Просмотр содержимого документа
«Изменение имён существительных по падежам»
Тема: Изменение имён существительных по падежам
Цель: знакомство с понятием «изменение слова по падежам»; наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей; учить решать проблемные задачи.
Планируемые результаты : Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Лиса, лисы, лисе, лисой.
— Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)
— Поставьте к каждому слову вопрос.
— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 64 (с. 36).
— Прочитайте текст.
— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)
— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.
(Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.
— Что такое склонение? (Изменение по падежам.)
— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.
Упр. 65 (с. 37).
(Коллективное выполнение.)
— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.
2. Упражнение в склонении имён существительных
— Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выделите окончания.
(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)
3. Самостоятельная работа
— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза. (Проверка.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 66 (с. 38).
- Прочитайте.
- Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам.)
- Выполните задание. (Проверка с записью на доске.)
2. Выборочный диктант
- Выпишите имена существительные, укажите их род и число. 1) Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2) Крепкую дружбу и топором
не разрубишь. 3) Мороз и метели под февраль полетели. 4) Рукам работа - душе праздник.