kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Водные ресурсы крыма. вода как оксид гидрогена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в живой и неживой природе, в жизни человека.
Задачи урока.
•    Повторить географическую терминологию, номенклатуру, классы неорганических соединений, типы химических связей, массовую долю элементов в веществах.
•    Показать необходимость бережного отношения к водным ресурсам, роль каждого человека в решении экологических, экономических проблем гидросферы.
•    Совершенствовать логическое мышление и память.
Оборудование: презентация «Вода в природе и жизни человека», видеофильм, таблицы по химии, физический глобус,  минеральная вода, физическая карта Крыма.
На каждый стол группы: мензурка с водой, предметное стекло, стеклянная палочка. Фильтрование воды. Материал  для сборки модели молекулы воды 3 видов.
Каждой группе учащихся (4 группы):  карточки – задания ,  атлас 8 класс «География», контурные карты Крыма.
Ход урока.
1- 10  слайды (На фоне слайдов читается отрывок)
Учитель географии. «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… ты самое большое богатство на свете…». 
Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего  урока?
 Вы уже многое знаете о воде. Повторим эти сведения.
                Какую часть поверхности Земли занимает вода? (71%)
                 Какая бывает вода? (Речная, озерная…)
                  Каковы общие запасы воды? (1,4 млн. км3 – морская, 30 млн. км3 – пресная.)
                  Где сосредоточены эти запасы? (Работа по карте учащихся у доски)
              Как вы считаете Крым достаточно обеспечен водными ресурсами?

Учитель химии.
11 слайд. (Слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель, аквамарин.) 

Понятно ли вам значение этих слов? Предлагаю вам самим сформулировать тема  нашего урока, и объяснить какое отношение они к ней имеют. 
«Agua» в переводе с латинского языка значит вода. Как алфавит начинается с буквы А так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью.
 Вот почем у девиз урока «Вода – это жизнь».               
12 слайд (тема урока, девиз урока)
Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. И не случайно поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них:
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.
Что же такое  - вода? Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? 
Для того чтобы описать вещество необходимо пользоваться следующим планом.

13 слайд  (План описания вещества: 1.Состав. Строение. 2. Нахождение в природе. 3. Значение.  4. Свойства. 5. Применение) 
Вода с точки зрения химии это оксид гидрогена.(какие вещества называются оксидами?) Н2О.     Строение (электронное, структурное, типы связей).Об этом говорят учащиеся.
 О следующих пунктах мы поговорим дальше.
Учитель географии. 14, 15 слайды  (На фоне слайдов читается отрывок)
Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Разнообразными растворами пользовались при изготовлении строительных материалов, красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования, достигшее в Древнем Египте замечательного развития, - всё это основано на растворах, достаточно сложных по составу и умело приготовлявшихся тогда в глубине веков первыми химиками.
Учитель химии. Сегодня по ходу нашего урока вы будете выполнять задания, за работу на уроке будет выставлено две оценки: по географии – за умения применять знания и по химии – за обобщение  полученных знаний. Откройте тетради, запишите тему урока. И мы предлагаем вам первое задание:
Задание  № 1
 Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете ещё больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.
•    У источника воды возникли цивилизации (города);
•     ……………………………………………………………………………
•     ……………………………………………………………………………
•     .………………………………………………………………………………
•    используется в коммунальном хозяйстве
Учитель географии. Знаменитый мыслитель древности Платон писал о Тартаре – огромном подземном водоёме,  из которого берут начало все океаны, моря и реки. Это мнение Платона, а какова схема вод суши по вашему мнению. 

