kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История падежей. Падежи и предлоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистика-это наука о языке. Лингвисты пытаются установить закономерности, помочь в овладении языком. Но часто в установленных закономерностях наблюдаются парадоксы т.е. странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям, иногда даже здравому смыслу. Один из таких парадоксов - падежная система. Есть языки, в которых падежная система практически утрачена. Английский — тому пример. Но падеж в русском языке – довольно непростая вещь.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История падежей. Падежи и предлоги»



История падежей. Падежи и предлоги.

Содержание:

1.Введение.

2.Основная часть.

4.Теоретическая часть.

5.Практическая часть.

6.Выводы.

7. Литература.


Введение

«С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».

Лингвистика-это наука о языке. Лингвисты пытаются установить закономерности, помочь в овладении языком. Но часто в установленных закономерностях наблюдаются парадоксы т.е. странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям, иногда даже здравому смыслу. Один из таких парадоксов - падежная система. Есть языки, в которых падежная система практически утрачена. Английский — тому пример. Но падеж в русском языке – довольно непростая вещь.
По мнению ученых, русский язык- один из самых сложных языков мира. "В русском языке около 500 тыс. слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. 1500-2000 слов - это уже 85%. У выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов. Любой русский человек, наверно, удивится, услышав это, тем не менее, это так. Шесть падежей, три наклонения, фразеологизмы и крылатые фразы, деепричастные и причастные обороты – для иностранца это большая сложность в изучении нашего языка. Так почему же нам все это не кажется верхом сложности? Потому что мы – носители русского языка, слышим, разговариваем и понимаем его с рождения. К слову сказать, мы сами толком не знаем своего языка. Совершаем ошибки при написании, говорении, неправильно образовываем слова и ошибочно согласуем слова в предложении. Нам должно быть стыдно за незнание своего второго родного языка, и я считаю это важной проблемой не только молодежи, но и взрослых людей. К сожалению, её нельзя так просто взять и исправить, все резко не могут стать грамотными. Но конечно, все зависит от желания самого человека и от уважения его к самому себе. Уважающий себя русский человек должен умело  владеть своим родным языком.  На уроках русского языка ещё в третьем классе мы познакомились с падежами. Меня заинтересовала данная тема, и я решила познакомиться с ними поближе. В основу своего исследования я положила вопрос о происхождении падежей. Их истории, как они развивались. Поэтому я решила провести исследование на данную тему и поставила перед собой следующую цель.

Задачи исследования:

1 выяснить, что такое падеж;

2. определить, действительно ли в русском языке всего шесть падежей ;

3. выяснить, всегда ли падежи так назывались;

4. как запомнить падежи;

5. узнать, есть ли падежи в иностранных языках

Объект исследования: падежи русского языка.

Предмет исследования: роль падежей в русском языке.

Методы:

  • изучение литературы;

  • опрос, анкетирование;

  • анализ различных источников.

Актуальность темы:

Какого человека можно назвать грамотным? Смысл понятия «грамотность» исторически менялся неоднократно: от элементарного умения читать до владения общественно необходимыми знаниями. Сегодня грамотный человек — это тот, кто владеет навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Каждый человек, считающий себя образованным, должен знать свой родной язык. Нельзя жить в стране и не знать хорошо её языка. Он помогает нам больше узнавать людей, передает нам чувства людей, эмоции и мысли. Русский язык – красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей. Считаю тему, которую я выбрала для изучения актуальной и интересной. Изучив множество литературы по своему вопросу, передо мной встала гипотеза, которую я должна была подтвердить.

Гипотеза: грамотный человек обязательно должен знать падежи, для того чтобы красиво говорить и писать без ошибок.

О С Н О В Н А Я Ч АС Т Ь :

1.Теоретическая часть.

Что такое падеж?

После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.
В начале XIV века из различных греческих грамматических трактатов было составлено в Сербии сочинение "О восьми частях слова" (то есть "речи"). В соответствии с греческой системой для славянского языка определяется пять падежей. Названия их, как и само слово "падеж" (или "падение") были образованы путём калькирования (перевод слова по частям) соответствующих греческих терминов.

В словаре Ожегова я нашла такой ответ «форма изменения имени», т.е. падеж - это изменение формы слова по вопросам.

Этимология слова «падеж» такова. Оно появилось в русском языке в 10 веке одновременно со словом «падать».(Падежь)Термин « падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падежь был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – « падать». Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую сторону и изменением ,« падением» имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.

Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей.

Я – именительный падеж, А я – падеж родительный,
И нет на мне чужих одежд. Характер мой – общительный.
Меня легко все узнают Кого? Чего? – и вот он я!
И в подлежащие зовут. Предлоги часто мне друзья:
Предлогов с детства не люблю, И с, и до, и у, и из – 
С собою рядом не терплю. До неба вверх и с неба вниз.
Мои вопросы – кто? и что? Похож я на винительный
Ни с чем не спутает никто. Бываю иногда,

Но в тексте различите вы
Два падежа всегда

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.



