kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по падежам.Склонение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Изменение имен существительных по падежам. Склонение».           

Цели:

  -способствовать  формированию  представления об   изменении имён     

     существительных по падежам;

    -познакомить с терминами «склонение»,  «падеж»;

   -  продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и                  устанавливать связь слов в предложении;

   -продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся.

    -воспитывать умение работать в группе, сотрудничать с учителем и товарищами.

 Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование для  урока: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся, интерактивная      доска, компьютер, проектор,  оценочные листы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся:  ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения это  доброжелательная улыбка. 

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:

         Готовы! Тогда начинаем наш урок.

– Ребята! Шла я сегодня в школу, и зима мне увиделась такой как у А.С. Пушкина.

– А какой вы увидели сегодня зиму? (Высказывания детей).

-минутка чистописания
– Какие вы знаете пословицы о зиме?

2. Повторение пройденного.

– Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я.

  1. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  2. Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.
  3. Январь году начало, а зиме середина.
  4. Готовь сани летом, а телегу – зимой

– Какой частью речи является слово «кататься» (глагол). Докажите.
– Образуйте от глагола «кататься» имя существительное. (каток, катание).
– Выясним лексическое значение слова «каток».

1.  Ледяная площадка для катания на коньках.
2. Машина, которая уплотняет (прикатывает) асфальт или дорожное покрытие.
3. Приспособление для глажения тканей посредством катания.
Вывод: Каток – многозначное слово.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитайте запись на доске.

Девочка любовалась.

– Что записано? (Предложение)
– Докажите.
– Что мы можем сказать об этом предложении. (Нераспространенное, состоит из основы – главных членов предложения).
– Что надо сделать, чтобы предложение стало распространенным. (Добавить второстепенные члены предложения, распространить предложение).

Дети составляют предложение.

– Запишите предложение с комментированием.

Маленькая девочка любовалась хрупкой снежинкой. 

(Выполнить синтаксический разбор предложения).  Таблицы подсказки.

  • Как мы устанавливаем связь слов в предложении?
  • Назовите имена существительные в этом предложении.
  • Что можете о них сказать? (Одушевленные или неодушевленные)
  • Докажите (Используем вопросы кто? или что?)
  • Чем отличаются?  (Снежинкой – изменилась форма слова).
  • Что такое словоизменение?
  • Для чего нужно словоизменение? (Для связи слов в предложении)

4.Усвоение новых знаний и способов действия.

– Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». На доске таблица.

Девочка

Снежинка

Слово-помощник

Есть

Нет

Обрадоваться

Вижу

Доволен

Думаю

Постепенное заполнение таблицы.

– Что просится между этими словами? (Вопрос)
– Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.
– Можно ли так сказать нет девочка? Почему?
– А как поступить?
– Нет кого? Девочки.
– Почему так (По смысловой связи). 
– Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)
– Они разные. Менялось и окончание слова.

Правило. Изменение имен существительных по вопросам – есть изменение по падежам.

– Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)
– В русском языке 6 падежей.
(Открыть таблицу название падежей)
– Прочитайте их и запишите в тетради в сокращенном варианте.

И.п.
Р.п. (и т.д. столбиком).

– Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.

Инсценирование сказки про падежи.

§ 
В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки - падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их. 
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше… 
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый? 
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно. 
- Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый. 
- И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой. 
- Не о чём, а чем? – поправил пятый. 
- К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос? 
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга. 
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой падеж. 
- И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй падеж. – У кого здесь первого родилась идея называть всех? 
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО? 
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж. 
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ? 
Обрадовался Дательный падеж и тут же закричал: 
- Кому ещё имя? 
- КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый падеж. У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым. 
- И чего так кричать? – возмутился Родительный падеж. – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было. 
- И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход. 
- О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. 
Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем. 
- У меня родилась идея! – крикнул Родительный. - Надо дать шестому название. 
- Не название, а имя, поправил Именительный. 
- К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный. 
А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он. 
- Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный падеж. 
- Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять падежей.

- Работа в группах.

Каждой группе дана загадка, ее нужно отгадать и изменить отгадку по падежам.

                     1-ая группа

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (снегурочка)

                                                  2-ая группа

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут, как тут.(снегирь)

                     3-я группа

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.(снег)

                     4-ая группа

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра.

Не пищит и не кусает-

Просто так себе летает.(снежинка)

-Физкультминутка

- работа в парах

-Записать словосочетания, раскрывая скобки. Определить падеж существительных.

Календарь ( погода) -------(.п.)

Подвиг (герой)  -------(…п)

Гордиться (страна) -------(.п)

Читать (книга) --------(.п)

Думать о (друзья) -------(.п)

Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем.

5. Закрепление.

Игра «Эстафета».

Учитель: Как вы определяли падеж у существительных, выполняя это задание?

Дети: Ставили вопросы, использовали вспомогательные слова.

Учитель: Давайте ещё раз повторим их.

(Дети по цепочке называют падеж, вспомогательное слово и вопросы по таблице “Склоняй правильно”

.– Хорошо справились с этим заданием.

Ученику – успех, учителю – радость.

– С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по  вопросам (склонять).)
– Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).
– Учились склонять, чтобы в дальнейшем правильно писать окончания имен существительных. Ребята, эта тема большая и трудная, но необходимая. И я вам докажу.

(На доске стихотворение).

Вьюга, снежная пурга
Напряди нам пряж….
Взбей  пушистые снега
Словно пух лебяжий. (С. Маршак)

– Какую букву надо написать в слове пряжи.
– Как будем рассуждать?
– Найдем слово, от которого зависит имя существительное пряжи.
– Поставим вопрос.
– Найдем в таблице падеж по вопросу и окончание.  (Р.п. окончание и).
– Значит напишем пряжи.
– Убедились?

-А сейчас послушайте интересное сообщение о падежах (презентация Шеверняевой Дарьи).

6. Рефлексия.

«Дерево успеха».

На уроке я :

-все понял (а)-  зеленый лист

-все понял (а), но есть вопросы – желтый лист

-ничего не понял ( а) — красный лист


 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по падежам.Склонение".»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по падежам.Склонение".

Автор: Зуенко Ирина Александровна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305267

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства