Вид урока: урок- исследование
Предполагаемые методы: метод проектов, метод исследование, работа в малых группах, индивидуальный подход, дискуссия, беседа, рассуждение, выдвижение гипотезы.
Цель: путем исследования подвести детей к мысли о жизненной необходимости труда, работы, деятельности в любом её представлении, дать понятие об общественно-полезном труде , заострить внимание на последствиях тунеядства и безделья, на примере эволюции человечества дать понятие о профессиях, ввести понятие о труде как о счастье. Продолжить работу над развитием навыков работы с тестом. Самостоятельному оформлению результата проектно-исследовательской деятельности.
Задача : обучать в процессе всего урока культуре ведения дискуссии, толерантности, терпеливости, принятию чужого мнения, оглашению своего мнения, честности, умению резюмировать урок,
Развивать навыки работы с дополнительными источниками как интернет ресурсами , так и словарями, художественной литературой.
Учить ориентироваться в документе- «Визитка». Развивать внимательность, любознательность, расширять кругозор детей, вовлечь их в совместное исследование. Прививать чувство прекрасного.
Оборудование : ИКТ (ресурсы интернет), рабочая тетрадь, доска, наглядность, карточки к игре «Кто быстрее».
Ход урока.
- Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок.
Во-первых у нас присутствуют гости которые будут независимыми экспертами, во-вторых, наш урок будет являться мини- исследованием
Вот несколько важных этапов :
(на доске вывешены названия этапов урока)
пресс конференция,
отчет об исследовательских проектах в качестве домашнего задания
ну а самое главное мы будем с вами рассуждать, спорить , выдвигать гипотезы и доказывать
Вы знаете что такое гипотеза?Познакомьтесь с темой нашего урока
(Открывается створка доски и появляется тема урока)
«Значение труда в жизни человека»
Ну и начнем с вами пожалуй с вопроса . А что такое труд?
Я предлагаю вам ознакомиться с тем, как объясняет значение этого слова великий лингвист , профессор, доктор филологических наук Сергей Иванович Ожегов.
(Дети открывают с помощью закладок словари, или читают информацию с листочков про себя, один читает вслух- Курков Данила)
Итак, мы с вами выяснили, что такое труд. А теперь такой провокационный вопрос: А нужно ли человеку трудиться?
- А для чего? Я предлагаю провести прямо на уроке мини-исследование
(начинается работа с мультимедийным устройством. Открывается экран)
Цель исследования
Выяснить , для чего нужен труд в жизни человека?Давайте выдвинем гипотезу
Гипотеза
Мы считаем, что труд жизненно необходим для человека
Теперь мы эту гипотезу будем доказывать.
У вас на столах имеются визитные карточки исследования . впишите туда свою фамилию и имя.
Пойдем от противного подискутируем ,чего бы не было в нашей жизни, если бы человек не трудился?
(не было бы машин, компьютеров, заводов. фабрик., школ, детских садов, магазинов, игрушек, телефонов.телевизоров, космических кораблей)
- Значит напрашивается вывод первый
Все новые технологии –это результат труда
- Ответьте мне на вопрос: труд и профессия взаимосзязанные между собой понятия. Или нет?
- А меняются ли профессии в зависимости от эпохи?(да)
- Я думаю в самое время познакомиться с результатами мини- исследования Самарцева Артема
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно также, как на смену старым предметам обихода приходят новые .Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина.
Целью моего исследования было изучить новые профессии. В результате исследования я узнал ряд новых профессий и создал словарик с их перечнем. Его я представляю вашему вниманию.
К тому же с помощью учителя и мамы я сам частично освоил профессии исследователь, создатель брошюры, и даже статист . я проанализировал сколько и на какую букву возникло новых профе
Ребенок раздает словарики-брошюрки.
Я предлагаю вам пополнить эти словари маленькими картинками , соответствующими смыслу.
Выступает Данила Я исследовал месяцы с точки зрения содержания профессиональных праздников в количественном соотношении и построил шкалу. По мере работы над проектом я многое узнал о профессиях и их представителях. Проектом были увлечены все члены семьи.
Мною создан календарь профессий.
Слово Фазалову Давиду :А мое исследование заключалось в исследовании самого себя. Мы с мамой провели ряд тестов и выяснили что у меня -………..мышление,
- Что объединяет все эти проекты-исследования?