16 слайд (Схема вод суши)
 Задание № 2 
Заполните схему. Затем передайте соседней группе и оцените правильность заполнения схемы и передайте учителю.
Учитель химии.
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды.  Назовите химическое название воды (оксид водорода). Вода относится к сложным или простым веществам?
Сообщение учащейся
 А во времена Платона принимали воду за простое вещество. Вплоть до 18 века считали её неделимым веществом. Предлагаем вам попробовать себя в роли учёных 18 века и предложить свой способ изучения состава воды, вспомнив такие два метода, как анализ и синтез. Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком  Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причём масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провёл опыт по её разложению, пропуская водяной пар над раскалённым железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук. Почему? Вода стала причастна к первым полётам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем – экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учёными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива.
Учитель химии. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы. 
Сейчас выполните задание № 3. Пофантазируйте и соберите модель  воды. (на столах из цветной бумаги разноцветные круги-атомы, разноцветные шарики чтоб собрать структурную модель, пластилин чтоб собрать масштабную модель.)
 Эту модель придумал английский учёный Джон Бернал, сидя в аэропорту под шум дождя. 
Физкультминутка. Шум дождя
Учитель географии.
Если посмотреть на глобус или карту, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озёра и реки. (Показать учащимся глобус). 
Я предлагаю вам вспомнить карту Украины, в том числе и территорию АРК и нанести на контурную карту по памяти 2 моря, 5 рек и 5 озер.  Задание№4
Учитель химии.
Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли, в том числе и человеку. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание №5.   Внимательно изучите пример решения и оформите задачу  на вычисление массовой доли воды в организме.
Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.
 

Учитель химии.
Зачем столько воды нашему организму? Слайд 19. (Диаграмма «Вода в организме»)
Сообщение учащейся.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«водные ресурсы крыма. вода как оксид гидрогена »

Урок проведен учителем химии Абселямовой Г.С. и географии Мусрединовой Д.М. Керченской общеобразовательной школы №10 Республика Крым



Интегрированный урок (химия + география) по теме "Водные ресурсы Крыма. Вода как оксид гидрогена"

Цель урока: Обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в живой и неживой природе, в жизни человека.

Задачи урока.

  • Повторить географическую терминологию, номенклатуру, классы неорганических соединений, типы химических связей, массовую долю элементов в веществах.

  • Показать необходимость бережного отношения к водным ресурсам, роль каждого человека в решении экологических, экономических проблем гидросферы.

  • Совершенствовать логическое мышление и память.

Оборудование: презентация «Вода в природе и жизни человека», видеофильм, таблицы по химии, физический глобус, минеральная вода, физическая карта Крыма.
На каждый стол группы: мензурка с водой, предметное стекло, стеклянная палочка. Фильтрование воды. Материал для сборки модели молекулы воды 3 видов.
Каждой группе учащихся (4 группы):  карточки – задания , атлас 8 класс «География», контурные карты Крыма.

Ход урока.

1- 10  слайды (На фоне слайдов читается отрывок)

Учитель географии. «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… ты самое большое богатство на свете…».

Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Вы уже многое знаете о воде. Повторим эти сведения.

Какую часть поверхности Земли занимает вода? (71%)

Какая бывает вода? (Речная, озерная…)

Каковы общие запасы воды? (1,4 млн. км3 – морская, 30 млн. км3 – пресная.)

Где сосредоточены эти запасы? (Работа по карте учащихся у доски)

Как вы считаете Крым достаточно обеспечен водными ресурсами?



Учитель химии.

11 слайд. (Слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель, аквамарин.)


Понятно ли вам значение этих слов? Предлагаю вам самим сформулировать тема нашего урока, и объяснить какое отношение они к ней имеют.
«Agua» в переводе с латинского языка значит вода. Как алфавит начинается с буквы А так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью.

Вот почем у девиз урока «Вода – это жизнь».              

12 слайд (тема урока, девиз урока)
Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. И не случайно поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них:

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.

Что же такое  - вода? Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Для того чтобы описать вещество необходимо пользоваться следующим планом.

13 слайд  (План описания вещества: 1.Состав. Строение. 2. Нахождение в природе. 3. Значение. 4. Свойства. 5. Применение)

Вода с точки зрения химии это оксид гидрогена.(какие вещества называются оксидами?) Н2О. Строение (электронное, структурное, типы связей).Об этом говорят учащиеся.

О следующих пунктах мы поговорим дальше.

Учитель географии. 14, 15 слайды  (На фоне слайдов читается отрывок)
Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Разнообразными растворами пользовались при изготовлении строительных материалов, красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования, достигшее в Древнем Египте замечательного развития, - всё это основано на растворах, достаточно сложных по составу и умело приготовлявшихся тогда в глубине веков первыми химиками.

Учитель химии. Сегодня по ходу нашего урока вы будете выполнять задания, за работу на уроке будет выставлено две оценки: по географии – за умения применять знания и по химии – за обобщение полученных знаний. Откройте тетради, запишите тему урока. И мы предлагаем вам первое задание:

Задание  № 1
 Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете ещё больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.

  • У источника воды возникли цивилизации (города);

  •  ……………………………………………………………………………

  •  ……………………………………………………………………………

  •  .………………………………………………………………………………

  • используется в коммунальном хозяйстве

Учитель географии. Знаменитый мыслитель древности Платон писал о Тартаре – огромном подземном водоёме,  из которого берут начало все океаны, моря и реки. Это мнение Платона, а какова схема вод суши по вашему мнению.


16 слайд (Схема вод суши)

Задание № 2
Заполните схему. Затем передайте соседней группе и оцените правильность заполнения схемы и передайте учителю.

Учитель химии.
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды.  Назовите химическое название воды (оксид водорода). Вода относится к сложным или простым веществам?

Сообщение учащейся

А во времена Платона принимали воду за простое вещество. Вплоть до 18 века считали её неделимым веществом. Предлагаем вам попробовать себя в роли учёных 18 века и предложить свой способ изучения состава воды, вспомнив такие два метода, как анализ и синтез. Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком  Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причём масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провёл опыт по её разложению, пропуская водяной пар над раскалённым железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук. Почему? Вода стала причастна к первым полётам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем – экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учёными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива.

Учитель химии. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы.

Сейчас выполните задание № 3. Пофантазируйте и соберите модель воды. (на столах из цветной бумаги разноцветные круги-атомы, разноцветные шарики чтоб собрать структурную модель, пластилин чтоб собрать масштабную модель.)

Эту модель придумал английский учёный Джон Бернал, сидя в аэропорту под шум дождя.

Физкультминутка. Шум дождя

Учитель географии.
Если посмотреть на глобус или карту, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озёра и реки. (Показать учащимся глобус).
Я предлагаю вам вспомнить карту Украины, в том числе и территорию АРК и нанести на контурную карту по памяти 2 моря, 5 рек и 5 озер. Задание№4

Учитель химии.
Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли, в том числе и человеку. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание №5.   Внимательно изучите пример решения и оформите задачу  на вычисление массовой доли воды в организме.

Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.

Дано: Решение:
m (орг.) = 50 кг w = m (воды)  100% : m (орг.)
w(воды) = 80% или 0,8 m (воды) = w  m (орг.)
-------------------------- m (воды) = 0,8 50 = 40 кг

Найти m (воды) -? Ответ: масса воды в моём организме составляет 40 кг.



Учитель химии.
Зачем столько воды нашему организму? Слайд 19. (Диаграмма «Вода в организме»)

Сообщение учащейся.
Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы.  Установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 90 % воды.
Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Вода вымывает из клеток организма отработанные продукты обмана веществ и выносит их из организма. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л воды в сутки. При потере воды в количестве 6% от массы тела у человека повышается температура, при потере 10% - нарушается глотательный рефлекс, начинаются галлюцинации, а при потере 12% жидкости человек умирает.(кровь густеет настолько, что сердце не может её толкать).

Учитель химии.

Посмотрите ваши расчёты. Какова для вашего организма критическая норма потери воды - это величина 12 %.
Слайд 20 (…за сутки через ваше сердце проходит 5 000кг крови, что в 150 раз больше массы вашего тела)
Как вы думаете, какова роль воды в организме?
Вода в организме выступает в двух основных ролях – как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела.

Учитель географии.
Мы узнали о роли воды в организме человека. Но и в природе вода выполняет такую же роль. Какие физические свойства воды вам известны? Мозговая атака.

Учитель химии.
Хотя вода – самое распространённое вещество, химически чистой воды на земле нет, так как всё, что мы в повседневности называем водой, - это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды, пригодной для употребления в пищу очень мало.

Опыт. (для проведения опыта вспомним ИТБЖ по работе с химической посудой.) Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти?

(Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).

Слайд 21 (Диаграмма «Объём воды на Земле)
Ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли составляет 7 – 8 тонн. Вода необходима для любого производства.

Слайд 22. (На производство 1 т …)
Бездумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведёт к истощению водных ресурсов.
Как это противоестественно – сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берешь воду для питья!

Слайд 23. Выдающийся политический деятель 20 века Индира Ганди утверждала, что цивилизация – это диалог между водой и человечеством. Согласны ли вы с этим утверждением?
Как вы считаете, какими способами можно очистить воду?
Я предлагаю один из способов очистки – фильтрование. Этот процесс происходит у вас на глазах, обратите внимание что остается на фильтре. Так вода в естественных условиях очищается.

Учитель географии. Да, природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации, жизнедеятельности водорослей, грибов растений и некоторых животных, а также других естественных факторов. Но при сильном загрязнении экосистемы природных водоёмов из–за нарушения биологического равновесия не могут в полной мере осуществлять эту функцию. В итоге это приводит не только к нехватке питьевой воды, но и к гибели животных разных видов.

Известно, что в пресной воде содержится не более 0,1% солей (болота – резервуары пресной воды), а в минерализованной – от 0.1 до 5% солей. А какие источники минерализованный воды знаете Вы? Выберите из данного перечня минеральные источники и прорекламируйте их?

  1. Трускавец

  2. Боржоми

  3. Моршин

  4. Ессентуки

  5. Нарзан

  6. Миргород

  7. Арзни

Учитель химии. Итак вода –это оксид гидрогена. Н2О в которой два атома гидрогена соединены с оксигеном ковалентной полярной связью. Вернемся к первому заданию.

Из каждой группы выступит по одному ученику и прочитает как ответили на данное задание.

Подведением итога нашего урока будет составление Синквейна.


Вода Вода

Пресная, соленая Газообразная, жидкая, твердая

Нагревается, растворяется, испаряется Разлагается, фильтруется, очищается.

Вода – самое большое богатство, Вода- составная часть организма,

Жизнь. Жизнь


(Учителя озвучивают оценки за урок.)

Видео «Вода- это жизнь»

Учитель географии. Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими. Царь, правивший на острове Шри–Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть моё богатство».

















































Задание  № 1
 Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете ещё больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.

  • У источника воды возникли цивилизации (города);

  •  

  • ……………………………………………………………………………

  •  

  • ……………………………………………………………………………

  •  .………………………………………………………………………………

  • используется в коммунальном хозяйстве



Задание  № 1
 Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете ещё больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.

  • У источника воды возникли цивилизации (города);

  •  

  • ……………………………………………………………………………

  •  

  • ……………………………………………………………………………

  •  .………………………………………………………………………………

  • используется в коммунальном хозяйстве





Задание  № 1
 Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете ещё больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.

  • У источника воды возникли цивилизации (города);

  •  

  • ……………………………………………………………………………

  •  

  • ……………………………………………………………………………

  •  .………………………………………………………………………………

  • используется в коммунальном хозяйстве

Задание №5

Внимательно изучите пример решения и оформите задачу  на вычисление массовой доли воды в организме.

Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.

Дано: Решение:
m (орг.) = 50 кг w = m (воды)  100% : m (орг.)
w(воды) = 80% или 0,8 m (воды) = w  m (орг.)
-------------------------- m (воды) = 0,8 50 = 40 кг

Найти m (воды) -? Ответ: масса воды в моём организме составляет 40 кг





Задание №5

Внимательно изучите пример решения и оформите задачу  на вычисление массовой доли воды в организме.

Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.

Дано: Решение:
m (орг.) = 50 кг w = m (воды)  100% : m (орг.)
w(воды) = 80% или 0,8 m (воды) = w  m (орг.)
-------------------------- m (воды) = 0,8 50 = 40 кг

Найти m (воды) -? Ответ: масса воды в моём организме составляет 40 кг



Задание №5

Внимательно изучите пример решения и оформите задачу  на вычисление массовой доли воды в организме.

Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.

Дано: Решение:
m (орг.) = 50 кг w = m (воды)  100% : m (орг.)
w(воды) = 80% или 0,8 m (воды) = w  m (орг.)
-------------------------- m (воды) = 0,8 50 = 40 кг

Найти m (воды) -? Ответ: масса воды в моём организме составляет 40 кг




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
водные ресурсы крыма. вода как оксид гидрогена

Автор: Абселямова Гульсум Сеитвелиевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства