Просмотр содержимого документа
«"Изменение имён существительных по числам".»
Тема урока Изменение имён существительных по числам.
Цель урока способствовать развитию умения определять число существительных, создать условия для формирования навыка правильного употребления в речи
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- определять число имен существительных;
- употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Универсальные учебные действия УУД
Познавательные:
Развивать умение извлекать информацию иллюстраций, текстов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Личностные:
осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования
Оборудование и технические средства обучения: мультимедиа проектор, ПК. Наглядные пособияи рабочие материалы: раздаточный материал (карточки),), задание к уроку в электронном виде, презентация к уроку, тетради, учебники.
Ключевые слова: число имён существительных, единственное число, множественное число. Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
А) Организационный момент.
1. Приветствие. СЛАЙД №1.
Итак, русский язык ,друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
- Доброе утро , ребята и уважаемые гости! Я рада встрече с вами и очень хочу, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А поможет его нам создать самое простое средство – улыбка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. От ваших улыбок даже светлее и теплее стало в классе!
Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд 2). Как вы понимаете её смысл?
Б) Психологический настрой на урок.
- А теперь настраиваемся на плодотворную работу и хороший результат. (Хором):
СЛАЙД № 3
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Актуализация знаний
!А) Минутка чистописания. Гимнастика для пальцев. Подготовка руки к письму.
- Я уверена, что с таким настроем вы успешно справитесь с любым заданием на уроке!
Сначала подготовьте свои пальчики к письму. Сейчас весна и гимнастика у нас будет тоже «весенняя».
Пальчиковая гимнастика « Капель» СЛАЙД №4
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель: Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.) Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! (Увеличивают темп.) Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек,
пальчики растопырены как лучики солнца) И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! Кап – кап – кап -кап!!!
(повторяют движение капели в быстром темпе.)
- Теперь запишите в тетрадях число и «классная работа».СЛАЙД№5
- Попробуйте отгадать, написание какой буквы мы будем отрабатывать сегодня на уроке. Почему так решили?
На доске записаны слова: Снегирь,синица,сорока,Саша, снег.
(Будем писать заглавную и строчную буквы С с. )
- Давайте вспомним, как каллиграфически правильно пишется эта буква СЛАЙД№6
Запишите буквы очень аккуратно на строке.
- Чему вы учились, выполняя данный вид работы? (красиво писать)
СЛАЙД №5- Какое слово можно считать «лишним» и почему? (снег)
- Что вы можете рассказать про это слово? (Игра «Аукцион». Дети называют часть речи, количество слогов, букв и звуков в слове, орфограмму и т.д. Затем слово «снег» стирается с доски)
- Что еще вы можете сказать про эти слова?
-Что такое имя существительное?
Что вы узнали о нем на прошлых уроках?
(собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные и т.д.).
Словарная работа. СЛАЙД
Орфографическая минутка.
-Посмотрите на эту запись. Какое бы задание вы предложили выполнить.
-Выписать в два столбика.В первый –существительные в единственном числе, во второй-во множественном числе. Устно образовать обратные формы.
СЛАЙД № 11
Проверка.СЛАЙД №
- Как же мы сможем определить число имени существительного?
(Если имена существительные называют один (единственный) предмет, то они употребляются в единственном числе. Если называют несколько (много) предметов, то употребляются во множественном числе).
Физминутка.Слайд №
В) Фронтальная работа с классом.
1.Упр. 3,с.104 Работают 2 ученика. (Самопроверка)
Взаимопроверка (Дети обмениваются тетрадями и сверяют по учебнику. Проверяющий пишет на полях тетради свое имя и оценивает работу по шкале
2.Одновременно 2 ученика работают самостоятельно по карточкам,
Карточка №1.
Найди и подчеркни в тексте имена существительные в единственном числе.
С полей сходит последний снег. Звенят по оврагам ручейки. Реки ломают зимний лёд. Земля пахнет весной.
Карточка №2.
Найди и подчеркни в тексте имена существительные во множественном числе.
Текут весенние ручьи. Летят шумные стайки скворцов. Грачи вьют гнёзда на деревьях. На проталинах появилась зеленая травка.
Взаимопроверка по образцу
3.ученик выполняет задание за компьютером.
Задание для выполнения за компьютером.
Вставь пропущенные буквы. Во 2 столбике укажи число имен существительных (буква Е – если ед. число, буква М – если множественное число)
Д ма
Цв ток
М розы
Ст лы
Н ра
М ря
Тр ва
Сн говик
К тята
С баки
Проверяет учитель.
Игра «Плюс и минус»
1.Имя существительное – это часть речи?
2.Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
3.Дом –это существительное во множественном числе?
4.Машины – это существительные во множественном числе?
5.Кукла – это существительное в единственном числе?
Рефлексия
- Измените число имён существительных.
Птичка,гусь, берёза, хвост, море, грибы, пчела, столы, реки, книга.