Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных"
Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных"
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных.
Цели:.
Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих как наиболее высокоорганизованных животных.
Способствовать определению более прогрессивных черт организации млекопитающих, позволивших им широко распространиться на Земле, занять основные среды обитания; рассмотреть сходство и отличие с пресмыкающимися, отметить их происхождение от зверозубых рептилий.
.Продолжить формирование умений работать с учебником, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать с текстом.
. Воспитывать коммуникабельность, культуру речи учащихся, воспитывать интерес к учению.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:таблицы «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих ", рисунки млекопитающих и зверозубых рептилий, презентация.
Ход урока
Приветствие и организация учащихся.
В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч этих животных, которые спасли жизни многим солдатам. Эти животные являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин. И сейчас они рядом с нами: охраняют наш дом, служат поводырями, украшают наш быт. Кто же эти животные? ( Это собаки. Класс млекопитающие).
-А почему так называются? (Вскармливают детенышей молоком)
Итак, мы начинаем изучение млекопитающих. Слайд 1,2. Цель нашего урока – раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих, как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, составить общую характеристику класса. Запишите тему урока: «Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных».
Внимание на экран
На земле обитает где-то 4,5 тысяч видов млекопитающих Для первого знакомства я выбрала всего 5 видов. Ваша задача не только посмотреть кадры, но и отметить среду обитания этих организмов.
3 слайд.На экране синий кит. Это самое крупное животное из млекопитающих. Чтобы вы представили его размеры, приведу такие цифры. Для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу 20 слонов.
4 слайд. Белый медведь.
Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде
5 слайд.Верблюд
Его называют еще кораблем пустыни. Он способен передвигаться по песку, нагретому до+83о,проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.
6 слайд. Крот.
Один из самых лучших землероек. Интересна его шерсть очень короткая, густая, разглаживающаяся в любую сторону и меняется до 4 раз в год.
7 слайд. Летучая мышь.
Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации.
Мыши - великолепные летуны, способные перелетать до 1000 км.
Что вы увидели?
Какие среды обитания вы отметили?
Млекопитающие завоевали все области Земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, вводе, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Благодаря разнообразию приспособлений и использованию разнообразных пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире, образовали многообразие видов.
-Какие главные особенности обеспечили млекопитающим господствующее положение?
- Что объединяет в одну систематическую группу столь разнообразных животных?
На эти два важных вопроса попробуем найти ответы.
Млекопитающие появились около 200-300 млн. лет назад. При изучении ранее изученных животных мы отмечали черты сходства рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.
Неужели млекопитающие произошли от птиц?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем текст на стр. 235 статья «Однопроходные». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.С какими животными сходны утконос и ехидна?
2.Какие признаки пресмыкающихся имеют утконос и ехидна?
2. Можно ли утконоса и ехидну считать переходными формами
между пресмыкающимися и млекопитающими? (слайд 8)
(Работа с учебниками и последующая беседа по вопросам).
Млекопитающие произошли от пресмыкающихся. Об этом говорят и палеонтологические находки. В древних слоях ученые нашли останки зверозубых рептилий. ( Слайд 9)
По остаткам их скелета, ученые установили, что зубы этих ящеров подразделялись на резцы, клыки и коренные, как у млекопитающих, ноги у зверозубых ящеров находились под туловищем, как у млекопитающих. Кожа имела слабое ороговение, имелись кожные железы. Млекопитающие считаются более высокоорганизованными животными. После рождения (или вылупления) детеныши всех зверей сосут молоко, самка может также обучать своих потомков некоторым навыкам, например, добыванию пищи и рытью нор; иногда ей в этом помогает самец. Они имеют постоянную температуру тела.
Расселившись по земле, они заняли на ней господствующее положение, образовав многочисленное разнообразие видов и заняв разные среды обитания.
Млекопитающие подразделяются на два подкласса: первозвери (однопроходные) Это утконос, ехидна и настоящие звери (плацентарные, сумчатые). В дальнейшем мы будем работать с плацентарными, т.к. к ним относится большинство млекопитающих. ( Слайд 10 классификация млекопитающих. Запись схемы в тетрадь). Познакомимся с внешним строеним млекопитающих. Слайд 11-15)
Итак, мы подошли к вопросу
а) в чем особенности строения млекопитающих, в чем состоит более высокая организация млекопитающих
Сравнивая черты строения млекопитающих и пресмыкающихся, мы можем найти ответ. А почему с пресмыкающимися? (от них произошли). Сегодня мы сравним только отделы тела, покровы, скелет и мышцы. Работаем группами. 1 группа – отделы тела, покровы, 2 группа – скелет, 3 группа – мышцы. На ваших столах карточки. Разверните их, и пять минут поработаем над заданиями .
Ребята работают над заданием по учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов».
Теперь слушаем очень внимательно, так как каждый из вас владеет маленьким кусочком текста, фрагментом знаний, а должна получится целостная картина.
(Ребята отвечают по своим заданиям и составляют текст, заполняя таблицы).
В тетрадях и на доске составляется таблица. Слайд 16,17.
Подводим итоги, какие мы нашли отличительные особенности млекопитающих?
Слайд 18
Итак, сможем ли мы ответить на главный вопрос полностью? Нет.(не все системы органов рассмотрели и сравнили).
Продолжим на следующем уроке.
Рефлексия.
А сейчас осмыслим еще раз. Вспомните что вы сегодня узнали на уроке. Представьте, что вы учитель. Вы это знаете, а ваши ученики нет. Какие вопросы вы бы им задали, чтобы они тоже узнали? Запишите эти вопросы на черновике, но имейте в виду, что отвечать на них придется вам на следующем уроке.
(Несколько минут пишут вопросы. После урока черновики сдаются).
Надеюсь, вы многое узнали на уроке, но это лишь малая часть того интересного, что известно об этих животных.
Задание на дом: (слайд 19) текст параграфа ( до головного мозга). Ответить на вопросы 1-6 в рубрике «проверь свои знания». Подготовить описание внешнего вида какого либо млекопитающего, рассказ о строении его покровов.
Выставление оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.
Литература
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Разнообразие живых организмов. Дрофа. 2011г
Пальдяева Г.М.Книга для учителя к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Дрофа. 2010 г.
Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. Москва.
«Аванта+».1996 г.
Электронное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия . Животные. 7 класс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных" »
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргалинская гимназия» Чистопольского района Республики Татарстан
Урок
Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных
7 класс
Былинкина Вера Петровна
Учитель
2014 г
Тема: Особенности строения ижизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных.
Цели:.
Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих как наиболее высокоорганизованных животных.
Способствовать определению более прогрессивных черт организации млекопитающих, позволивших им широко распространиться на Земле, занять основные среды обитания; рассмотреть сходство и отличие с пресмыкающимися, отметить их происхождение от зверозубых рептилий.
.Продолжить формирование умений работать с учебником, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать с текстом.
. Воспитывать коммуникабельность, культуру речи учащихся, воспитывать интерес к учению.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:таблицы «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих ", рисунки млекопитающих и зверозубых рептилий, презентация.
Ход урока
Приветствие и организация учащихся.
В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч этих животных, которые спасли жизни многим солдатам. Эти животные являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин. И сейчас они рядом с нами: охраняют наш дом, служат поводырями, украшают наш быт. Кто же эти животные? ( Это собаки. Класс млекопитающие).
-А почему так называются? (Вскармливают детенышей молоком)
Итак, мы начинаем изучение млекопитающих. Слайд 1,2. Цель нашего урока – раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих, как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, составить общую характеристику класса. Запишите тему урока: «Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных».
Внимание на экран
На земле обитает где-то 4,5 тысяч видов млекопитающих Для первого знакомства я выбрала всего 5 видов. Ваша задача не только посмотреть кадры, но и отметить среду обитания этих организмов.
3 слайд.На экране синий кит. Это самое крупное животное из млекопитающих. Чтобы вы представили его размеры, приведу такие цифры. Для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу 20 слонов.
4 слайд. Белый медведь.
Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде
5 слайд.Верблюд
Его называют еще кораблем пустыни. Он способен передвигаться по песку, нагретому до+83о,проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.
6 слайд. Крот.
Один из самых лучших землероек. Интересна его шерсть очень короткая, густая, разглаживающаяся в любую сторону и меняется до 4 раз в год.
7 слайд. Летучая мышь.
Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации.
Мыши - великолепные летуны, способные перелетать до 1000 км.
Что вы увидели? Какие среды обитания вы отметили?
Млекопитающие завоевали все области Земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, вводе, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Благодаря разнообразию приспособлений и использованию разнообразных пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире, образовали многообразие видов.
-Какие главные особенности обеспечили млекопитающим господствующее положение?
- Что объединяет в одну систематическую группу столь разнообразных животных?
На эти два важных вопроса попробуем найти ответы.
Млекопитающие появились около 200-300 млн. лет назад. При изучении ранее изученных животных мы отмечали черты сходства рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.
Неужели млекопитающие произошли от птиц?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем текст на стр. 235 статья «Однопроходные». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
С какими животными сходны утконос и ехидна?
Какие признаки пресмыкающихся имеют утконос и ехидна?
2. Можно ли утконоса и ехидну считать переходными формами
между пресмыкающимися и млекопитающими? (слайд 8)
(Работа с учебниками и последующая беседа по вопросам).
Млекопитающие произошли от пресмыкающихся. Об этом говорят и палеонтологические находки. В древних слоях ученые нашли останки зверозубых рептилий. ( Слайд 9)
По остаткам их скелета, ученые установили, что зубы этих ящеров подразделялись на резцы, клыки и коренные, как у млекопитающих, ноги у зверозубых ящеров находились под туловищем, как у млекопитающих. Кожа имела слабое ороговение, имелись кожные железы. Млекопитающие считаются более высокоорганизованными животными. После рождения (или вылупления) детеныши всех зверей сосут молоко, самка может также обучать своих потомков некоторым навыкам, например, добыванию пищи и рытью нор; иногда ей в этом помогает самец. Они имеют постоянную температуру тела.
Расселившись по земле, они заняли на ней господствующее положение, образовав многочисленное разнообразие видов и заняв разные среды обитания.
Млекопитающие подразделяются на два подкласса: первозвери (однопроходные) Это утконос, ехидна и настоящие звери (плацентарные, сумчатые). В дальнейшем мы будем работать с плацентарными, т.к. к ним относится большинство млекопитающих. ( Слайд 10 классификация млекопитающих. Запись схемы в тетрадь). Познакомимся с внешним строеним млекопитающих. Слайд 11-15)
Итак, мы подошли к вопросу
а) в чем особенности строения млекопитающих, в чем состоит более высокая организация млекопитающих
Сравнивая черты строения млекопитающих и пресмыкающихся, мы можем найти ответ. А почему с пресмыкающимися? (от них произошли). Сегодня мы сравним только отделы тела, покровы, скелет и мышцы. Работаем группами. 1 группа – отделы тела, покровы, 2 группа – скелет, 3 группа – мышцы. На ваших столах карточки. Разверните их, и пять минут поработаем над заданиями .
Ребята работают над заданием по учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов».
Теперь слушаем очень внимательно, так как каждый из вас владеет маленьким кусочком текста, фрагментом знаний, а должна получится целостная картина.
(Ребята отвечают по своим заданиям и составляют текст, заполняя таблицы).
В тетрадях и на доске составляется таблица. Слайд 16,17.
Подводим итоги, какие мы нашли отличительные особенности млекопитающих?
Слайд 18
Итак, сможем ли мы ответить на главный вопрос полностью? Нет.(не все системы органов рассмотрели и сравнили).
Продолжим на следующем уроке.
Рефлексия.
А сейчас осмыслим еще раз. Вспомните что вы сегодня узнали на уроке. Представьте, что вы учитель. Вы это знаете, а ваши ученики нет. Какие вопросы вы бы им задали, чтобы они тоже узнали? Запишите эти вопросы на черновике, но имейте в виду, что отвечать на них придется вам на следующем уроке.
(Несколько минут пишут вопросы. После урока черновики сдаются).
Надеюсь, вы многое узнали на уроке, но это лишь малая часть того интересного, что известно об этих животных.
Задание на дом: (слайд 19) текст параграфа ( до головного мозга). Ответить на вопросы 1-6 в рубрике «проверь свои знания». Подготовить описание внешнего вида какого либо млекопитающего, рассказ о строении его покровов.
Выставление оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.
Признаки
Класс пресмыкающиеся
Класс млекопитающие
Отделы тела
Голова, шея, туловище, хвост. Конечности по бокам туловища
Голова, шея, туловище,
хвост. Конечности под туловищем, что способствует быстрому передвижению.
Покровы тела
Кожа сухая, тонкая без желез, покрыта роговыми чешуйками или толстыми пластинками, предохраняет от влаги и иссушения.