.А я – винительный падеж, А я – творительный падеж
И я во всём виню невежд. Исполнен всяческих надежд.
Зато отличников люблю, Творите! – Чем?
Для них «пятёрки» я ловлю. Творите! – С кем?
Кого позвать? Во что играть, Я подскажу вам – нет проблем!
Готов ребятам подсказать. Предлогам перед, под и над
Не прочь с предлогами дружить, В любой момент я очень рад!
Но и без них могу прожить.


А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил

Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при – 
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять

А всегда ли падежи носили эти имена?

Именительный падеж, оказывается носил имя « Прямой».

Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого , где onomastike означало « именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.

Метелий Смотрицкий

Именительный падеж



Родительный падеж назывался « родный».

Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike - означает « полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца ( сын Петра, книга сестры, житель города) . Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Дательный падеж был « дательный».

Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike - « дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом « дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают ( подарок брату, звонок другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Винительный падеж – « виновный».

Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike что означало « причинный». Название падежа дано по слову « вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение - « причина». Основное значение винительного « причинного» падежа – называть объект действия, который является причиной , называющей само действие ( любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа кого? что?

Творительный падеж

Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом « творить» - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное знаение творительного падежа – орудийное, инструментальное ( писать пером, рисовать красками) . И его вопросы кем? чем?

Предложный падеж – « сказительный»

В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный .. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак –обязательное употребление предлога ( учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа о ком ? о чём?. Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.

Надо запомнить!

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов. Например:

«Иван  Рубил  Дрова,  Варвара  Топила  Печь».

У Ирины Волиной в книге « Учимся играя» есть сказка о Падежах:

  Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать- Именительный.

  Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

  Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

  Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.

 Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

                Именительный, родительный,

                Дательный, винительный,

                Творительный, предложный.

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова. Вот эти помощники: 

Для того чтобы  легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

Именительный,  есть кто? что?

Родительный,  нет кого? чего?

Дательный, подошёл  (к) кому? чему?

Винительный, вижу кого? что?

Творительный,  доволен кем? чем?

Предложный,  думаю о ком? о чём?

Написано много различных стихотворных текстов для запоминания падежей.

   Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:

-Мой именинник ТОТ,

Который изумительно

Науку познаёт!

-ТОГО,- сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть своё пальто.

-ТОМУ,- ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

-ТОГО,- сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

-С ТЕМ,- заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.

-О ТОМ ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас. (А.Тетивкин)

Весёлая свинка тоже помогает нам запомнить падежи:

Не кричи и не визжи , изучаем падежи:

Шла весной по льду свинья

Ей попалась полынья (И.п.)

Плюх!.. торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи (Р.п.)

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье. (Д. п.)

Сами – чуть не в полынью,

Но спасли- таки свинью!..( В.п.)

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй? (Т.п.)

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье! (П.п.)

А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В английском языке имеется всего 2 падежа, в немецком- 4. Эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии - 15 падежей. Дети Венгрии изучают 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана - 48 падежей. А у китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет. Занимаясь историей падежей в русском языке я узнала интересные факты. Оказывается падежей не всегда было 6, как сейчас. Некоторые ученые выделяют более 20 падежей, я посчитала13: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный,  местный, звательный, количественно-отделительный, превратительный, лишительный,  счетный, ждательный.

Количественно-отделительный

падеж

разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не хода).

Лишительный падеж

вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).

Ждательный падеж

фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова с той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.

Превратительный падеж

или включительный падеж

отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т.п.

Счётный падеж

несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.

Свое внимание я остановила на местном падеже.

Местный падеж.

Он называется так, потому что указывает на место. Например:

Гулять (где?) в лесу, стоять (где?) в комнате,(ед.ч.)

Жили (где?) в лесах (мн.ч.)

Местный падеж — самый понятный из всех особых падежей. Он есть, он используется каждым из нас, его формы очевидны, заменить другими словами их нельзя, и поэтому очень странно, что он не входит в школьный список. У предложного падежа можно выделить две функции (их больше, но мы остановимся на двух): указание на объект речи и указание на место или время действия.

На уроках русского языка мы выяснили, что существитедьные 2-го склонения имеют в предложном падеже окончание –е. А как же изменятся существительные нос, лес, рай, год, пол в предложном падеже

Например, можно говорить ( о чём?) о площади,

 можно стоять на (чём?) площади,

думать о (чём?) комнате

 находиться в (чём?) комнате.

Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй — «местным». У «площади» и «комнаты» эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса, снега, рая, года — зависят.

Мы говорим о носе, но «Каникулы у нас на носу»;

думаем о годе, но «День рождения только раз в году.

Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу.

Самое забавное, что здесь падежом управляет не предлог, а именно смысл. То есть если мы придумаем конструкцию с предлогом «в», нам обязательно захочется воспользоваться изъяснительным, а не местным падежом. Например, «Я знаю толк в лесе». Если сказать «Я знаю толк в лесу», то сразу кажется, что ты знаешь толк только, когда находишься в лесу.