- Скажите ребята интересно было? А получили удовольствие от своего труда? Отсюда вывод : труд –это удовольствие.
Все новые технологии –это результат труда
Труд –это удовольствие.
Музыкальная физминутка МАМБО
Групповая работа. Проводится игра «Кто быстрее»
- Посмотрите на столах у вас карточки со словами . Какие из них у вас ассоциируются с современной эпохой. А какие с очень далекими от нас. А какие можно отнести к любому времени? Должно получиться три группы.
( охота , рыбалка, строительство домов и приручили животных, добывают огонь, выращивают растения, шьют одежду, воспитывают и обучают детей, готовят еду, лечат людей, изобрели колесо, изобрели электричество , водопровод, первые машины, космос, подводные лодки, самолеты, поезда, компьютер, телефон сотовый )
- А теперь проверим:
Прошлые эпохи
21 век
В любое время
собирательство, охота , рыбалка , приручили животных, добывают огонь
Космос, подводные лодки, самолеты, поезда, компьютер, электричество, телефон сотовый, машины
охота , рыбалка, строительство, земледелие , шьют одежду, воспитание и обучение детей
готовка еды
Я предлагаю провести пресс-конференцию с гостями нашего урока, ведь они являются представителями одной из самых древних профессий- учитель.
Берется имитированный микрофон. Дети по очереди подходят к гостям. Начинается пресс-конференция
Даша: Чем привлекает вас ваша профессия?
Ильнар:Каких результатов вы достигли в своей деятельности?
Катя : Что самое трудное в вашей профессии?
Катя: Какие качества необходимы людям вашей профессии?
- Ну что ж ребята, мы продолжаем исследование. Итак, человек добивается в жизни все только трудом. Ну а если ничего добиваться не надо, а все будет и так.
Послушайте китайскую притчу:http://pritchi.ru/id_1005
«Обещанное богатство»
- Почему китаец остался восвояси?
- А как вы думаете, почему рядом с нами живут наркоманы и пьяницы, до сих пор совершаются преступления? Значит труд –это еще и цель, интересная жизнь , а значит счастье
Все новые технологии –это результат труда
Труд –это удовольствие Труд –это счастье
- Внимание! А теперь домашнее задание.
Домашняя работа
В ваших визитных карточках имеется тест. Ответьте дома на все его вопросы . Вы внимательно просмотрите инсценированную басню Сергея Михалкова и нарисуете рисунок к басне. Лучшие рисунки будут участвовать в интернет-конкурсе
Инсценировка.(Чупина Анастасия , Дикая Дарья, Ганеева А.)
Скажите а эта басня может как –то доказать нашу гипотезу?
(Идет возврат к гипотезе)
Мы считаем, что труд жизненно необходим для человека
Приготовить слайды.
- Ребята умение трудиться это великое счастье и дарование ,а ещё талант . Например Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками. . Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но они бессмертны, потому что они умели не только мечтать, но и претворять свои мечты в жизнь. Они могли трудиться Сто лет назад в России жил и творил иконописец Григорий Журавлев, который родился без рук и ног. Император Николай II высоко оценил подвиг мастера, который в одиночку, держа кисть в зубах, расписал Утевский Троицкий собор в Самарской губернии. Иконы, созданные Григорием Журавлевым, сохранились до наших дней в храмах и музейных коллекциях.
Откроем учебник и прочитаем текст статьи на странице 130 «Труд в жизни человека»
Давайте вернемся к нашей гипотезе-Мы считаем, что труд жизненно необходим для человека (читают)
- Экран Подтверждает ли её статья из учебника?
- ТРУД – ЭТО ОБЩЕНИЕ
- Итак наше мини-исследование подошло к концу. Повторим все выводы из нашего исследования
Все новые технологии –это результат трудаТруд –это удовольствиеТруд –это счастье
Рефлесия
Кто считает что мы доказали эту гипотезу с помощью мини- исследования.
Дети поднимают красную карточку в случае согласия, и желтую в случае несогласия .
Спросим у независимых экспертов.
Настя подходит с микрофоном
Итог урока
Источники: учебник окружающий мир УМК «Планета знаний» и методическая разработка к учебнику
ссий.