Тема: «Изменение имен существительных по падежам. Склонение».
Цели:
-способствовать формированию представления об изменении имён
существительных по падежам;
-познакомить с терминами «склонение», «падеж»;
- продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении;
-продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся.
-воспитывать умение работать в группе, сотрудничать с учителем и товарищами.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Оборудование для урока: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся, интерактивная доска, компьютер, проектор, оценочные листы.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:
Готовы! Тогда начинаем наш урок.
– Ребята! Шла я сегодня в школу, и зима мне увиделась такой как у А.С. Пушкина.
– А какой вы увидели сегодня зиму? (Высказывания детей).
-минутка чистописания
– Какие вы знаете пословицы о зиме?
2. Повторение пройденного.
– Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.
- Январь году начало, а зиме середина.
- Готовь сани летом, а телегу – зимой
– Какой частью речи является слово «кататься» (глагол). Докажите.
– Образуйте от глагола «кататься» имя существительное. (каток, катание).
– Выясним лексическое значение слова «каток».
1. Ледяная площадка для катания на коньках.
2. Машина, которая уплотняет (прикатывает) асфальт или дорожное покрытие.
3. Приспособление для глажения тканей посредством катания.
Вывод: Каток – многозначное слово.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Прочитайте запись на доске.
Девочка любовалась.
– Что записано? (Предложение)
– Докажите.
– Что мы можем сказать об этом предложении. (Нераспространенное, состоит из основы – главных членов предложения).
– Что надо сделать, чтобы предложение стало распространенным. (Добавить второстепенные члены предложения, распространить предложение).
Дети составляют предложение.
– Запишите предложение с комментированием.
Маленькая девочка любовалась хрупкой снежинкой.
(Выполнить синтаксический разбор предложения). Таблицы подсказки.
- Как мы устанавливаем связь слов в предложении?
- Назовите имена существительные в этом предложении.
- Что можете о них сказать? (Одушевленные или неодушевленные)
- Докажите (Используем вопросы кто? или что?)
- Чем отличаются? (Снежинкой – изменилась форма слова).
- Что такое словоизменение?
- Для чего нужно словоизменение? (Для связи слов в предложении)
4.Усвоение новых знаний и способов действия.
– Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». На доске таблица.
Девочка
Снежинка
Слово-помощник
Есть
Нет
Обрадоваться
Вижу
Доволен
Думаю
Постепенное заполнение таблицы.
– Что просится между этими словами? (Вопрос)
– Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.
– Можно ли так сказать нет девочка? Почему?
– А как поступить?
– Нет кого? Девочки.
– Почему так (По смысловой связи).
– Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)
– Они разные. Менялось и окончание слова.
Правило. Изменение имен существительных по вопросам – есть изменение по падежам.
– Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)
– В русском языке 6 падежей.
(Открыть таблицу название падежей)
– Прочитайте их и запишите в тетради в сокращенном варианте.
И.п.
Р.п. (и т.д. столбиком).
– Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.
Инсценирование сказки про падежи.
§
В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки - падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их.
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше…
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый?
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно.
- Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый.
- И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой.
- Не о чём, а чем? – поправил пятый.
- К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос?
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга.
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой падеж.
- И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй падеж. – У кого здесь первого родилась идея называть всех?
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО?
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж.
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ?
Обрадовался Дательный падеж и тут же закричал:
- Кому ещё имя?
- КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый падеж. У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым.
- И чего так кричать? – возмутился Родительный падеж. – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было.
- И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход.
- О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем.
- У меня родилась идея! – крикнул Родительный. - Надо дать шестому название.
- Не название, а имя, поправил Именительный.
- К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный.
А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он.
- Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный падеж.
- Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять падежей.
- Работа в группах.
Каждой группе дана загадка, ее нужно отгадать и изменить отгадку по падежам.
1-ая группа
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (снегурочка)
2-ая группа
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут, как тут.(снегирь)
3-я группа
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.(снег)
4-ая группа
Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает-
Просто так себе летает.(снежинка)
-Физкультминутка
- работа в парах
-Записать словосочетания, раскрывая скобки. Определить падеж существительных.
Календарь ( погода) -------(.п.)
Подвиг (герой) -------(…п)
Гордиться (страна) -------(.п)
Читать (книга) --------(.п)
Думать о (друзья) -------(.п)
Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем.
5. Закрепление.
Игра «Эстафета».
Учитель: Как вы определяли падеж у существительных, выполняя это задание?
Дети: Ставили вопросы, использовали вспомогательные слова.
Учитель: Давайте ещё раз повторим их.
(Дети по цепочке называют падеж, вспомогательное слово и вопросы по таблице “Склоняй правильно”
.– Хорошо справились с этим заданием.
Ученику – успех, учителю – радость.
– С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по вопросам (склонять).)
– Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).
– Учились склонять, чтобы в дальнейшем правильно писать окончания имен существительных. Ребята, эта тема большая и трудная, но необходимая. И я вам докажу.
(На доске стихотворение).
Вьюга, снежная пурга
Напряди нам пряж….
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий. (С. Маршак)
– Какую букву надо написать в слове пряжи.
– Как будем рассуждать?
– Найдем слово, от которого зависит имя существительное пряжи.
– Поставим вопрос.
– Найдем в таблице падеж по вопросу и окончание. (Р.п. окончание и).
– Значит напишем пряжи.
– Убедились?
-А сейчас послушайте интересное сообщение о падежах (презентация Шеверняевой Дарьи).
6. Рефлексия.
«Дерево успеха».
На уроке я :
-все понял (а)- зеленый лист
-все понял (а), но есть вопросы – желтый лист
-ничего не понял ( а) — красный лист