Значит, в предложении Соблюдайте правила поведения в лесу, слово в лесу стоит в местном падеже. Интересен тот факт, почему в школьной программе не изучается этот падеж или был бы представлен в виде исключения. Может быть, в школьной программе он не изучается отдельно, так как его вопросы совпадают с предложным.

Предложный падеж О ком? О чем? В ком? В чем? Где?

Обозначает время, объект речи, место и т.д.


Местный падеж В ком? В чем? На ком? На чем? Где?

Обозначает место: Имеет окончание –е, -у

Сравнив два падежа, я представила бы правило таким образом:

Существительные 2 склонения (мужского и среднего рода) в предложном падеже имеют окончания –е, -у, -ю.

Например: о доме, в комнате, в лесу, в раю, в бору, в стране


2.П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь

В этой части я решила выяснить насколько хорошо знают падежи ребята моего класса, умеют ли их определять.

Задание1.

Просклоняйте имена существительные по падежам:

сказка, озеро, стол, скатерть.

С заданием справились 78,5 % , допустили ошибки 18 % , не справились с заданием 3,5 %.

Задание 2

Составьте словосочетания , употребляя имена существительные в нужном падеже.

В, роща, гулять______________

Выставка, посетить_____________________

Поездка, о, мечтать __________________

Из, окно, смотреть_______________________

С, хлеб, джем__________________

Тишина, наслаждаться____________________

С данным заданием справились 79 % ребят, допустили 1 ошибку 14 %, 2-3 ошибки – 3,5 % , не справились с заданием 3,5 %.

Задание 3

Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Укажите падеж.

Не подливай масла в _______________. Нет ____________ без огня.

Новая ____________ хорошо метет. ________________по зёрнышку клюёт и сыта бывает. Слухом______________полнится.

С заданием справились 40,5 %, допустили 1-2 ошибки 35 %, допустили 3 ошибки 17,5 %, не справились с заданием 7 %


Я провела анкетирование среди ребят своего класса. Были заданы следующие вопросы:

1. нужно ли в жизни знание падежей

2. легко ли ты запомнил (а) падежи?

3. Часто ли ты делаешь ошибки в падежных окончаниях?

Все ребята моего класса считают, что знание падежей в жизни нужно. Легко запомнили падежи 72 %, сложности с запоминанием возникли у 28 %. А вот ошибки в падежных окончаниях делают 74 %, и только 26% считают , что они не делают ошибок в падежных окончаниях.

Выводы:

Таким образом моя гипотеза подтвердилась . Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привела к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может. Устно мы как правило употребляем падежи не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно .Но при письме многие из нас делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если мы хотим быть грамотными, образованными и всесторонне развитыми людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть для нас обязательным. Следовательно знание падежей необходимо каждому человеку. У нас впереди ещё много нового и неизведанного. Мы учимся грамоте, чтобы постигать новые чудеса науки, а потом получить интересную профессию, чтобы делать добро людям, своей стране, своему селу.









Использованная литература:

1) Григорян  Л. Т.Язык мой – друг мой.-  2 –е издание, исправленное и дополненное. Москва "Просвещение" 1988

2)Волина И. Учимся играя.

3) Войнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3. С.
44 – 47.
4) Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. // Академия Развития. 2004. С. 77

5) Аркадьев П. Падежи в языках мира. Пост Наука (26.11.2015).

6)Иванова В. А.,  Потиха З. А.,  Розенталь Д. Э.  Занимательно о русском языке. -

 Ленинград. "Просвещение" 1990

7) История про падежи (с дискуссией) Секреты Архивариуса http://ab2905.blogspot.ru/

8)http://volna.org/russkij_jazyk/istoriia_pro_padiezhi.html#hcq=hITndEp

9) http://studopedia.ru/15_129226_istoriya-vozniknoveniya-padezhey-v-russkomyazike.html

10.С. И. Ожегов «Словарь русского языка», 1985 год

11.Словарь-справочник лингвистических терминов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
История падежей. Падежи и предлоги

Автор: Алборова Наталья Самсоновна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока русского языка  Предложный падеж имён существительных. "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priedlozhnyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "198044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428340249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Разработка урока "Предложный падеж.Падежные вопросы и окончания" 5 класс с казахским языком обучения. "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-uroka-priedlozhnyi-padiezh-padiezhnyie-voprosy-i-okonchaniia-5-klass-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "223289"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437494583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Урок – игра по  русскому языку в 6 классе по теме "Склонение количественных числительных «Путешествие по городу Числительных в волшебной стране Русского языка»" "
    ["seo_title"] => string(180) "urok-ighra-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-sklonieniie-kolichiestviennykh-chislitiel-nykh-putieshiestviie-po-ghorodu-chislitiel-nykh-v-volshiebnoi-stranie-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "197319"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428233522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "218474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433789952"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Второстепенные члены предложения. Дополнение. "
    ["seo_title"] => string(54) "vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "215413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432666264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства