Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Как называли нашу страну
в разные времена»
учитель начальных классов Зуева Татьяна Ивановна
Цели урока
-
дать представление о становлении Российского государства в разные времена.
-
закреплять умение работать с текстом, анализировать исторический текст.
-
воспитывать уважение к истории своей страны
Тип урока – урок обобщение и систематизация изученного материала.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
-
иметь представление о становлении Российского Государства в разные времена
-
научиться находить в тексте исторические факты;
-
развивать умение работать с учебными текстами
Оборудование. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.М. «Вентана-Граф», 2012 г. Рабочая тетрадь № 2 по окружающему миру. 3 класс. «Вентана –Граф», 2012 г, карточка для индивидуальной работы, компьютер, проектор.
Демонстрационный материал: слайдовая презентация, нэтбуки.
Проект урока.
Организационный момент.
Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
Постановка проблемы через подводящий диалог.
Прочитайте слова записанные на доске:
Советская Россия
Московская Русь
Российская империя
Древняя Русь
Россия
- что их объединяет? (это название одного государства)
- чем они отличаются? (разное историческое время, поэтому и названия разные)
Чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
- как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
«Как называли нашу страну в разные времена».
( прочитать с доски)
Презентация
Слайд 1 ( Красива природа нашей огромной страны, это и реки, и города, и озёра, всё это Родина моя – Россия)
Мы живём в России и должны знать историю нашей Родины.
Работа с учебником.
Рассмотрите схему в учебнике на стр. 27.
- прочитаем названия нашего государства в разное историческое время
- Как называется наше государство в настоящее время?
Слайд 2,3 ( герб, флаг России)
- что вы видите?
Это символы государства.
Название Российская Федерация – закреплено в Конституции РФ. (Статья 1) прочитайте у себя в нэтбуках.
- кто сейчас руководит нашей страной?
Президент Путин В.В.
- как называлось наше государство с 1917 -1991 года?
Советская Россия
- почему оно так называлось?
Во главе государства встали Советы рабочих, крестьян и красноармейских депутатов.
Слайд 4 ( герб РСФСР)
- почему наше государство называлось СССР?
- что обозначает слово союз?
Учебник стр. 123.
( объединение государств для каких-нибудь совместных действий)
Слайд 5 (герб СССР)
Объединились в 1922 году 15 союзных республик. Назовите их, было это ваше домашнее задание.
Слайд 6 (флаги РСФСР и СССР)
Было время, когда нашей страной управлял царь, и называлась она Российская империя, Россия.
Слайд 7 (Пётр 1)
- кто вы видите на этом слайде?
Именно во время его правления наше государство стало могучей и сильной державой. Царя стали называть императором, а Россию – империей.
Слайд 8 (герб Российской империи)
Обратите внимание на флаг.
- что больше всего любил Пётр 1? (кораблестроение)
Физминутка
Слайд 10 (князья Древней Руси)
Читаю отрывок Н.Кончаловской
«Наша Древняя столица».
- о каком историческом времени нашего государства рассказывается в этом стихотворении?
Слайд 11, 12 (герб Московской Руси, печать Ивана 4)
Рассматривая схему мы видим, что Русь и Россия – это названия одного государства. Действительно, эти государства очень похожи. А можете ли вы объяснить, как произошли эти названия?
Я предлагаю несколько гипотез.
Какое из предположений вам покажется более убедительным. Обоснуйте свой ответ.
Поиск решения, проверка гипотез.
Слайд 13 (гипотезы)
А можем ли мы считать эти утверждения верными?
На самом деле, ни одно из этих утверждений нельзя считать верным, потому, что нет точных исторических доказательств. Это лишь предположения учёных.
Слайд 14 (Россия)
Дифференцированная самостоятельная работа в группах.
Сегодня мы проведём свои исторические исследования. У нас будут работать три исследовательские группы. Консультанты каждой группы помогут мне оценить работу каждого из вас.
Сегодня ими будут:
Тирамоиев Даниил – 1 группа (красные кружки)
Овсянникова Надежда – 2 группа (синие кр.)
Матвеева Анна – 3 группа (Зелёные кр.)
Работаем с помощью плана.
Дифференцированная работа
-
Цибулин Иван – Пётр 1 прочитать и рассказать интересные факты из его жизни.
-
Беляков Денис – работа в Т.№ 2 стр. 8 распределить порядок правления императоров
-
Хуснутдинов Дмитрий – карточка, под иллюстрациями подписать имена выдающихся личностей нашего государства.
Проверка работы в группах и индивидуально.
Рефлексия
-почему наша страна называлась по-разному? (разное историческое время)
-зачем это надо знать? (мы живём в России, и должны знать историю своей Родины).
Спасибо всем за урок.
ЛИТЕРАТУРА
Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.М. Учебник по окружающему миру 3 класс. «Вентана-Граф», 2009 г.
Рабочая тетрадь № 2 по окружающему миру. 3 класс. «Вентана –Граф», 2009 г
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: методика обучения/Н.Ф.Виноградова. –М.: Вентана-Граф, 2009.
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: Основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей начальных классов. –Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.
Соловьёва Т.А., Рогалёва.Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 3 класс. –М.: ВАКО, 2006.