kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как передвигаются животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по программе "Планета знаний". Тема: "Как передвигаются животные"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как передвигаются животные"»


Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Планета знаний»


Учитель высшей категории Волкова Светлана Анатольевна

( МБОУ «Гимназия №14»)


Тема: «Как передвигаются и дышат животные»

Цели:

-познакомить со способами передвижения и дыхания животных;

- учить самоконтролю процесса и результатов деятельности;

- формировать умения самостоятельного способа решения проблемы поискового характера;

- создавать ситуации для аргументации своего мнения и позиции в коммуникации;

- совершенствовать умения выражать свои мысли с полнотой и точностью;

-воспитывать чувство взаимоуважения, готовность оказать эмоциональную поддержку при работе в группе

Учебник: Окружающий мир 3 класс, стр.112-115.

Оборудование: компьютер, карточки с опорными словами, кроссворд, сетка таблицы, карточки с задачами и тестовым заданием, презентация «Как животные передвигаются и дышат»


Ход урока:


Организационный момент


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это ваше настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи нам всем!


1.Мотивационно-целевой этап.


Чтобы начать изучение темы урока, нам пригодятся знания, полученные на прошлых уроках, поэтому мы должны вспомнить изученный материал. Вам предстоит работа в группах. О чем вы должны помнить работая в группах?


Я предлагаю ответить на вопросы кроссворда и отгадать ключевое слово, оно поможет сформулировать тему урока. Приложение №1.

Итог работы в группах.

Вывод:1.Какова цель задания?

2.Удалось получить результат?

3.Все принимали участие в обсуждении?

4.На все вопросы удалось ответить, если нет, то почему? (материал не изучен, плохо усвоен материал прошлых уроков


-Назовите ключевое слово. Измените форму числа слова животное.

На доску слово – животные.

-Не на все вопросы кроссворда вам удалось ответить. Каким образом мы сможем решить эту проблему?

(Много интересного и ответ на этот вопрос вам предстоит узнать сегодня на уроке)


2. Ориентировочный этап.


-Что является существенным признаком отличия животных от растений? (передвижение)

На доску-передвижение

-Некоторые животные могут без него обойтись несколько минут, а вот человек не продержится и минуту (кислород). Для чего нужен кислород? (для дыхания)

На доску – дыхание

-Попробуйте связать эти слова по смыслу и формулируйте новую тему урока.

Как передвигаются и дышат животные. (слайд 1)

-Сформулируйте цель урока. О чем узнаете на уроке?

Для того чтобы запомнить новый материал необходимо что делать? (внимательно слушать, хорошо запоминать и активно участвовать в работе класса)


3.Поисково-исследовательский этап.


Ребята, для лучшего усвоения нового материала будем заполнять таблицу (Приложение №3), в которую запишем основные сведения по теме, а выяснить как вы уяснили новый материал нам помогут вопросы теста в конце урока. Занесем в таблицу слова: Животные, передвижение, дыхание. Рассмотрим способы передвижения и дыхания насекомых, рыб, птиц и млекопитающих.

Будьте внимательны!

Слайд. (2-6) Приложение №2. Узнаем как передвигаются и дышат насекомые (ползают, летают, прыгают, трахея - на доску, таблица в приложении №2). Как передвигаются и благодаря чему дышат насекомые? (Кузнечики занесены в Красную книгу Удмуртии, места обитания резко сократились в связи с выпасом)

Слайд. (7-10) Приложение №2. Как передвигаются и дышат рыбы (плавают, жабры - на доску) Как передвигаются и благодаря чему дышат рыбы?

Слайд.(11-27) Приложение №2. Как передвигаются и дышат птицы (летают, ходят, бегают, плавают, легкие - на доску) Как передвигаются и благодаря чему дышат птицы? Сейчас можем ответить на вопрос кроссворда.

Слайд.(28-35) Приложение №2. Как передвигаются и дышат млекопитающие (ходят и бегают, прыгают, плавают, летают, легкие- на доску) Как передвигаются и благодаря чему дышат млекопитающие?

(В Красной книге Удмуртии летяга-вырубка лесов и гибель в капканах. Летучая мышь – в результате санитарных вырубок, уничтожение зверьков. По численности единичные экземпляры. Встречаются на юге республики.)

Прокоментируйте ответы детей.

Хорошо подготовились

Громкость

Темп
Доступность

Появился интерес

Рекомендации

Оцените ответы.

От чего зависит способ передвижения животных? Способ передвижения животных зависит от строения конечностей (ног или крыльев) и среды обитания.

Физкульминутка


Предлагаю выяснить, кто из животных быстрее бегает, летает, дальше прыгает и глубже ныряет. (Приложение №4)

Работа в четверках. Решение задач.

1.Лучший глубоководный ныряльщик кашалот 900м.

2. Лучший бегун - гепард 110км в час

3. Выше всех летает гриф- 12км150м.

4. Дальше всех прыгает кенгуру на 6м дальше, чем дикая кошка

5. Самая высокая скорость полета у стрижа. Она на 30км в час больше скорости сокола - сапсана.

6.Выше всех прыгает дельфин - 6 м

7.Самый скоростной пловец рыба - парусник, его скорость в 110 раз больше, скорости сома.

Итог работы в группах:

1.Какова цель задания?

2.Удалось получить результат?

3.Все принимали участие в обсуждении?

4.Мы узнали…

4.Практический этап.

Проверим на сколько вы были внимательны и как хорошо запомнили новую тему урока, проведем тест, состоящий из пяти вопросов, количество правильных ответов будет соответствовать отметке. (Приложение №5) Взаимопроверка

Итог по тесту.

Самооценка


5. Рефлексивно-оценочный этап.

Подведем итог урока

- Какова была тема и цель урока?

- Для чего нам это надо знать? Где можно применить новые знания?

Самооценка по уроку

- Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дом задание с.112-115, р.т.с.51-52.Дополнительно ответить на вопрос - Какие животные используют несколько способов передвижения?

-Всем спасибо за сотрудничество!


Приложение № 2.


Насекомые слайды 3-6


КУЗНЕЧИК.. Прекрасный прыгун и верхолаз. У кузнечика лучше развиты задние ноги. Они намного длиннее и сильнее передних и средних. Благодаря таким ногам кузнечик передвигается прыжками. Кузнечики могут прыгать на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела.

ВОДОМЕРКА .Способ передвижения водомерок всегда привлекает внимание.Раскинув свои длинные ноги, они быстрыми ловкими толчкообразными движениями скользят по зеркалу пруда, как конькобежцы по блестящему льду. Встретив полоску ряски или других водных растений, «конькобежцы» превращаются в ловких прыгунов, которые преодолевают препятствия сильными скачками, пока опять не выйдут на чистую воду. Главное участие в передвижении играют две задние пары ног. Ноги водомерки смазаны жировым веществом и совершенно не смачиваются водой, поэтому она свободно скользит по поверхности воды,

СТРЕКОЗА одно из самых древних животных, существующих сейчас на планете. Стрекоза летает бесшумно и быстро. Для её полета характерны внезапные изменения направления: она способна делать виражи под прямым углом, удерживаться в воздухе, не двигаясь, и даже летать хвостом вперёд! Стрекозы способны даже делать сальто в воздухе. Крылья очень тонкие и прозрачные, с сетью тоненьких прожилок, придающих крыльям жесткость. В передней части каждого крыла находится специальное темное пятнышко — стабилизатор, не дающий крылу вибрировать в полете. Пара передних крыльев движется независимо от пары задних


Муравьи хорошо ползают т.к. имеют три пары лапок. При этом каждая лапка “оборудована” когтем крючковатой формы. Их два на каждой лапке, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая позволяет муравью ходить по гладким или наклонным поверхностям. Некоторые виды муравьев могут пролежать под водой до четырех суток, а затем извлеченные оттуда, на сухое теплое место, скоро оживают и ведут себя дальше как ни в чем не бывало.

Дышат насекомые трахеями, их трахеальные трубки быстро сжимаются и разжимаются, обеспечивая 50%-ное обновление кислорода в течение одной секунды


Рыбы слайды 7-10


У рыбы конечности в виде плавников. Водная среда, где обитают рыбы плотная и вязкая и передвижение в ней требует особой формы тела и двигательных приспособлений.

По форме тела рыб различают несколько типов: торпедовидный (скумбрия, кефаль, лосось), стреловидный (щука, сарган), сплющенный (лещ, камбала, скат), змеевидный (угри, морские иглы), У большинства рыб наших водоемов движение в воде осуществляется путем волнообразных изгибаний тела. Скорость рыб зависит и от покровов тела. Доказано, что рыбы с мелкой чешуей обладают более высокой скоростью, чем рыбы с крупной чешуей. Так же на скорость влияют температура воды, насыщенность кислородом, вязкость и соленость .

Решающую роль в передвижении рыб играют плавники. Обычно у рыб бывает семь плавников. Они предназначены прежде всего для управления движением. Основной движущий орган - это хвостовой плавник. Хвостовой плавник участвует в маневрировании рыбы при поворотах и выполняет функцию руля. Грудные и брюшные плавники участвуют при развороте рыбы.

Помимо двигательной функции, некоторые рыбы могут использовать плавники и для следующих целей.

• Общение - например, складывание плавников может означать подчинение.

• Защита - растопыривая плавники, рыба кажется более крупной, а шипы у некоторых рыб являются грозным оборонительным оружием.

