kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как изменяются глаголы,имеющие в начальной форме суффикс -чь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 4 классе. Программа ПНШ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как изменяются глаголы,имеющие в начальной форме суффикс -чь"»

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в

в начальной форме суффикс -чь».

Цели урока:

- узнать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь ;

- учить изменять глаголы с суффиксом –чь , работать с обратным словарем; находить чередование согласных в корне слова;

- развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

- воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; доброжелательное отношение друг к другу.


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Пожелаем друг другу успеха. Ну, а я желаю успеха Вам.


- Открываем тетради и записываем число: 17 ноября

Классная работа


2. Словарная работа

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

 

1) Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.  (Газета)


2) Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата)


3) Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины,

И питается бензином! (Автомобиль)

 

4) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков …  (горох)


5) Без окон, без дверей,

Полна горница людей.  (Огурец)


6) Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене –

Найдётся сразу дело мне. (Лестница)


- Посмотрите внимательно на эти слова. Они помогут узнать имя главного героя нашего урока (прочитайте первые буквы, и вы его узнаете).  Кто же это? ГЛАГОЛ.


  1. Актуализация темы урока.

- Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем на каждом уроке. И сегодняшний урок не исключение.

- Давайте вспомним все об этой части речи.


- Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал».

Заполните I столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -)

-Что Вы знаете о глаголе?

  1. Глагол – это…. часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  2. Глаголы изменяются по… временам и числам.

  3. Спряжение – это… изменение глагола по лицам и числам

  4. Спрягаются только глаголы… настоящего и будущего времени

  5. На какую форму глагола указывает суффикс -л- ? на форму прошедшего времени

  6. Глаголы в прошедшем времени изменяются по…, а в единственном числе по… (по числам; родам)

  7. Не с глаголами пишется… раздельно

  8. В предложении глаголы являются… сказуемыми

  9. На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Что делать? Что сделать?

  1. Назовите суффиксы глаголов начальной формы. –ть, -ти, -чь

  2. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь?


- На все ли вопросы вы смогли дать ответ?

- На какой вопрос у вас нет ответа?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).

- На этот вопрос мы сегодня и ответим.

- Заполните 2 столбик таблицы «Хочу знать»

  1. Постановка темы, цели урока.

- Тема нашего урока? Какую страницу учебника открываем?

(Тема нашего урока «Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь? с. 115)


- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

(1) Узнать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь.

(2) Научиться изменять глаголы с суффиксом –чь.


5.  Физминутка

- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

 

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.


  1. Изучение нового материала.

  1. Упр. 88 с. 115. (Дети читают задание к упражнению)

- Откройте Обратный словарь (с.149) и найдите в нем глагол жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.


- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.

Он старался ___ разжечь _______ костер.

Она решила ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

ПРОВЕРКА.

- Какие глаголы вписали?

(разжечь, сжечь, обжечь, прижечь, поджечь, зажечь).

- Как называются такие слова?

(родственные)

- От какого слова они образовались и при помощи чего?

(от слова жечь, при помощи приставок).

- Для чего мы выполнили это задание?

(Познакомились с глаголом на -чь, учились правильно записывать родственные глаголы).


2) Упр. 89 с. 115-116.

- Продолжим работу.

Обратный словарь (с.149). Работа по вопросам учебника.


- Чему учились, выполняя это задание?

(Учились склонять глагол жечь).

- А другие глаголы, имеющие суффикс -чь в начальной форме, как будут склоняться?

(Высказывают предположения (так же)).


Самостоятельная работа

- Проспрягайте по этому образцу еще два глагола, родственных глаголу жечь.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте одинаково ли у вас получилось?


прижечь, сжечь.

Ед. ч. Мн. ч.

1 л. я прижгу, сожгу мы прижжём сожжём

2 л. Ты прижжёшь, сожжёшь вы прижжёте, сожжёте

  1. л. Он прижжёт, сожжёт они прижгут, сожгут


3) Упр. 90 с. 116.

- Продолжим работу.

Обратный словарь (с.149-150). Работа по вопросам учебника. (Сначала разбор устный по вопросам учебника, только после этого письменное спряжение выписанных глаголов):

1) ВЫПИСАТЬ столбиком

2) – Прежде СРАВНИМ спряжение глаголов лечь и жечь. 

- Вы замечаете сходство?

- В каких формах есть звук [г]?

- В каких он заменяется на звук [ж]?

3) - Вернитесь к столбику выписанных вами глаголов. Предположи,  в каких формах у каждого из этих глаголов на месте  [г] и  [к]  появятся шипящие звуки? А в каких формах их не будет?


4) Самостоятельное выполнение по образцу. Проверка.

Лечь – лягу, ляжешь (г) / (ж);

Печь – пеку, печешь (к) / (ч`);

Беречь – берегу, бережешь (г) / (ж);

Стеречь – стерегу, стережешь (г) / (ж);

Сечь – секу, сечешь (к) / (ч`);

Течь – теку, течешь (к) / (ч`);

Стричь – стригу, стрижешь (г) / (ж).


  1. Первичное закрепление.

- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на - чь. Здесь нам помогут Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило. (с. 117)


- Прочтем диалог ребят и Евдокии Васильевны.

- Что интересного Вам удалось обнаружить?

- Дополните то, что хотела сказать Маша. В каких личных формах глаголов

на – чь есть звуки [г] и  [к]?

(1 лица ед. ч. и 3 лица мн.ч.)

- А в каких формах эти звуки заменяются на шипящие?


8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А сейчас - самостоятельная работа.

Выполните упражнение 58 из тетради для самостоятельных работ № 1 (с. 56),

проверьте в парах (взаимопроверка).


9. Итог:

- Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены?

- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?

- Как же изменяются глаголы, имеющие  в начальной форме суффикс  -чь?

- Заполните 3 столбик таблицы «Знаю - Хочу знать – Узнал».

- Я хотела бы отметить ребят, которые сегодня были активны на уроке и поставить им отметки.


10. Рефлексия.

- Как оцениваете работу класса?

- Где мы можем использовать полученные знания?

- Достаточно ли хорошо вы усвоили тему? Оцените свою работу на уроке.

11. Домашнее задание.

- Дома потренируйтесь в употреблении в речи глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь, выполните упр.91.

- На этом наш урок закончен. Вы молодцы, Всем спасибо







































  1. Таблица «Знаю - Хочу знать – Узнал»



Я знаю

Хочу знать

Узнал

Глагол – это…..




Глаголы изменяются по …..




Спряжение – это…..




Спрягаются только глаголы…..




На какую форму глагола указывает суффикс-л?




Глаголы в прошедшем времени изменяются по ….., а в единственном числе по …..




Не с глаголами пишется…..




В предложении глаголы являются…..




На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?




Назовите суффиксы глаголов начальной формы.




Как изменяются глаголы начальной формы с суффиксом -чь?







  1. Упражнение 88.


Он старался __________________________ костер.

Она решила __________________старые письма.

Главное - не ___________________ руку!

Рану пришлось ________________ йодом.

Преступники хотели ______________ сарай с разных сторон, но им не удалось___________________ его.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Как изменяются глаголы,имеющие в начальной форме суффикс -чь"

Автор: Комлева Людмила Валентиновна

Дата: 10.01.2023

Номер свидетельства: 622686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства