Лингвистика-это наука о языке. Лингвисты пытаются установить закономерности, помочь в овладении языком. Но часто в установленных закономерностях наблюдаются парадоксы т.е. странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям, иногда даже здравому смыслу. Один из таких парадоксов - падежная система. Есть языки, в которых падежная система практически утрачена. Английский — тому пример. Но падеж в русском языке – довольно непростая вещь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История падежей. Падежи и предлоги»
История падежей. Падежи и предлоги.
Содержание:
1.Введение.
2.Основная часть.
4.Теоретическая часть.
5.Практическая часть.
6.Выводы.
7. Литература.
Введение
«С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».
Лингвистика-это наука о языке. Лингвисты пытаются установить закономерности, помочь в овладении языком. Но часто в установленных закономерностях наблюдаются парадоксы т.е. странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям, иногда даже здравому смыслу. Один из таких парадоксов - падежная система. Есть языки, в которых падежная система практически утрачена. Английский — тому пример. Но падеж в русском языке – довольно непростая вещь. По мнению ученых, русский язык- один из самых сложных языков мира. "В русском языке около 500 тыс. слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. 1500-2000 слов - это уже 85%. У выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов. Любой русский человек, наверно, удивится, услышав это, тем не менее, это так. Шесть падежей, три наклонения, фразеологизмы и крылатые фразы, деепричастные и причастные обороты – для иностранца это большая сложность в изучении нашего языка. Так почему же нам все это не кажется верхом сложности? Потому что мы – носители русского языка, слышим, разговариваем и понимаем его с рождения. К слову сказать, мы сами толком не знаем своего языка. Совершаем ошибки при написании, говорении, неправильно образовываем слова и ошибочно согласуем слова в предложении. Нам должно быть стыдно за незнание своего второго родного языка, и я считаю это важной проблемой не только молодежи, но и взрослых людей. К сожалению, её нельзя так просто взять и исправить, все резко не могут стать грамотными. Но конечно, все зависит от желания самого человека и от уважения его к самому себе. Уважающий себя русский человек должен умело владеть своим родным языком. На уроках русского языка ещё в третьем классе мы познакомились с падежами. Меня заинтересовала данная тема, и я решила познакомиться с ними поближе. В основу своего исследования я положила вопрос о происхождении падежей. Их истории, как они развивались. Поэтому я решила провести исследование на данную тему и поставила перед собой следующую цель.
Задачи исследования:
1 выяснить, что такое падеж;
2. определить, действительно ли в русском языке всего шесть падежей ;
3. выяснить, всегда ли падежи так назывались;
4. как запомнить падежи;
5. узнать, есть ли падежи в иностранных языках
Объект исследования: падежи русского языка.
Предмет исследования: роль падежей в русском языке.
Методы:
изучение литературы;
опрос, анкетирование;
анализ различных источников.
Актуальность темы:
Какого человека можно назвать грамотным? Смысл понятия «грамотность» исторически менялся неоднократно: от элементарного умения читать до владения общественно необходимыми знаниями. Сегодня грамотный человек — это тот, кто владеет навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Каждый человек, считающий себя образованным, должен знать свой родной язык. Нельзя жить в стране и не знать хорошо её языка. Он помогает нам больше узнавать людей, передает нам чувства людей, эмоции и мысли. Русский язык – красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей. Считаю тему, которую я выбрала для изучения актуальной и интересной. Изучив множество литературы по своему вопросу, передо мной встала гипотеза, которую я должна была подтвердить.
Гипотеза: грамотный человек обязательно должен знать падежи, для того чтобы красиво говорить и писать без ошибок.
О С Н О В Н А Я Ч АС Т Ь :
1.Теоретическая часть.
Что такое падеж?
После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало. В начале XIV века из различных греческих грамматических трактатов было составлено в Сербии сочинение "О восьми частях слова" (то есть "речи"). В соответствии с греческой системой для славянского языка определяется пять падежей. Названия их, как и само слово "падеж" (или "падение") были образованы путём калькирования (перевод слова по частям) соответствующих греческих терминов.
В словаре Ожегова я нашла такой ответ «форма изменения имени», т.е. падеж - это изменение формы слова по вопросам.
Этимология слова «падеж» такова. Оно появилось в русском языке в 10 веке одновременно со словом «падать».(Падежь)Термин « падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падежь был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – « падать». Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую сторону и изменением ,« падением» имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.
Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей.
Я – именительный падеж, А я – падеж родительный, И нет на мне чужих одежд. Характер мой – общительный. Меня легко все узнают Кого? Чего? – и вот он я! И в подлежащие зовут. Предлоги часто мне друзья: Предлогов с детства не люблю, И с, и до, и у, и из – С собою рядом не терплю. До неба вверх и с неба вниз. Мои вопросы – кто? и что? Похож я на винительный Ни с чем не спутает никто. Бываю иногда,
Но в тексте различите вы Два падежа всегда
Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.
.А я – винительный падеж, А я – творительный падеж И я во всём виню невежд. Исполнен всяческих надежд. Зато отличников люблю, Творите! – Чем? Для них «пятёрки» я ловлю. Творите! – С кем? Кого позвать? Во что играть, Я подскажу вам – нет проблем! Готов ребятам подсказать. Предлогам перед, под и над Не прочь с предлогами дружить, В любой момент я очень рад! Но и без них могу прожить.
А я –падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил
Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять
А всегда ли падежи носили эти имена?
Именительный падеж, оказывается носил имя « Прямой».
Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого , где onomastike означало « именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.
Метелий Смотрицкий
Именительный падеж
Родительный падеж назывался « родный».
Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike - означает « полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца ( сын Петра, книга сестры, житель города) . Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?
Дательный падеж был « дательный».
Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike - « дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом « дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают ( подарок брату, звонок другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
Винительный падеж – « виновный».
Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike что означало « причинный». Название падежа дано по слову « вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение - « причина». Основное значение винительного « причинного» падежа – называть объект действия, который является причиной , называющей само действие ( любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа кого? что?
Творительный падеж
Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом « творить» - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное знаение творительного падежа – орудийное, инструментальное ( писать пером, рисовать красками) . И его вопросы кем? чем?
Предложный падеж – « сказительный»
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный .. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак –обязательное употребление предлога ( учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа о ком ? о чём?. Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.
Надо запомнить!
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов. Например:
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
У Ирины Волиной в книге « Учимся играя» есть сказка о Падежах:
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать- Именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова. Вот эти помощники:
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
Именительный, есть кто? что?
Родительный, нет кого? чего?
Дательный, подошёл (к) кому? чему?
Винительный, вижу кого? что?
Творительный, доволен кем? чем?
Предложный, думаю о ком? о чём?
Написано много различных стихотворных текстов для запоминания падежей.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
-Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
-ТОГО,- сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
-ТОМУ,- ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,- сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
-С ТЕМ,- заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-О ТОМ ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас. (А.Тетивкин)
Весёлая свинка тоже помогает нам запомнить падежи:
Не кричи и не визжи , изучаем падежи:
Шла весной по льду свинья
Ей попалась полынья (И.п.)
Плюх!.. торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи (Р.п.)
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье. (Д. п.)
Сами – чуть не в полынью,
Но спасли- таки свинью!..( В.п.)
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй? (Т.п.)
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье! (П.п.)
А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В английском языке имеется всего 2 падежа, в немецком- 4. Эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии - 15 падежей. Дети Венгрии изучают 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана - 48 падежей. А у китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет. Занимаясь историей падежей в русском языке я узнала интересные факты. Оказывается падежей не всегда было 6, как сейчас. Некоторые ученые выделяют более 20 падежей, я посчитала13: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный, местный, звательный, количественно-отделительный, превратительный, лишительный, счетный, ждательный.
Количественно-отделительный
падеж
разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не хода).
Лишительный падеж
вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).
Ждательный падеж
фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова с той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.
Превратительный падеж
или включительный падеж
отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т.п.
Счётный падеж
несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
Свое внимание я остановила на местном падеже.
Местный падеж.
Он называется так, потому что указывает на место. Например:
Гулять (где?) в лесу,стоять (где?) в комнате,(ед.ч.)
Жили (где?) в лесах (мн.ч.)
Местный падеж — самый понятный из всех особых падежей. Он есть, он используется каждым из нас, его формы очевидны, заменить другими словами их нельзя, и поэтому очень странно, что он не входит в школьный список. У предложного падежа можно выделить две функции (их больше, но мы остановимся на двух): указание на объект речи и указание на место или время действия.
На уроках русского языка мы выяснили, что существитедьные 2-го склонения имеют в предложном падеже окончание –е. А как же изменятся существительные нос, лес, рай, год, пол в предложном падеже
Например, можно говорить ( о чём?) о площади,
можно стоять на (чём?) площади,
думать о (чём?) комнате
находиться в (чём?) комнате.
Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй — «местным». У «площади» и «комнаты» эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса, снега, рая, года — зависят.
Мы говорим о носе, но «Каникулы у нас на носу»;
думаем о годе, но «День рождения только раз в году.
Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу.
Самое забавное, что здесь падежом управляет не предлог, а именно смысл. То есть если мы придумаем конструкцию с предлогом «в», нам обязательно захочется воспользоваться изъяснительным, а не местным падежом. Например, «Я знаю толк в лесе». Если сказать «Я знаю толк в лесу», то сразу кажется, что ты знаешь толк только, когда находишься в лесу.
Значит, в предложении Соблюдайте правила поведения в лесу, слово в лесу стоит в местном падеже. Интересен тот факт, почему в школьной программе не изучается этот падеж или был бы представлен в виде исключения. Может быть, в школьной программе он не изучается отдельно, так как его вопросы совпадают с предложным.
Предложный падеж О ком? О чем? В ком? В чем? Где?
Обозначает время, объект речи, место и т.д.
Местный падеж В ком? В чем? На ком? На чем? Где?
Обозначает место: Имеет окончание –е, -у
Сравнив два падежа, я представила бы правило таким образом:
Существительные 2 склонения (мужского и среднего рода) в предложном падеже имеют окончания –е, -у, -ю.
Например: о доме, в комнате, в лесу, в раю, в бору, в стране
2.П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь
В этой части я решила выяснить насколько хорошо знают падежи ребята моего класса, умеют ли их определять.
Задание1.
Просклоняйте имена существительные по падежам:
сказка, озеро, стол, скатерть.
С заданием справились 78,5 % , допустили ошибки 18 % , не справились с заданием 3,5 %.
Задание 2
Составьте словосочетания , употребляя имена существительные в нужном падеже.
В, роща, гулять______________
Выставка, посетить_____________________
Поездка, о, мечтать __________________
Из, окно, смотреть_______________________
С, хлеб, джем__________________
Тишина, наслаждаться____________________
С данным заданием справились 79 % ребят, допустили 1 ошибку 14 %, 2-3 ошибки – 3,5 % , не справились с заданием 3,5 %.
Задание 3
Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Укажите падеж.
Не подливай масла в _______________. Нет ____________ без огня.
Новая ____________ хорошо метет. ________________по зёрнышку клюёт и сыта бывает. Слухом______________полнится.
С заданием справились 40,5 %, допустили 1-2 ошибки 35 %, допустили 3 ошибки 17,5 %, не справились с заданием 7 %
Я провела анкетирование среди ребят своего класса. Были заданы следующие вопросы:
1. нужно ли в жизни знание падежей
2. легко ли ты запомнил (а) падежи?
3. Часто ли ты делаешь ошибки в падежных окончаниях?
Все ребята моего класса считают, что знание падежей в жизни нужно. Легко запомнили падежи 72 %, сложности с запоминанием возникли у 28 %. А вот ошибки в падежных окончаниях делают 74 %, и только 26% считают , что они не делают ошибок в падежных окончаниях.
Выводы:
Таким образом моя гипотеза подтвердилась . Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привела к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может.Устно мы как правило употребляем падежи не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно .Но при письме многие из нас делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если мы хотим быть грамотными, образованными и всесторонне развитыми людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть для нас обязательным. Следовательно знание падежей необходимо каждому человеку. У нас впереди ещё много нового и неизведанного. Мы учимся грамоте, чтобы постигать новые чудеса науки, а потом получить интересную профессию, чтобы делать добро людям, своей стране, своему селу.
Использованная литература:
1) Григорян Л. Т.Язык мой – друг мой.- 2 –е издание, исправленное и дополненное. Москва "Просвещение" 1988
2)Волина И. Учимся играя.
3) Войнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3. С. 44 – 47. 4) Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. // Академия Развития. 2004. С. 77
5) Аркадьев П. Падежи в языках мира. Пост Наука (26.11.2015).
6)Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. -
Ленинград. "Просвещение" 1990
7) История про падежи (с дискуссией) Секреты Архивариуса http://ab2905.blogspot.ru/