В воде дыхание рыбы происходит с помощью жабр. Жабры состоят из жаберной крышки и мягкой кожной отслойки. Вода, насыщенная кислородом, поступает через рот в глотку, жаберная крышка открывается, а кожная отслойка наоборот прижимается к телу. За чет этого жаберная полость увеличивается и вода втягивается из глотки, жаберная крышка закрывается и плотно прижимается к телу, и не дает возможности воде вернуться обратно в глотку, вода просачивается через жабры через кожную отслойку и выходит обратно в среду обитания данной рыбки. Кислород проникает в кровь, которая распространяет его по телу рыбы и поддерживает ее жизнедеятельность.


Птицы слайды 11-27


Птицы летают благодаря:

- большому сердцу,

-особому строению крыльев, у птиц летающих на дальние расстояния тонкие и длинные крылья, у птиц живущих на деревьях – маленькие и круглые,

-тело покрыто перьями контурно-машущими, контурно -кроющими, пуховыми.

-обтекаемой форме тела,

-скелет прочный и легкий

-сильным мышцам

- 2 воздушных мешка, благодаря которым птица дышит на той высоте, где мало кислорода.

Выделяют три вида полёта: машущий, парящий и комбинированный. Отгадайте к какому полету относится чайка, орёл и лебедь?

Пингвины на суше они передвигаются в вертикальном положении шагом или если торопятся, скользят по снегу на своем брюшке (фото пингвин на брюхе). В этом случае крылья они используют как весла. Так же они передвигаются по склонам попадающимся на их пути. Таким способом они могут преодолевать многие км. В воде пингвины гребут крыльями спереди сверху, назад вниз словно летают в воде (со скоростью 36 км/ч). На льдины из воды выпрыгивают солдатиком вертикально (фото с прыжком). Приземляются на обе лапы, не падают неловко подскользнувшись. Короткий хвост и перепончатые лапы служат рулем во время передвижения под водой

Как вы уже поняли, под водой пингвины не дышат, они просто задерживают воздух. Во время плавания они периодически выпрыгивают из воды для вдоха. Во время погружения их легкие заполняются воздухом из которого они берут кислород для длительного нахождения под вод

Орёл очень могущественная, сильная и загадочная птица. Орёл может часами парить в воздухе. Это самый экономичный вид полёта. Планируя на неподвижно распростёртых крыльях, птица постепенно теряет высоту, пролетая несколько километров. Так летают альбатросы и буревестники.

Другие птицы машут крыльями без остановки, например воробьи , синицы. Почти все птицы хорошо ходят и бегают. Воробей передвигается по земле прыжками. У уток ноги с плавательными перепонками между пальцев. По суше эти птицы ходят в развалку. Гуси , утки и лебеди прекрасно плавают.

Страусы бегают так быстро, что ни один чемпион мира не сможет догнать эту птицу. Страус может бегать со скоростью 70 км. в час. У страуса на ногах всего лишь 2 пальца. Один из пальцев гораздо больше другого, поэтому страус бегает опираясь только на один палец. Страус единственная двухпалая птица.

Большинство людей конечно же знают о колибри, что это самая маленькая птица на земле. Сердце этих нежных созданий занимает почти половину полости тела и бьётся с частотой 1400 ударов в минуту. А скорость их полёта достигает 80 км. в час. Колибри может зависать в воздухе и летать в любом направлении - вверх, вниз, вбок или вверх ногами. Её крылья напоминают движения винта вертолёт. На солнце оперение колибри переливается и блестит. Колибри не умеют ходить, их ножки предназначены для того, чтобы только сидеть на веточке. В 19 веке из чучела колибри изготавливали броши. Их количество резко сократилось.


Млекопитающие слайды 28-35

Животные весь день и ночь заняты поисками новых мест, богатых кормом. Это заставляет их передвигаться. Большинство использует конечности.

Животные передвигаются с разной скоростью, это зависит от ситуации. Скорость возрастает, если животное преследует добычу или спасается от преследования.

Кенгуру - животные, которые живут в Австралии.

Кенгуру не бегает на четырех ногах, а прыгает потому, что с помощью такого способа передвижения тратится меньше энергии, следовательно потребность в пище уменьшается.

Задние конечности и хвост являются мощным оружием, к которому кенгуру прибегают в моменты опасности. В большинстве случаев кенгуру предпочитают спасаться бегством. Спасаясь от преследования, кенгуру перепрыгивают через кусты высотой более 2 м. При прыжках кенгуру прижимают к груди передние ноги и отталкиваются задними. Хвост помогает им сохранять равновесие и менять направление движения. Когда кенгуру передвигаются медленно, они кажутся нескладными и неуклюжими. Их хвост и короткие передние лапы, как тренога, поддерживают тело, когда кенгуру перемещают задние конечности вперед.

Даже при высокой скорости движения у них не возникает кислородного голодания и одышки. Дышит кенгуру легкими.

Медведи хорошо передвигаются на всех 4 конечностях по суше, белые медведи хорошие пловцы, панда отлично лазают по деревьям.
Гепард - самое быстрое наземное животное, он может развить скорость до 110 км/ч. Гепард прыгает в высоту на 4,5 метра, что тоже является рекордом среди наземных млекопитающих. Если за короткое время гепарду не удаётся настичь свою жертву, он отказывается от продолжения охоты, потому что из-за огромного расхода энергии неспособен на длительную погоню. Забег редко длится больше минуты. После удачной охоты гепард не может сразу приступить к трапезе, поскольку нуждается в отдыхе после изнурительной погони.

Гепард является исчезающим видом.

Дельфины для дыхания он пользуется такими же легкими, какие у всех наземных животных , дышат атмосферным воздухом и обладают удивительной способностью задерживать и контролировать свое дыхание.

Младенец дельфина рождается под водой. Родившись под водою, младенец, детеныш дельфина, всплывает кверху, чтобы впервые вздохнуть воздухом, после чего погружается в воду, обратно к своей матери и, как ни в чем не бывало, начинает плавать с родителями.

Летучие мыши Единственные млекопитающие, которые овладели воздушным пространством, — это летучие мыши. Летучие мыши слишком массивны, чтобы летать, как птицы. Для полёта они используют вихри, которые сами и создают движением крыльев. Острый передний край перепончатого крыла разрезает воздух при полете таким образом, что над крылом создается воздушный вихрь, который обеспечивает примерно 40% подъемной силы, создаваемой взмахами.

Их насчитывается около тысячи различных видов. Они бывают самых разных размеров: от самой маленькой летучей мышки, весом всего 2 грамма, до огромной, с размахом крыльев почти в два метр.
Летяга тихий, пучеглазый, маленький, серый малозаметный ночной зверек,похожа на белку с запрокинутым на спину хвостом. Ноги соединены перепонкой, покрытой мехом, собранной мягкими складками. Летяга способна планировать между деревьями на расстояние до 50 м, при этом зверек расставляет передние лапы и приобретает треугольную форму. Может легко изменять направление полета иногда под углом в 90°, пользуясь хвостом в качестве руля.
По земле летяга передвигается неловко.

Дышат легкими. Лет.мыши и летяга занесены в Красную книгу Удмуртии из-за вырубки лесов и гибели в капканах. Единичные экземпляры встречаются на юге республики.



Приложение №4


Цель задания: Реши задачу и ответь на вопрос.


1.Кто лучший глубоководный ныряльщик?

В поисках пищи пингвин ныряет на глубину до 300метров, а кашалот в 3 раза глубже. На какую глубину ныряет кашалот?


2.Кто лучший бегун?

Волк в погоне за добычей развивает скорость до 60км в час, это на 50 км в час меньше, чем гепард. Найди скорость гепарда.


3.Кто летает выше всех?

Высота полета была подтверждена радаром самолета. Лебедь-крикун летел на зимовку на высоте 8км230м, гриф парил на высоте 12150м. Чья высота полета была больше?


4.Кто дальше всех прыгает?

Кенгуру за 6 прыжков преодолевает 54 м, дикая кошка за 20 прыжков преодолеет 60 м. Кто прыгает дальше и на сколько?


5.У кого самая высокая скорость полета?

Стриж за 3 часа пролетел 510 км, сокол-сапсан за 2 часа пролетел 280 км. Чья скорость больше и на сколько?


6.Кто выше всех прыгает?

Рыба кета может выпрыгнуть из воды на 350 см, а дельфин на 250 см больше. На какую высоту может выпрыгивать из воды дельфин? Вырази высоту в метрах.


7.Кто самый скоростной пловец?

Рыба парусник передвигается со скоростью 110 км в час, а сом со скоростью 1 км в час, Во сколько раз скорость рыбы парусника больше скорости сома.





















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Как передвигаются животные"

Автор: Волкова Светлана Анатольевна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Насекомые как группа животных. Разнообразие животных. "
    ["seo_title"] => string(59) "nasiekomyie-kak-ghruppa-zhivotnykh-raznoobraziie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "207000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317140"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных" "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-mliekopitaiushchikh-kak-vysokoorghanizovannykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "106281"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402990394"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами ТРИЗ. Старший дошкольный возраст. Коллаж «Необычное животное»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_nieposriedstvienno_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_s_eliemientam"
    ["file_id"] => string(6) "414215"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494432431"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок "Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-sposoby-pieriedvizhieniia-zhivotnykh-polosti-tiela-orghany-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "188296"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426658585"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "открытый урок по познанию мира в 1 классе "Разнообразие животного мира ""
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyiurokpopoznaniiumirav1klassieraznoobraziiezhivotnoghomira"
    ["file_id"] => string(6) "297889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456245363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства