Просмотр содержимого документа
«"Как изменяются глаголы,имеющие в начальной форме суффикс -чь"»
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в
в начальной форме суффикс -чь».
Цели урока:
- узнать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь ;
- учить изменять глаголы с суффиксом –чь , работать с обратным словарем; находить чередование согласных в корне слова;
- развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.
- воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Пожелаем друг другу успеха. Ну, а я желаю успеха Вам.
- Открываем тетради и записываем число: 17 ноября
Классная работа
2. Словарная работа
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автомобиль)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница)
- Посмотрите внимательно на эти слова. Они помогут узнать имя главного героя нашего урока (прочитайте первые буквы, и вы его узнаете). Кто же это? ГЛАГОЛ.
Актуализация темы урока.
- Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем на каждом уроке. И сегодняшний урок не исключение.
- Давайте вспомним все об этой части речи.
- Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал».
Заполните I столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -)
-Что Вы знаете о глаголе?
Глагол – это…. часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по… временам и числам.
Спряжение – это… изменение глагола по лицам и числам
Спрягаются только глаголы… настоящего и будущего времени
На какую форму глагола указывает суффикс -л- ? на форму прошедшего времени
Глаголы в прошедшем времени изменяются по…, а в единственном числе по… (по числам; родам)
Не с глаголами пишется… раздельно
В предложении глаголы являются… сказуемыми
На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.
Он старался ___ разжечь _______ костер.
Она решила ___ сжечь _______старые письма.
Главное - не _ обжечь _________ руку!
Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.
Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.
- От какого слова они образовались и при помощи чего?
(от слова жечь, при помощи приставок).
- Для чего мы выполнили это задание?
(Познакомились с глаголом на -чь, учились правильно записывать родственные глаголы).
2) Упр. 89 с. 115-116.
- Продолжим работу.
Обратный словарь (с.149). Работа по вопросам учебника.
- Чему учились, выполняя это задание?
(Учились склонять глагол жечь).
- А другие глаголы, имеющие суффикс -чь в начальной форме, как будут склоняться?
(Высказывают предположения (так же)).
Самостоятельная работа
- Проспрягайте по этому образцу еще два глагола, родственных глаголу жечь.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте одинаково ли у вас получилось?
прижечь, сжечь.
Ед. ч. Мн. ч.
1 л. я прижгу, сожгу мы прижжём сожжём
2 л. Ты прижжёшь, сожжёшь вы прижжёте, сожжёте
л. Он прижжёт, сожжёт они прижгут, сожгут
3) Упр. 90 с. 116.
- Продолжим работу.
Обратный словарь (с.149-150). Работа по вопросам учебника. (Сначала разбор устный по вопросам учебника, только после этого письменное спряжение выписанных глаголов):
1) ВЫПИСАТЬ столбиком
2) – Прежде СРАВНИМ спряжение глаголов лечь и жечь.
- Вы замечаете сходство?
- В каких формах есть звук [г]?
- В каких он заменяется на звук [ж]?
3) - Вернитесь к столбику выписанных вами глаголов. Предположи, в каких формах у каждого из этих глаголов на месте [г] и [к] появятся шипящие звуки? А в каких формах их не будет?
4) Самостоятельное выполнение по образцу. Проверка.
Лечь – лягу, ляжешь (г) / (ж);
Печь – пеку, печешь (к) / (ч`);
Беречь – берегу, бережешь (г) / (ж);
Стеречь – стерегу, стережешь (г) / (ж);
Сечь – секу, сечешь (к) / (ч`);
Течь – теку, течешь (к) / (ч`);
Стричь – стригу, стрижешь (г) / (ж).
Первичное закрепление.
- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на - чь. Здесь нам помогут Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило. (с. 117)
- Прочтем диалог ребят и Евдокии Васильевны.
- Что интересного Вам удалось обнаружить?
- Дополните то, что хотела сказать Маша. В каких личных формах глаголов
на – чь есть звуки [г] и [к]?
(1 лица ед. ч. и 3 лица мн.ч.)
- А в каких формах эти звуки заменяются на шипящие?
8. Самостоятельная работа с самопроверкой.
А сейчас - самостоятельная работа.
Выполните упражнение 58 из тетради для самостоятельных работ № 1 (с. 56),
проверьте в парах (взаимопроверка).
9. Итог:
- Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены?
- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?
- Как же изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь?