Конспект комплексного занятия по развитию речи "Животные Севера" (подготовительная группа)
образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
Цель: закрепить знания детей о животных Севера, их детенышах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде, детенышах).
- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, пингвин, северный олень, рога, копыта, шерсть).
Развивающие :
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, морж, северный олень, пингвин, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый.
-глаголы: плыть.
Оборудование: разрезные картинки для игры «Собери картину»,
предметные картинки с изображением животных Севера, их детенышей, глобус
Предварительная работа: разучивание физминутки,чтение книг, рассматривание иллюстрации,разучивание стихов по теме.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Я знаю, вы все любите путешествовать. Я предлагаю отправиться в путешествие на крайний север, в Арктику. Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе.
Дети подходят к глобусу.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним что такое глобус?(модель земли, где живут все люди.)
Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они означают?(голубой и синий цвета-это вода, зеленый цвет — это ровные участки земли, желтый цвет — это пески, пустыни, коричневый — горы, белый цвет — снег и лед.)
Воспитатель: Так где же мы будем искать Арктику?(на севере, на макушке глобуса.)
Воспитатель: Молодцы! Лед в Арктике никогда не тает, там Северо-Ледовитый океан закован льдами, там царство снежной королевы. В Арктике, солнце зимой не показывается на небе, длится полярная ночь. За то в ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями, очень красивое зрелище. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний север.
-Как вы думаете, на чем мы можем добраться быстрее всего на Север?
-Правильно, на самолете. Полетели.
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.
Посмотрите, ребята, какая снежная гора на нашем пути и за ней кто-то спрятался. Посмотрим и назовем этих животных.
2. Отгадайте загадки:
• Мех короткий, но густой
Есть клыки и ласты
В складку богатырь такой
Толстый и опасный. (Морж).
Поговорим о морже.
Грозный морж
На льдине – грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пика клык,
А может быть, как штык.
Попробуй-ка медведь,
Такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.
- Чем покрыто тело моржа? (Жиром).
- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).
- Как называются ноги моржа? (ласты).
- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).
- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).
- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении).
• Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это… тюлень Т
Тюлень.
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мёрзнет, не дрожит.
- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).
- Что делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).
• С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец).
- Какой у него мех? (белый, пушистый, теплый).
• Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень).
- Кто это? Чем покрыто тело оленя? (Шерстью). Какая у него шерсть? (Жесткая, густая, теплая). Для чего ему такая шерсть? (Она бережет его от холода). Для чего ему такие копыта? (Чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду). Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы).
-Ребята, а какое самое главное животное Севера? (Белый медведь).
Весит много килограмм
Это белый великан
Он на льдине поплывет,
Рыбу на обед найдет (Белый медведь)
Ребёнок (учил стихотворение дома).
Этот мишка снежно-белый –
Самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живёт в снегу,
На холодном берегу.
Мы – ваши добрые соседи,
Мы – … ( дети: «Белые медведи»).
- Какой он? (Большой, сильный).
- Чем покрыто тело? (Шерстью).
- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
- На кого охотиться белый медведь? (На рыбу, тюленей, моржей).
- Зачем медведю мех на лапах? (Чтоб не скользить по льду).
- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту? (Чтоб его не заметили).
-Зачем белому медведю белая шкура? (Чтоб не заметно охотиться).
Все животные севера приспособились к жизни в холоде. У них у всех есть толстый слой жира, толстая кожа, теплая густая шерсть. Лапы и копыта широкие. У животных, которые проводят много времени в воде есть ласты.
3. Дидактическая игра «Один-много»
Мы с вами увидели разных животных и здесь их очень много.
- Я называю одного животного, а вы называете, когда их несколько.
Один тюлень (много тюленей)
Один морж (много моржей)
Один песец (много песцов)
Один медведь (много медведей)
Один северный олень (много северных оленей).
4. Физкультминутка «О севере»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут)
Им веден путь едва (высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
5. А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера. Предлагаю поиграть.
Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает) :
У медведя не ноги, а….… лапы,
У чайки не руки, а ….…. крылья,
У моржа не зубы, а ….…. клыки,
У тюленя не руки, а …. …. ласты,
У медведя не лицо, а …. ….морда,
У касатки не руки, а …. ….плавники,
У чайки не рот, а…. …. ….клюв,
Упражнение "Нелепицы" (закрепление знаний по теме, развитие слухового внимания и связной речи)
Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Воспитатель. Белый медведь живёт в жарких странах.( Белый медведь живёт на Севере.)
Воспитатель. Тюлень охотится на белого медведя.(Белый медведь охотится на тюленя.)
Воспитатель. Северный олень живёт в воде.(Северный олень живёт на суше.)
Воспитатель. Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.(Северный олень питается сухой травой, а морж питается моллюсками, рыбой.)
Воспитатель. Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.(Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.)
Воспитатель. Морж клыками ловит рыбу.(Морж клыками цепляется за льдины.)
6.(СОБЕРИ КАРТИНКУ)
-Ребята, у меня были фотографии, но они заледенели и случайно разбились.
Давайте пройдем за столы и соберем их. (Собирают)
Собрали? А сейчас, назовите, пожалуйста, животное, которое изображено на вашей фотографии и его детеныша.
7. Итог занятия.