kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык по УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 4 класс

Тема урока: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  - чь

Учитель: Крупина Татьяна Анатольевна, МБОУ «СОШ № 25» г. Череповец

Место урока в теме: 1 урок по теме

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Цель и ожидаемый результат:

Наблюдение за изменением глаголов имеющих в начальной форме суффикс – чь

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД

Задачи урока:

1. Наблюдать за особенностями глаголов при изменении их по лицам и числам

2. Учиться правильно, употреблять глаголы в речи

3. Формировать умение правильно спрягать глаголы

Оборудование к уроку: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой «Русский язык 4 класс: часть 1, 2», карточки с пиктограммами, карточка рефлексии

Этап урока

Задачи в

деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

I этап

Целеполагание. Планирование деятельности.

Приветствие и начало урока русского языка

Начинаем урок русского языка.

Садитесь

Отройте рабочие тетради и подпишите число.

Ученики садятся на свои места, оформляют в рабочей тетради число и вид работы

Регулятивные целепологания, коммуникативные

Сегодня мы начинаем новую тему.

Откройте содержание учебника и найдите, пожалуйста, тему нашего урока.

Откройте учебник на нужной странице и прочитайте тему урока.

Что вам уже известно в теме урока?

Чему же сегодня мы будем учиться?

Какую цель мы  ставим перед собой?

Цель выносим на доску

Как мы будем достигать поставленной цели?

(на доску выносим карточки с пиктограммами)

По оглавлению ищут тему урока.

Открывают учебник на нужной странице

Читают тему урока «Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  - чь»

Ответы детей:

Нам известно, что такое глагол (это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Нам известно, что глаголы могут изменяться (они могут изменяться по лицам, числам, по временам)

Нам известно, что глаголы могут в начальной форме оканчиваться на – ть, - чи, - чь

Ответы учеников: Как изменяются глаголы с суффиксом – чь

Наблюдение за изменением глаголов имеющих в начальной форме суффикс - чь

Работа по учебнику. Рассматривание заданий.

План работы: Работа с обратным словарем, работа с таблицей, работа в паре, умение делать вывод

Регулятивные целепологания, коммуникативные

II этап

Создание проблемной ситуации

Начинаем работу с упражнения 88. Прочитайте задание.

Повторите, что вы будете делать?

Работать над данными словами и предложениями вы будете в паре.

Запишите слова, которые будете вставлять в тетради в столбик.

Ребята, скажите, надо ли списывать предложения?

Что мы должны записать?

Прочитайте получившиеся предложения.

Почему употребляли разные формы глагола жечь? 

Какие приставки изменяли значение слова жечь?

Итак, мы с вами поняли, что в разных по значению предложениях необходимы разные глаголы. В какой форме стояли данные глаголы?

Читают задание упражнения.

Найдем в обратном словаре слово жечь и однокоренные слова

Дополним ими данные предложения.

Работа в паре.

Ответ детей: нет

Мы записывает только слова в столбик  в тетради

Записывают слова в столбик в тетради:

зажечь

сжечь

обжечь

прижечь

поджечь

разжечь

Читают полученные предложения по очереди.

В разных предложениях употребляем разные по смыслу глаголы.

Приставки за, с, об, при, под, раз…

Ответы детей: Данные глаголы стояли в начальной форме

познавательные, общеучебные, коммуникативные

III этап

Практическая деятельность учащихся

Продолжаем наблюдать за глаголами.

Прочитаем задание упражнения 89.

Повторите, что вы будете делать?

Слова из данного списка, мы с вами уже записали в тетради.

Посмотрите в таблице, на стр. 116, как интересно эти глаголы спрягаются.

Продолжаем работу в паре. Внимательно рассмотрите спряжение двух первых глаголов. Обязательно друг другу проговаривайте глаголы.

Проговорим вместе вслух данные глаголы.

Что интересного вы заметили?

В каких формах есть звук [г]?

Это формы какого лица и числа?

Отвечаем на второй вопрос из упражнения.

В каких формах на месте звука[г] появляется звук [ж]?

Прочитайте последнее задание в упражнении. Что надо сделать?

Прежде, чем вы начнете работать, прошу на полях нарисовать линеечку самооценки. Критерий оценки правильность.

Оцените свою способность правильно выполнить данное задание.

Читают задание упражнения.

Надо найти в обратном словаре глагол жечь и однокоренные слова.

Ответим на вопросы по заданию упражнения

Жечь, зажечь

Работая в паре, читают данную таблицу: я жгу, зажгу и т.д.

Я жгу, зажгу

Они жгут, зажгут

в этих формах есть звук [г]

Формы 1 лица ед. числа и 3 лица мн. числа

Читают формы по таблице из учебника.

В 1 лице мн. числа, во 2 лице ед. и мн. числа, в 3 лице ед. числа.

Ответы детей: нужно проспрягать еще два глагола.

Ученик на полях рисуют линеечку самооценки

Прав.

Оценивают самостоятельно по данному критерию.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Поднимите руку,  кто может сделать это самостоятельно?

Остальные работают со мной.

Один из глаголов, например, обжечь, спрягаем вместе. Кто из вас готов работать на доске?

Второй глагол проспрягайте самостоятельно. На какую особенность глагола надо обратить внимание?

Проверяем выполнения задания. Кто сможет прочитать полученные слова?

Поднимите руку, кто справился сам.

Посмотрите на свою самооценку. Встаньте те, у кого совпала самооценка с той, что прогнозировали.

Вывод

В каких формах на месте звука[г] появляется звук [ж]?

Мы узнали как спрягаются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?

Трудности были?

Где возникли трудности?

Ученики выполняют упражнение в тетради.

Ученики выполняют упражнение в тетради и на доске.

По желанию

я обожгу, подожгу

 мы обожжем, подожжем

ты обожжешь, подожжешь

вы обожжете,

подожжете

он обожжет, подожжет

они обожгут,  подожгут

Учащиеся работают самостоятельно.

Слышится один звук  [ж], а пишется двойная буква жж

Ученик читает полученные слова.

Ученики поднимают руку.

Ученики встают.

В 1 лице мн. числа, во 2 лице ед. и мн. числа, в 3 лице ед. числа.

Ответ учеников: да

Ответ учеников: да

Правильно записать глаголы в 1 лице мн. числа, во 2 лице ед. и мн. числа, в 3 лице ед. числа.

IV этап

Рефлексия

(самооценка и самоанализ). Оценивание.

Какой вывод можно сделать по уроку?

Возьмите карточку рефлексии.

Выполнение этой работы мне понравилось( не понравилось) потому, что__________________

Наиболее трудным мне показалось__________

Самым интересным было__________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее________________

Я бы хотел попросить своего учителя_______

Оценки за работу на уроке получают….

Сегодня на уроке мы узнали, как изменяются глаголы с суффиксом – чь

Выступление 5-6 человек

Регулятивные, личностные, Коммуникативные

V этап

Домашнее задание

Для домашней работы вам предлагаются следующие задания:

1)использую слова имеющие в начальной форме суффикс –чь, составить 3-4 предложения по теме «Будем беречь природу»

2) В списке однокоренных глаголов к глаголу жечь, осталось 3 глагола. Дома их проспрягайте.

Записывают задание в дневник.

Личностные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь»


Предмет: русский язык по УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 4 класс

Тема урока: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь

Учитель: Крупина Татьяна Анатольевна, МБОУ «СОШ № 25» г. Череповец

Место урока в теме: 1 урок по теме

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Цель и ожидаемый результат:

Наблюдение за изменением глаголов имеющих в начальной форме суффикс – чь

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД

Задачи урока:

1. Наблюдать за особенностями глаголов при изменении их по лицам и числам

2. Учиться правильно, употреблять глаголы в речи

3. Формировать умение правильно спрягать глаголы

Оборудование к уроку: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой «Русский язык 4 класс: часть 1, 2», карточки с пиктограммами, карточка рефлексии


Этап урока

Задачи в

деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

I этап

Целеполагание. Планирование деятельности.

