Тема урока: «Терпение и труд».
Цель урока:
Создать условия для формирования у обучающихся представления о труде и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества)
Задачи:
- Формировать положительное отношение к труду как высшей ценности жизни человека.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
- Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.
Ход урока:
Психологический настрой: - Давайте начнём наш урок с пожелания друг другу добра:
«Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу».
- Я рада, что у нас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
Актуализация знаний:
Чтобы определить тему сегодняшнего урока я прошу вас, внимательно послушайте рассказ Л.Н.Толстого.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (терпению и труду)
Значит, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Терпение и труд»
Лексическое значение слова «труд».
С чем у вас ассоциируется слово «труд», как понимаете значение этого слова?
(С.И.Ожегов: целесообразная и общественно – полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения)
(В Даль: работа, занятие, упражнение, дело; всё, что требует усилий, старания и заботы)
-Сравните, есть ли сходство?
(трудовая деятельность требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно-полезная)
- Что означает терпение? Найдите в словаре Ожегова и Даля.
Ожегов: (Слово терпение имеет 2 значения. Во- первых, это способность терпеть, а во-вторых, это настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле.)
Даль: Терпеть - выносить, переносить, нуждаться, страдать.
- Какое значение связано с понятием труд? Правильно.
Терпение неразрывно связано с трудом. Закончите пословицу: «Терпение и труд… … Как понимаете пословицу? (так говорят, когда хотят кого-то приободрить после постигшей неудачи, перед предстоящей трудной работой)
Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата.
Достойные примеры:
Юрий Алексеевич Гагарин - стал первым человеком, совершившим полёт в космос на корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. А до этого с отличием окончил учёбу, совершил первый самостоятельный полёт на самолёте, был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Прошёл все испытания и тренировки: испытания в барокамере, центрифуге, парашютную подготовку, изучил специальные курсы астрономии, геофизики, киносъёмки. Всё это- благодаря упорному труду и старанию.
Валентина Владимировна Терешкова - первая в мире женщина – космонавт, генерал-майор авиации. 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток» -6 совершила полёт в космос. Он продолжился почти трое суток. А до этого изнурительные тренировки: полёты и прыжки с парашютом, разнообразные вестибулярные исследования, центрифуга,барокамера, физическая подготовка, тренажёры, занималась строевой подготовкой, училась стрелять. Но она не боялась труда, всегда отличалась высокой работоспособностью
Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Александр Васильевич Суворов – выдающийся русский полководец не знал ни одного поражения. Родился в дворянской семье, получил домашнее образование, под руководством отца освоил артиллерийское дело, изучил помимо военных дисциплин, математику, философию, историю, владел восемью языками. От рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем.
«Тяжело в учении - легко в бою!» - его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
Благодаря чему все великие люди могли достичь результатов?
Отвечают дети.
Разыгрывание сказки «Репка». Дети выполняют роли, учитель рассказывает сказку. Без чего герои сказки не вытянули бы репку? (без труда и терпения).
Первичное закрепление:
Коллективная работа:
1. На Руси детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Соединить части пословиц между собой линиями.
Кто не работает, | то и пожнёшь |
На чужой каравай рот не разевай, | и рыбку из пруда |
Что посеешь, | чем целую неделю трудиться впустую |
Без труда не вытащишь | тот не ест |
Лучше день подумать, | тому без дела не сидится |
Кто любит трудиться, | а пораньше вставай да свой затевай |
Проверка. Прочитать первую пословицу….
- Как понимаете её?
Каждый человек, живущий в обществе выполняет определённую работу. Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом людей разных профессий.
2. Какие профессии вы знаете?
Вам предстоит узнать профессию с помощью загадок и записать ответ на карточке.
- В белоснежном колпаке,
- Перепачканный в муке,
- Булки сдобные печёт
- И ребятам раздаёт (пекарь)
- Почему догадались, что это пекарь?
- Вот на краешке с опаской
- Он железо красит краской.
- У него в руках ведро,
- Сам расписан он пестро (маляр)
- Кто в дни болезней
- Всех полезней,
- И лечит нас он от болезней (доктор)
- Наведёт стеклянный глаз,
- Щелкнет раз - и помнит вас (фотограф)
- Он учит детишек читать и писать,
- Природу любить, стариков уважать (учитель)
- Что объединяет этих людей? (все они трудятся, выполняют определенную работу)
- А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.
- Что бы тогда было?
– Не вышли бы на работу электрики…
Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.
– Не вышли бы на работу пекари…
Дети: Все будут без хлеба.
– Не вышли бы на работу медицинские работники…
Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.
Каждая профессия важна. Чтобы жить, нужно трудиться. Жизнь- это труд.
А что является для вас самым главным трудом?
- Как вы относитесь к своему труду?
- Что нового узнали о труде?
Рефлексия.
Сегодня на уроке я понял, что....
Что мне этот урок дал для жизни?