирование. Учитель предлагает вылепить модель Земли. – Какого цвета пластилин вам понадобится? Почему? (Синий, так как на Земле большую часть занимают моря и океаны.) – Кроме них, что еще есть на планете? (Суша: поля, леса, горы.) – Как их можно изобразить на нашей модели? (Зелёным, желтым, коричневым цветами.) (И) Рефлексия. - Ребята, что вас удивило на уроке и то нового сегодня вы узнали? - Как вы думаете , всё ли о глобусе мы сегодня узнали на уроке? Мы сегодня поговорили и это всё что знают люди про глобус? Нет , совершенно верно, мы ещё многое не знаем. - А где мы это узнаем? В старших классах, на уроках географии. -А где ещё мы можем узнать дополнительную, интересующую нас информацию про глобус, землю, моря? Если мы будем работать с энциклопедиями. - Зачем и кому нужны глобусы? Они нужны, чтобы определять своё местоположение. Например, пилотам самолётов, космонавтам, чтобы знать, где они находятся в данный момент времени. Педагог просит учащихся оценить свою работу на уроке и выбрать смайлик Земли, с изображением разного настроения. Если ребёнок понимает тему и способен применить знания и умения, он выберает смайлик зелёного цвета, если цель достигнута частично – жёлтого, если цель не достигнута – красного. - А за что вы можете похвалить себя? - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку? |