Приветствие и начало урока русского языка

Начинаем урок русского языка.

Садитесь

Отройте рабочие тетради и подпишите число.

Ученики садятся на свои места, оформляют в рабочей тетради число и вид работы


Регулятивные целепологания, коммуникативные

Сегодня мы начинаем новую тему.

Откройте содержание учебника и найдите, пожалуйста, тему нашего урока.

Откройте учебник на нужной странице и прочитайте тему урока.

Что вам уже известно в теме урока?











Чему же сегодня мы будем учиться?

Какую цель мы ставим перед собой?

Цель выносим на доску


Как мы будем достигать поставленной цели?

(на доску выносим карточки с пиктограммами)

По оглавлению ищут тему урока.

Открывают учебник на нужной странице

Читают тему урока «Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь»

Ответы детей:

Нам известно, что такое глагол (это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Нам известно, что глаголы могут изменяться (они могут изменяться по лицам, числам, по временам)

Нам известно, что глаголы могут в начальной форме оканчиваться на – ть, - чи, - чь

Ответы учеников: Как изменяются глаголы с суффиксом – чь

Наблюдение за изменением глаголов имеющих в начальной форме суффикс - чь

Работа по учебнику. Рассматривание заданий.

План работы: Работа с обратным словарем, работа с таблицей, работа в паре, умение делать вывод

Регулятивные целепологания, коммуникативные

II этап

Создание проблемной ситуации


Начинаем работу с упражнения 88. Прочитайте задание.

Повторите, что вы будете делать?



Работать над данными словами и предложениями вы будете в паре.

Запишите слова, которые будете вставлять в тетради в столбик.

Ребята, скажите, надо ли списывать предложения?

Что мы должны записать?








Прочитайте получившиеся предложения.

Почему употребляли разные формы глагола жечь? 


Какие приставки изменяли значение слова жечь?

Итак, мы с вами поняли, что в разных по значению предложениях необходимы разные глаголы. В какой форме стояли данные глаголы?

Читают задание упражнения.


Найдем в обратном словаре слово жечь и однокоренные слова

Дополним ими данные предложения.

Работа в паре.




Ответ детей: нет

Мы записывает только слова в столбик в тетради

Записывают слова в столбик в тетради:

зажечь

сжечь

обжечь

прижечь

поджечь

разжечь

Читают полученные предложения по очереди.

В разных предложениях употребляем разные по смыслу глаголы.

Приставки за, с, об, при, под, раз…


Ответы детей: Данные глаголы стояли в начальной форме

познавательные, общеучебные, коммуникативные

III этап

Практическая деятельность учащихся


Продолжаем наблюдать за глаголами.

Прочитаем задание упражнения 89.

Повторите, что вы будете делать?

Слова из данного списка, мы с вами уже записали в тетради.

Посмотрите в таблице, на стр. 116, как интересно эти глаголы спрягаются.

Продолжаем работу в паре. Внимательно рассмотрите спряжение двух первых глаголов. Обязательно друг другу проговаривайте глаголы.


Проговорим вместе вслух данные глаголы.

Что интересного вы заметили?


В каких формах есть звук [г]?

Это формы какого лица и числа?


Отвечаем на второй вопрос из упражнения.

В каких формах на месте звука[г] появляется звук [ж]?


Прочитайте последнее задание в упражнении. Что надо сделать?

Прежде, чем вы начнете работать, прошу на полях нарисовать линеечку самооценки. Критерий оценки правильность.

Оцените свою способность правильно выполнить данное задание.






Читают задание упражнения.



Надо найти в обратном словаре глагол жечь и однокоренные слова.

Ответим на вопросы по заданию упражнения

Жечь, зажечь



Работая в паре, читают данную таблицу: я жгу, зажгу и т.д.


Я жгу, зажгу

Они жгут, зажгут

в этих формах есть звук [г]

Формы 1 лица ед. числа и 3 лица мн. числа




Читают формы по таблице из учебника.

В 1 лице мн. числа, во 2 лице ед. и мн. числа, в 3 лице ед. числа.

Ответы детей: нужно проспрягать еще два глагола.


Ученик на полях рисуют линеечку самооценки

Прав.






Оценивают самостоятельно по данному критерию.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Поднимите руку, кто может сделать это самостоятельно?

Остальные работают со мной.

Один из глаголов, например, обжечь, спрягаем вместе. Кто из вас готов работать на доске?






Второй глагол проспрягайте самостоятельно. На какую особенность глагола надо обратить внимание?


Проверяем выполнения задания. Кто сможет прочитать полученные слова?

Поднимите руку, кто справился сам.

Посмотрите на свою самооценку. Встаньте те, у кого совпала самооценка с той, что прогнозировали.

Вывод

В каких формах на месте звука[г] появляется звук [ж]?

Мы узнали как спрягаются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?

Трудности были?

Где возникли трудности?


Ученики выполняют упражнение в тетради.


Ученики выполняют упражнение в тетради и на доске.

По желанию

я обожгу, подожгу

мы обожжем, подожжем

ты обожжешь, подожжешь

вы обожжете,


подожжете

он обожжет, подожжет

они обожгут, подожгут


Учащиеся работают самостоятельно.

Слышится один звук [ж], а пишется двойная буква жж

Ученик читает полученные слова.


Ученики поднимают руку.

Ученики встают.

В 1 лице мн. числа, во 2 лице ед. и мн. числа, в 3 лице ед. числа.


Ответ учеников: да

Ответ учеников: да

Правильно записать глаголы в 1 лице мн. числа, во 2 лице ед. и мн. числа, в 3 лице ед. числа.



IV этап

Рефлексия

(самооценка и самоанализ). Оценивание.



Какой вывод можно сделать по уроку?


Возьмите карточку рефлексии.

Выполнение этой работы мне понравилось( не понравилось) потому, что__________________

Наиболее трудным мне показалось__________

Самым интересным было__________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее________________

Я бы хотел попросить своего учителя_______


Оценки за работу на уроке получают…..

Сегодня на уроке мы узнали, как изменяются глаголы с суффиксом – чь



Выступление 5-6 человек

Регулятивные, личностные, Коммуникативные

V этап

Домашнее задание



Для домашней работы вам предлагаются следующие задания:

1)использую слова имеющие в начальной форме суффикс –чь, составить 3-4 предложения по теме «Будем беречь природу»

2) В списке однокоренных глаголов к глаголу жечь, осталось 3 глагола. Дома их проспрягайте.

Записывают задание в дневник.

Личностные




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь

Автор: Крупина Татьяна Анатольевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока и презентация по теме "Изменение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_i_priezientatsiia_po_tiemie_izmienieniie_ghlagholov_imieiushchik"
    ["file_id"] => string(6) "451243"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516447548"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь "
    ["seo_title"] => string(73) "kak-izmieniaiutsia-ghlagholy-imieiushchiie-v-nachal-noi-formie-suffiks-ch"
    ["file_id"] => string(6) "176712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424456264"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по теме "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_kak_izmieniaiutsia_ghlagholy_imieiushchiie_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "430996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507213801"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Как изменяются глаголы,имеющие в начальной форме суффикс -чь""
    ["seo_title"] => string(66) "kak_izmeniaiutsia_glagoly_imeiushchie_v_nachalnoi_forme_suffiks_ch"
    ["file_id"] => string(6) "622686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673347573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства